Бог солнца у славян: имя, фото. Бог солнца в славянской мифологии


Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Используя очевидную роль Солнца как источника жизни на Земле, представители церкви способствовали развитию поклонения Солнцу, культу Солнца. Солнце обожествлялось различными народами, которые давали ему свои имена:

Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни, например, Молоху.

Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря
Мраморный барельеф из Трои

Из истории древнего мира мы знаем <...> "о статуе бога Солнца Гелиоса на острове Родос, известной под названием Колосса Родосского и считавшейся шестым чудом света.

Статую создал в 293–281 гг. до н.э. скульптор Харес. 36-метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юго-востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяет предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

Статуя Зевса Олимпийского <...> имела масштаб в десять человеческих ростов, а статуя Гелиоса с острова Родос - в двадцать. Построенная по новой для своего времени технологии (полая внутри, с использованием каркаса и облицовки), она сразу привлекла к себе внимание греческого мира, превратив остров Родос в еще один объект культурного паломничества.

Однако колосс - так называли греки все крупные статуи - простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н.э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

В разрушенном состоянии он пролежал еще свыше 900 лет, продолжая считаться достопримечательностью мирового значения. В 997 г., когда остров Родос завоевали арабы, обломки полированной бронзы, которые не поддались ржавчине, были вывезены с острова. Завоеватели, презиравшие чужую культуру, равнодушные к чужой истории, переплавили металл и сделали из него монеты и украшения". <...>


Аполлон и Диана. Джованни Тьеполо, 1757

Аполлон — бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков.
Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами ), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну) .

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др.греч. Φοιβος , чистота, блеск, («лучезарный» - в греческой мифологии).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога . Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима.

Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.


Митра, убивающий быка

В древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь [к людям] солнцем , создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легионеры.

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте.


реконсруированное
изображение Ра

Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года.
Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу.
Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. <...>

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это - Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и неуправляемая сила;
3) страсть и плодородие.

Тонатиу (науатль - букв. «Солнышко») в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов.
Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой.
Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами (см. душа-кровь) принесённых в жертву и воинов, павших в боях.

Для славян Солнце всегда имело особое значение. Они замечали зависимость фазы небесного светила от смены времени года, поэтому за каждый сезон нес ответственность определенный , в общем, их было четыре. Каждый из них имел свои характеристики, которые отличались друг от друга. Люди поклонялись каждому Богу солнца и почитали их заповеди.

Бог солнца у славян - Хорс

Почитали его, начиная с зимнего солнцестояния и до весеннего. В первый день славяне отмечали начало Нового года. Хорс представляет собой мужчину средних лет, у которого на лице всегда присутствует румянец от мороза. Одет он в рубаху, штаны и плащ лазурного цвета. Этот Бог всегда грустный, поскольку ему не хватает сил, чтобы уберечь землю он холодных ночей. У Хорса есть силы, чтобы успокоить метель и буран, а также немного изменить температуру. Славяне также часто связывали этого Бога с животными. Праздники, посвященные этому Богу солнца у восточных славян, всегда подразумевали купания в проруби и хороводы. Кстати, у Хорса есть и темное воплощение, которое, наоборот, отвечает за лютые морозы. Днем этого Бога считается воскресенье, а его металл – червонное серебро.

Бог солнца у славян - Ярило

Отвечал он за период, начиная с весеннего солнцестояния и до летнего. Изображали этого Бога в обличии молодого парня с красивыми волосами золотистого цвета и с голубыми глазами. Имел он за спиной ярко-красный плащ. Передвигался Ярило на огненном коне. В мифах есть указания, что появлялся этот Бог с огненными стрелами, чтобы прогнать холод. отличался от других Богов своей чистотой и искренностью. Славяне также называли его Богом молодости и плотского наслаждения. Символ – равносторонняя пятиконечная звезда или руна Уд.

Бог солнца у древних славян - Даждьбог

Входил он во власть, начиная с летнего и до осеннего солнцестояния. Славяне верили, что Даждьбог по небу передвигается на колеснице, которая запряжена четырьмя белыми конями с огненными гривами и золотыми крыльями. Солнечный свет излучает щит, который Бог держит в своих руках. Выделялся он своим величием и прямым взглядом. Волосы у него золотого цвета развиваются по ветру. Этого языческого Бога Солнце у славян в основном изображали в золотых доспехах с копьем и щитом. Кумир Даждьбога находился практически во всех древнерусских городах. У этого Бога есть своя руна, которая отвечает за благополучие во всех жизненных направлениях. Еще руна означает успех в любом начатом деле. Символ Даждьбога – солярный квадрат. Обращались к нему люди в утренние часы, когда солнце только появлялось над горизонтом.

Бог солнца у славян Сварог

Почитали его, начиная с осеннего солнцестояния и до зимнего. Сварог – Бог огня и неба. Он является родителем многих богов-сыновей. Научил Сварог людей пользоваться огнем, обрабатывать металл, делать творог и сыр. Подарил он им также плуг, что дало возможность славянам обрабатывать землю. Сварог считается старым солнцем, которое является холодным и темным. Капищем этого Бога считается любая кузня или горн. Рядом с кумиром непременно должен находиться огонь и металл.

Бог солнца у Славян - Ра

Многие считают, что Ра является древнеегипетским Богом, но на самом деле он стал таковым лишь в 28 веке до н.э. Изначально он был славянским Богом, который появился на свет от Творца Вселенной. Согласно существующим легендам Ра управлял колесницей, на которой находилось солнце. Его сыновьями принято считать Велеса и Хорса, который после смерти Ра, занял его место. В мифах указано, что в старости Ра превратился в реку, которая в современном мире называется Волгой.

С утратой ритуалов поклонения, потеряна сопричастность к нуминозному. Вспышки на Солнце и магнитные бури на Земле стали для нас повседневными космическими явлениями. Но поиск причины мы заменили исследованием ее последствий. И сегодня постепенно забывается самое важное для человека чувство - чувство священного.
Виктория Андреева

Солнце. Аполлон. «De Sphaera». Codex Estansis Latinus 209. Modena. Biblioteca. 15 век

Солнце - небесный огонь, единственное, что может быть видимо одними и теми же существами от утренней до вечерней зари; это - звезда, зримая днем, существо вечное, одушевленное, величайшее. Платон. Определения

В последний день Масленицы в центре Москвы открыт памятник – медведь с блином в лапе, поднимающий его над головой (конъюнкция хтонического и солярного символов). Блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Получается так, что весь этот год я провела взаимодействуя с обоими символами, но по-разному. В моем личном материале преобладали хтонические образы, в том числе медведь и очень мало солярных, зато в работах клиентов с точностью до наоборот. Может быть поэтому обращаюсь опять к этой теме, в последний день масленицы.
В рисунках и песочницах очень часто встречается солнечная символика: вращающееся колесо; диск; круг с центральной точкой; круг в окружении лучей; лучи, как прямые, так и волнистые, символизирующие как свет, так и жар Солнца; лицо в окружении лучей; глаз; паук в центре своей паутины с исходящими от него во все стороны лучами; солнечные птицы и животные, такие как орел, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь, крылатый или хохлатый змей, китайский дракон; белое Солнце ассоциируется с солнечными животными, а Черное Солнце связано со змеей и хтоническими силами; плод на Древе Жизни.
По тому где и как изображено солнце на рисунке мы можем думать об отношениях с отцом реальным и небесным. «Видимый отец мира есть солнце, огонь небесный; поэтому отец, бог, солнце, огонь – мифологические синонимы.
Солнце в рисунках и песочных картинах такое разнообразное и по форме и по наполнению, оно может быть разного цвета и иметь свои особенные свойства. Например, когда опеки и заботы слишком много на рисунке может появиться два очень жарких солнца или, если тепла в отношениях не хватает, солнце даже не помещается на листке и мы видим только уголок. В одной из песочных картин взрослый клиент расположил солнечные диски в родительских углах и изобразил движение к ним за теплом и светом.

И совсем другие смыслы, когда солнце в центре песочницы освещает и согревает все пространство. В работе «Символы трансформации» Юнг описывает следующую цепь ассоциаций: певец — поющая утренняя звезда — бог звука — создатель мира -бог света – солнце – огонь — любовь. «Если почитают бога, солнце или огонь, то поклоняются интенсивности и силе (энергии), в других словах, явлению психической энергии как таковой, либидо…Один человек извлекает идею бога из солнца, а другой – поддерживает это нуминозное чувство тем, что наделяет солнце богоподобным значением…»
Солнце может изображаться антропоморфно, имея определенные части тела. В моей работе было два схожих между собой сюжета в рисунках детей 6 и 7 лет: солнце дотягивалось своим лучом до дома в центре картины и согревало его своим теплом. Амплификация подобного образа есть у Юнга:

«У одного живописца немецкого средневековья мы встречаем изображение: с неба спускается труба и направляется под одеяние Марии. В трубе слетает в образе голубя Святой дух, чтобы оплодотворить Божью Матерь. Однажды я имел возможность наблюдать галлюцинацию у одного пациента-шизофреника: он сказал мне, что видит фаллос в состоянии эрекции на солнце. Это странное безумие долго оставалось мне непонятным, пока я не познакомился с видениями литургии Митры. Ничего нет поэтому удивительного, если солнечный диск наделялся не только руками и ногами, но и фаллосом.» (коллективная идея оплодотворяющей силы Солнца)

Обращаясь к образу Солнца, попробую передать особенности образа, погрузиться в его огромную энергию.

Веками человечество относилось к Солнцу с особым почтением. Небо всегда было пространством священного, а Солнце обожествлялось всеми народами Земли. Своим небесным ритмом оно задает порядок и организует жизнь людей. Его видимый путь по небу отражается в мифах и ярко представлен в традиционных праздниках всех культур мира.
Возродить древнее трепетное отношение к нашему дневному светилу помогают нам мифы и легенды.
Предшественниками солярных мифов считаются лунарные и другие астральные мифы. Солнце начинает играть основную роль в позднейших этапах мифологии, в обществе, имеющих развитый аппарат власти и достаточно продвинутую технологию.
Достаточно ранний тип солярных мифов представлен в Южной Африке, где считалось, что солнце было человеком, у которого светились подмышки. Он поднимал руки и земля озарялась солнечным светом. Тогда люди «древнего народа» забросили его на небо.
По другому варианту жил человек-огонь, голова которого светилась, он приносил удачу, но требовал себе самый лучший кусок мяса. Люди убили его. Голову отрезали и швырнули вверх. Так появилось солнце. Каждый день голова проходит путь с востока на запад, но не может найти свое тело.
Лучи солнца несут плодородие и изобилие, но они же иссушают и убивают, поэтому солнце символизирует и жизнь и смерть. В архаичных солярных мифах повествуется о возникновении Солнца и об уничтожении лишних солнц (народы Нижнего Амура и Сахалина), культурный герой стреляет из лука и уничтожает лишние Солнца.
Отличием более развитых солярных мифов является включение солнца в пантеон главного божества или одного из главных божеств, чаще всего это Солнце и гроза. Это происходит с увеличением функции священного царя. В аккадской мифологии бог Солнца исполняет роль судьи и пастуха людей аналогичные мотивы известны и в других развитых ближневосточных мифах.

В цикле Египетских Солярных мифов древнейшими признаются мифы о рождении солнечного младенца из лона небесной богини. В Египте солнечный бог Ра — верховное божество, олицетворение древнего солнца, создатель мира и людей. По мифу, днем Ра освещая землю плывет по небесному Нилу на солнечной ладье Манджет, а вечером пересаживается в ладью Месектет и спускается в преисподнюю, где сражается со змеем Апопом, плывет по Нилу подземному. Ипостаси Ра — боги утреннего солнца — изображались как крылатые жуки скарабеи, сам Ра как солнечный диск, и боги закатного солнца Атум (баран) и Осирис.

В мифологиях Египта и Передней Азии в 16-15 вв до н.э. выработалось представление о солнце как едином боге – царе вселенной. В Античной традиции известны два солнечных божества- Гелиос — бог солнечного света и Аполлон (Феб) – светоносное божество, олицетворение света как мирового принципа. Миф приписывает Аполлону убийство змея Тифона, который олицетворял вселенскую скверну. Гелиос днем мчится по небу на огненной четверке коней, а ночью спускается на западе к морю и переплывает его воды в золотой чаше.

В большинстве мифологических традиций солнце олицетворяет мужское творящее начало, тогда как луна отражает свет солнца, мыслится женским началом, пассивным. Исключение составляют скандинавы (богиня Соль) и японцы (великая богиня Аматэрасу, творение бога неба Идзанаки).
В индуизме солнце обладает мужской и женской ипостасями — это мужское божество Сурья и его дочь солнечная богиня Сурья.

Древний человек, восхищаясь солнцем и поклоняясь ему, выражал свой внутренний мир одним из наиболее естественных способов. Большинство древних традиций включали определенные формы поклонения солнцу, сочетавших различные солнечные символы и божества, но нигде в мире такие традиции не сохранились так хорошо, как в ведической культуре. На самом деле, во многих частях современной Индии люди до сих пор каждый день проводят ритуал поклонения солнцу. Поклонение солнцу как символу Брахмана, Абсолюта. В Индии и в наше время сохранилось немало храмов солнца, некоторые из них датируются восьмым веком до нашей эры. На заре истории человек уже осознал в себе духовную силу, отраженную в материальной вселенной. Вся йога основана на понимании этой идеи. Комплекс сурья намаскару (приветствие солнцу) пробуждает солнечные стороны природы человека и высвобождает его жизненную энергию для развития более высокой осознанности.

Тонатиу майа — маска бога солнца.

В мифологии племен Центральной Америки Солнцу воздавались особые почести и делались особые жертвоприношения, чтобы светило могло и впредь совершать ежедневный путь по небу. По мифам Ацтеков божество молодого солнца Уитцилопочтли и бог солнечного света Тонатиу требовали кровавых жертв, иначе они могло бы обессилеть во время ночного путешествия по подземелью.

Центральная часть «Камня Солнца», или «Ацтекского календаря»

В Китае Солнце- эмблема императорской власти, воплощение мужского начала Ян. Эмблема солнца- красный диск, с трехногим вороном, символизирующим три фазы солнечного положения: восход, зенит и заход.

В славянских традициях Солнце — «царь неба». Сын небесного бога Сварога. В народных преданиях солнце — лицо, око или слово бога, а также оконце, через которое Бог смотрит на землю. Одно из имен солнечного божества — Даждьбог- «дающий людям благополучие». Поэтому Даждьбог считался покровителем всего русского народа. Князь Игорь (Слово о полку Игореве) считался внуком Даждьбога, т.е. Рюриковичи — потомки солнечного бога. Помощник Даждьбога — соловей. По преданию он приносит ключи, чтобы тот запирал зиму и отпирал лето. Другое имя этого божества – Хорс.
Из довольно поздних источников (18-19 в.) из фольклорных текстов, сопровождающих сезонные обряды, появляется Ярило, божество Солнца, плодородия и сексуальной силы. Ярилины гуляния приурочивались к первому дню петровского поста, к Иванову дню. Праздники имели широкий разгульный характер, гулянья сопровождались плясками, ряженьем, пьянством, буйным поведением, исполнением неприличных песен и свободой сексуальных отношений.
В некоторых губерниях Ярославле, Костроме, лепили мужчину с подчеркнутыми половыми признаками. Пьяные бабы провожали фигурку до могилки, а старик в лохмотьях, ряженый, хоронил в гробике. В Поволжье в Ярилин день сжигали чучело, провожали весну.
Также этот день назывался масленица – языческий праздник. Сжигался символический антропоморфный персонаж из соломы воплощавший сытость и достаток, а также старость и смерть.
Блины участвовали в масленице как поминальная еда. Они изображали солнце, символизирующее загробный мир, по древним представлениям славян, он соотносится с солнцем, которое опускалось туда ночью. В этом случае оно осмысляется как светило мертвых.
Первый масленичный блин предназначался умершим предкам. Его оставляли на окне или относили на кладбище.
Христианская Непорочная Дева также ассоциируется с египетским прототипом – богиней Исидой, матерью Бога Солнца, слова которой начертаны на храме Саиса: «Я приношу плод, который есть Солнце». Христос также иногда символизируется Солнцем с двенадцатью лучами, носителями, передающими вдохновленную свыше истину – двенадцатью Апостолами.

Образ солнца широко используется в изображениях и текстах алхимиков. В «Mysterium Coniunction» Юнг описывает солнце как образ духовного божества, т.е. как самость с одной стороны, и один из аспектов Эго с другой стороны. В серии «Розариум философорум» встречается универсальный сюжет поглощения солнца. Зеленый лев поглощает солнце. Лев алхимии это огненное животное, эмблема дьявола, олицетворяет опасность быть проглоченным бессознательным. Сознание, которым овладевают необузданные страсти и желания. Одним из известных алхимических текстов является трактат Сеньора «Химия». В котором есть изображение Гермеса Трисмегиста (1707) благостного и неблагостного солнца. Оба освещают нижний мир, в котором полная луна. Одно испускает два луча, второе один. В тексте Сеньора пишется о том что солнце с одним лучом лишено справедливости. Солнце с одним лучом олицетворяет принцип эгоцентрического сознания в состоянии инфляции, которое характеризуется предвзятым отношением к бессознательному или реальности и противопоставляет себя самости. Два луча- инструмент реализации самости.

Черное Солнце — алхимический символ

«Черное солнце» — алхимический символ необработанного первичного состояния вещества. Также черное солнце- это солнце подземного мира. Черное солнце указывает на негативный, «несправедливый аспект сознания». Негативный аспект солнца популярен преимущественно в жарких странах, где жгучее полуденное солнце уничтожает растения. В жарких странах призраки появляются в полдень. В библии упоминается полуденный демон.
Черное солнце символизирует захваченность эго влечениями. Сатурн называют черным солнцем. Т.о. черное солнце Сатурн, является тенью солнца, которое лишено справедливости и грозит смертью всему живому. Существует изображение пожирающего своих детей Сатурна в виде черного солнца.
Психологический аспект черного солнца – это травма или отсутствие переживания как только контур.
Солнечное затмение всегда вызывало смущение. Дикие народы опасались что волк или злой демон проглотит солнце. В мифологии затмение связывалось с борьбой высших сил. Злая сила желает нарушить установленный порядок (погасить, съесть, убить). Во многих культурах затмения считались предвестниками несчастий. Поверья одних требовало тишины, других, наоборот активных колдовских действий, для помощи светлым силам. В Чечне до сих пор затмение встречают стрельбой в воздух.

Древние культуры и религии ушли в прошлое, и солнечное поклонение утратило свою значимость. Изучение солнца и его влияния находится в пространстве науки. Природа Солнца и его значение для нашей жизни — неисчерпаемая тема.
Множество природных явлений связано с солнечным ветром, в том числе магнитные бури, полярные сияния и различная форма кометных хвостов, всегда направленных от Солнца. Периодически, с ритмом приблизительно 11 лет, происходит усиление солнечной активности -возникают солнечные пятна. В это время усиливается волновое солнечное излучение на разных частотах, из солнечной атмосферы выбрасываются в межпланетное пространство потоки электронов, протонов, ядер гелия, энергия и скорость которых много больше, чем энергия и скорость частиц солнечного ветра. Астрономы отмечают, что периоды усиленной деятельности солнечных пятен часто совпадали с войнами, революциями, переселениями народов. Даже относительно мизерные изменения потока энергии, передаваемой Солнцем Земле, которые происходят при солнечных вспышках, существенно сказываются на земных условиях. По своей сути вспышки — это взрыв, вызванный внезапным сжатием солнечной плазмы.
Влияние солнечной активности на возникновение заболеваний установил ещё в 1920-х годах А.Л.Чижевский. Из всех заболеваний, которые подвержены воздействию магнитосферных бурь, сердечно-сосудистые были выделены, прежде всего, поскольку их связь с солнечной и магнитной активностью была наиболее очевидной. Во время магнитной бури чаще начинаются преждевременные роды, а к концу бури увеличивается число быстрых родов. У детей в такие моменты может появиться повышенная возбудимость, нарушение внимания, некоторые становятся агрессивными, раздражительными, обидчивыми.
С утратой ритуалов поклонения, потеряна сопричастность к нуминозному. Вспышки на Солнце и магнитные бури на Земле стали для нас повседневными космическими явлениями. Но поиск причины мы заменили исследованием ее последствий. И сегодня постепенно забывается самое важное для человека чувство - чувство священного. В литургии Митры мы встречаем следующее знаменательное место: «Путь видимых богов откроется через солнце, которое есть Бог, Отец мой»… К.Г.Юнг развивал идею коллективного бессознательного, проделал огромную работу изучая универсальные проявления человеческой психики путешествуя по миру и изучая работы по философии, алхимии, истории, религии и искусству. Содержания этого пространства описаны как архетипы, которые и являются динамическими факторами психики. Самость — центральный архетип или центр энергетического, регулирующий принцип. Одна из функций Самости относится к репрезентации и символам, ведущим к личному переживанию, которые по словам Юнга, нуминозные - то есть сильные, внушающие трепет, обогащающие.
«Солнечный диск со своим оплодотворяющим теплом аналогичен оплодотворяющей теплоте любви… В известном факте почитания солнечной силе мы отдаем дань великой порождающей силе Природы, что ясно свидетельствует, что человек почитает в божестве энергию архетипа.»
Используя образ солнца, идею юнгианского анализа можно выразить как простраивание связи между внутренним и внешним Солнцем.

«Имеется земное солнце, которое есть причина всего тепла, и все, кто может его видеть, видят солнце, а те, кто слепы, могут чувствовать его тепло. А есть вечное Солнце, которое является источником всей мудрости, и те, чьи духовные способности разбужены к жизни, увидят это солнце и будут осознавать его существование». Парацельс.

Крылатый солнечный диск, по обеим его сторонам изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Композиция символизирует защиту и мировое равновесие.
Этот знак часто изображался над входом в гробницу фараона; в этом случае диск в центре символизировал Гора, крылья – оберегающую его Изиду, а змеи – Нижний и Верхний Египет.

  1. Русская мифология. Энциклопедия.-М.:Эксмо; СПб.:Милгард, 2007.-784 с.
  2. Капица Ф.С. Тайны славянских богов.-М.:РИПОЛ классик, 2007.-416с.
  3. Элиаде М. Аспекты мифа.- М.: “Инвест-ППП”, 1996. – 240с.
  4. Свами Сатьянанда Сарасвати Сурья намаскара.-Минск.: Ведантамала, 2006.-128 с.
  5. Юнг К.Г. Символы трансформации.-М.:, 2007.-731с.
  6. Юнг К.Г. Символическая жизнь.-М.: “Когито-центр”, 2003.-326с.
  7. Юнг К.Г. Психология и алхимия.- М.: Рефл-бук, 1997.-592с.
  8. Юнг К.Г. Архетип и его символ.- М.: Ренессанс, 1991.- 297с.
  9. Энциклопедия символов,знаков,эмблем.- М.: Эксмо, 2005.-602 с.

Sandplay. Юнгианская песочная терапия. Психотерапевтический метод сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии): теория, практика, обучение, специалисты-психолог — песочные терапевты

В Древнем Египте бог солнца Ра был верховным божеством. Самые почитаемые боги Египта - это его дети, внуки и правнуки. Земные правители-фараоны также считались его потомками.

По легенде, Ра сначала царил на земле, и то был «Золотой век». Но потом люди вышли из повиновения, из-за чего бог Солнца ушел на небо. На людское племя нашли неведомые прежде страдания.

Однако Ра не позволил всем людям погибнуть и продолжил оказывать им благодеяния. Каждое утро он отправляется на своей лодке в путешествие по небу, одаряя землю светом. Ночью путь его лежит через загробный мир, в котором бога поджидает его злейший враг - громадный змей Апоп. Чудовище желает поглотить солнце, чтобы мир остался без света, но всякий раз Ра его побеждает.

В искусстве Ра изображался в виде высокого стройного мужчины с головой сокола. На голове у него солнечный диск и изображение змеи.

На протяжении истории Египта Ра был не единственным «солнечным» божеством. Также существовали культы богов:

  • Атум - архаичный бог, которого широко почитали до утверждения культа Ра. Затем стал отождествляться с последним.
  • Амон - первоначально бог ночного небесного пространства. Центр поклонения ему находился в городе Фивы, и после возвышения этого города в эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) изменилась и роль Амона. Он стал почитаться как бог солнца Амон-Ра.
  • Атон - бог-солнце, монотеистический культ которого пытался утвердить фараон Эхнатон (XIV в до н.э.)

Месопотамия

В Древней Месопотамии богом солнца считался Шамаш (аккадский вариант), или Уту (так его назвал народ шумеров). Не он был главным божеством шумеро-аккадского пантеона. Считался сыном или даже слугой бога луны Нанны (Сина).

Тем не менее, Шамаш высоко почитался, ведь именно он дает людям свет и плодородие - земле. Со временем его значение в местной религии возросло: Шамаш стал рассматриваться еще и как справедливый бог-судья, устанавливающий и охраняющий законность.

Древняя Греция и Рим

Богом солнца в Древней Греции был Гелиос. Играл подчиненное положение по отношению к главному божеству греческого пантеона - Зевсу. В Древнем Риме Гелиосу соответствовал бог Сол.

По легенде, Гелиос живет на востоке в великолепных чертогах. Каждое утро богиня зари Эос распахивает ворота, и Гелиос выезжает на своей колеснице, в которую впряжены четыре коня. Пройдя через весь небосклон, он скрывается на западе, пересаживается в золотую лодку и по Океану переплывает обратно на восток.

В своем путешествии над землей Гелиос видит все дела и поступки людей и даже бессмертных богов. Так, именно он рассказал Гефесту об измене его жены Афродиты.

Богатая греческая мифология содержит немало историй, связанных с Гелиосом. Пожалуй, самый известный - о его сыне Фаэтоне. Юноша упросил отца разрешить ему один раз проехать по небу. Но в пути Фаэтон не справился с конями: они понеслись слишком близко к земле, и та загорелась. За это Зевс сразил Фаэтона своей молнией.

Кроме Гелиоса, в Древней Греции олицетворением солнца также выступал бог света Аполлон (Феб). В эллинистический период с Гелиосом и Фебом стал отождествляться и древний индоиранский бог света Митра.

Индия

В индуизме богом солнца выступает Сурья. Он несет множество функций, в том числе:

  • разгоняет тьму и освещает мир;
  • поддерживает небо;
  • выступает «оком богов»;
  • исцеляет больных.;
  • борется с Раху - демоном солнечных и лунных затмений.

Как и Гелиос, Сурья разъезжает по небосклону на колеснице. Но коней у него целых семь. Кроме того, у него есть возница - Аруна, который также считается божеством зари. Женой Сурьи называют богиню Ушас.

Как это свойственно для многих древних культов, Сурья ассоциировался и с другими солярными божествами. Так, на древнейшем этапе развития индуизма солнечным божеством считался Вивасват. Потом его образ слился с Сурьей. В более поздние века Сурья отождествлялся с Митрой и Вишну.

Древние славяне

О верованиях и мифах славян сохранилось немного источников, очень мало и древних изображений славянских богов. Поэтому славянскую мифологию ученым приходится собирать по крупицам. А в популярной литературе пробелы в подлинных знаниях часто заполняются домыслами.

Известны имена многих божеств, в которых верили славяне до принятия христианства. Но функции многих из них не совсем ясны. В качестве олицетворения солнца у восточных славян называются:

  • Даждьбог;
  • Хорс;
  • Ярило.

По русским летописям, в X в. князь Владимир Святославович (будущий Святой) повелел установить для поклонения идолы Даждьбога, Хорса и других божеств. Но для чего два бога солнца в одном пантеоне?

Некоторые исследователи считают, что «Даждьбог» и «Хорс» - два имени одного божества. Другие полагают, что это два разных бога, но связанные между с собой. Также возможно, что Хорс - олицетворение собственно солнца, а Даждьбог - света. В любом случае, здесь остается огромное поле для исследований.

В наше время нередко пишут, что славянским богом солнца был Ярило (или Ярила). Создаются и изображения - солнцеголовый мужчина или юноша с прекрасным сияющим лицом. Но, на самом деле, Ярило связан с плодородием и в меньшей степени с солнцем.

Германские племена

В германо-скандинавской мифологии солнце олицетворяло женское божество - Соль (или Сунна). Ее братом является Мани - божественное воплощение Луны. Соль, как и Гелиос, ездит по небу и освещает землю. Кроме того, с солнечным светом связан и бог плодородия Фрейр.

Цивилизации Америки

Американские индейцы также исповедовали политеистические религии. Естественно, что среди многочисленных высших существ бог солнца был в числе главных.

  • Тонатиу - бог солнца у ацтеков, один из центральных божеств пантеона. Его имя переводится как «Солнышко». Культ Тонатиу был чрезвычайно кровавым. Ацтеки верили, что бог солнца каждый день должен получать жертвы, а без этого он умрет и не будет освещать землю. Также, как считалось, его питала кровь погибших в битве воинов.
  • Кинич-Ахау - бог солнца у майя. Как и в случае с Тонатиу, ему требовались жертвы.
  • Инти - бог солнца у инков, прародитель жизни. Был очень важным, хотя и не главным божеством в пантеоне. Считалось, что верховные правители страны ведут свое происхождение от Инти. Изображения этого божества в виде солнечного лика помещены на современные флаги Уругвая и Аргентины.

Связанная статья

Источники:

  • Мифы народов мира

Очень многие религиозные верования имеют мифологическую основу. До сегодняшнего дня сохранились передававшиеся из поколения в поколение сказания о древних богах, наделенных всемогуществом и сверхъестественной силой. Такие легенды возникали в самых разных уголках планеты и становились частью культуры населявших ее народов.

Инструкция

Одним из самых почитаемых в Египте богов был Осирис. Он ведал силами природы и загробным миром. Как гласит одна из многочисленных легенд, Осириса решил погубить его брат, бог Сет. Действуя хитростью, Сет изготовил саркофаг и объявил во застолья, что подарит его лишь тому, кому его творение придется впору. Ничего не подозревавший Осирис попробовал уместиться в гробнице. В этот момент Сет и другие заговорщики крышку. Залитый свинцом саркофаг коварный Сет выбросил в Нил. Впоследствии Исида, верная супруга Осириса, смогла оживить мужа.

В Древней Греции особо почитаемым был верховный олимпийский бог Зевс. Сохранилось множество легенд о греческих богах, в которых Зевс принимает активное участие. Считалось, что именно он подарил человечеству совесть и стыд. В своих отношениях с другими божествами Зевс всегда выступал в качестве грозной и карающей силы. Он был способен вершить судьбы других богов и

Главным божеством индейцев Южной Америки был Кетцалькоатль. Считалось, что он может менять свой облик, превращаясь в зеленого змея и других диковинных существ. В легендах и преданиях индейцев рассказывалось, как Кетцалькоатль, обратившись муравьем, похитил в муравейнике вкусные маисовые зерна, чтобы передать их людям. Главный индейский бог не раз вступал в схватки со своими могущественными противниками, которые пытались навредить людям. В одном из мифов он отправляется в далекое изгнание, пообещав вернуться. Интересно, что суеверные индейцы приняли первых европейцев за свиту Кетцалькоатля, возвращения которого давно ожидали.

Индийский бог Шива вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду. Его задача – регулировать мировой порядок. Очень часто для этого Шива использует танец. Устав танцевать, Шива на время останавливается и предается отдыху. Индийцы считали, что в это время мир погружается в хаос и тьму. Легенда гласит, что Шива не раз являлся в мир людей, но чаще всего его не узнавали. Однажды Шиву даже прокляли мудрецы, когда он потребовал от них поклонения. Только после явленных Шивой чудес люди бросились к его ногам, признав богом.

В славянском пантеоне Бог Купала (Купайло, Купайла) – это воплощение энергетики солнечного света. Он неразрывно связан со своей матерью Купальницей, но главное, – женой Костромой, которая, как оказалось после свадьбы, была его единокровной сестрой.

Бог Семаргл предупреждал своих детей про возможную опасность и строго настрого запрещал им слушать песни Сирин, но Купала ослушался отца и однажды ночью убежал на берег реки. Там птица спела ему свою чарующую песню и заманила в мир мертвых.

Купальница, Кострома и Семаргл очень долго пытались его отыскать, но в Навь им пути не было, поэтому они и не знали, что Купала живет там, и что спустя годы ему удалось оттуда сбежать.

Шли годы. Кострома и Купала не видели друг друга, сестра вообще считала брата погибшим, но за это время они очень выросли и стали прекрасным парнем и девушкой.

Кострому хотели взять в жены многие, но никому она не дарила свое сердце и уже отчаялась найти настоящую любовь. Однажды сплела она венок, вышла на берег реки и прокричала Богам, что нет на свете мужчины, который бы покорил ее сердце. В ту же секунду ветер сорвал с ее головы венок и бросил его в воду. Он не утонул, а приплыл к лодке, в которой сидел очаровательный юноша. Он поднял венок и преподнес его Костроме.

С первого взгляда молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу. Однако, после этого счастливого события Семаргл и Купальница узнали в муже дочери своего потерянного сына и рассказали новобрачным об этом.

Не выдержав страшной вести, молодые взялись за руки и бросились в реку с высокого обрыва.

Купала после прыжка с возлюбленной в воду утонул, а Кострома превратилась в . Это существо – прототип . В образе прекрасной девушки в ясные лунные ночи она сидела на берегу реки и заманивала молодых парней в свой омут. Поняв, что рядом с ней не Купала, она отдавала жертву злым водным духам, а сама вновь выходила ждать любимого на берегу.

Мавка в славянской мифологии представала и в трагическом образе, но чаще всего ее изображали злобным существом. Но только после гибели очередного парня, она испытывала ужасные муки совести, страдала и возносила молитвы Богам.

gastroguru © 2017