Как выглядит Дед Мороз в разных странах (15 фото). Якутский дед мороз рассказал о новогодних пожеланиях детей Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Как вы знаете, такой персонаж есть у многих народов мира. Сегодня пройдемся по Дедам Морозам бывшего СССР.

Белорусский Дед Мороз носит имя Зюзя. Это пожилой мужчина с длинной бородой, который живет в лесу и носит белый открытый кожух. В руке у него должна быть большая железная булава. Но в нашем случае почему-то был посох. Мы с ним . Зюзя олицетворяет собой зимнюю стужу. Чтобы задобрить сурового деда, белорусы под Новый год варили для него кутью.


Татарский и башкирский Дед Мороз называется Кыш-Бабай. Он отмечает свой день рождения в ночь с 21 на 22 декабря. Считалось, что именно тогда родился верховный бог Тенгре, правящий миром и божествами. Кыш-Бабай отвечает за веселое празднование Нового года, которое происходит в самую длинную ночь в году.

У Кыш-Бабая есть собственная резиденция. Она расположена в Арском районе Татарстана, в 60 км от Казани. Сказочный персонаж со своей дочкой Кар-Кызы (как бы Снегурочка) принимает там гостей. Рядом с ними тусят другие фольклорные персонажи: Шурале, Тахир и Зухра, Убырлы Карчык (типа Бабы-Яги), другие волшебные существа. Резиденция работает только три зимних месяца.

Карельский Паккайне - самый молодой из всех Дедов Морозов. Легенда о нем появилась в маленьком городе Олонец, который был административным центром губернии. По легенде в начале зимы жена одного из купцов, возвращаясь с ярмарки, прямо в лесу родила крепкого здорового мальчика. В память о необычном событии родители назвали его Паккайне, что в переводе с карельского значит "морозец". Малыш вырос и стал успешным купцом. Он успевал посещать зимние праздники по всей Карелии и слыл "первым парнем на деревне". Каждый год 1 декабря проходит фестиваль "Олонецкие игры Дедов Морозов", куда съезжаются Паккайне из разных частей света.

Мош Крэчун (Moș Crăciun) - молдавско-румынский Дед Мороз. Говорят, семья пастуха Крэчуна приютила Деву Марию, несмотря на собственную бедность. После смерти пастух стал добрым сказочным волшебником, который приходит зимой и дарит детям подарки.

В Узбекистане Деда Мороза зовут Корбобо (дословно "Снежный Дед"). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Корбобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками:)

Эстонский Дед Мороз - Йыулувана. В оригинале - Jouluvana. Практически брат-близнец финского Йоулупукки.

Другие Деды Морозы народов бывшего СССР:

Азербайджан: Шахта Баба
Алтай: Соок-Таадак
Армения: Дзмер Папи или Каханд Папи (Дед Зима)
Бурятия: Саган Убугун (Белый Старец)
Грузия: Товлис Папа или Товлис Бабуа
Кабардино-Балкария: Уэс-Дадэ
Казахстан: Аяз-ата и Кыдыр-Ату
Калмыкия: Аав Киитн (Дед Холод)
Латвия: Салавецис
Литва: Каледу Синелис
Марий-Эл: Йушто Кугыза и Лумудыр
Мордовия: Нишке, Мороз Атя
Осетия: Артхурон
Таджикистан: Бобои Барфи (Снежный дед)
Туркмения: Аяз Баба
Удмуртия: Тол Бабай
Украина: Святий Миколай или Дід Мороз
Чувашия: Хел Мучи
Ямало-Ненецкий АО: Ямал Ири

В России – Дед Мороз, во Франции – Пер Ноэль, в Японии – Сегацу-сан…
В разных странах Деды Морозы - разные: один добрый, а другой может и пожурить. У каждого есть свой персональный способ проникнуть в ваше жилище, да и выглядят они по-разному. Какие же они, сородичи Деда Мороза?


Смотреть все фото в галерее


«Санта Христиан» из Бурунди. У африканских католиков Санта-Клаус живет на горе Килиманджаро, т.к. это единственная гора в Африке, на вершине которой постоянно лежит снег.


Вот так выглядит Дед Мороз на Гавайях.

Синтаклаас, или Синтерклаас - Николай Чудотворец, в Нидерландах и Бельгии. Дети и взрослые также отмечают День святого Николая 5 декабря, хотя национальным праздником он не считается.


Белорусский дед Мороз


Пер Ноэль. Зимний фольклорный новогодний персонаж прямиком из Франции. По традиции Пер Ноэль, приехав к дому на осле в деревянных башмаках и с корзиной подарков, проникает через дымоход в дом, раскладывая подарки в обувь, оставленную перед камином.
(Этот, похоже, как и наш, тоже лето решил увидеть.)


Даиди на Ноллаиг – ирландский коллега Деда Мороза. Ирландия – страна религиозная и очень ценит свои старые добрые традиции. Именно поэтому Новый год в Ирландии будет пропитан мистикой и необычностью. (В том, что туристы одеты по-летнему, видимо, тоже есть элемент мистики.)


На Кипре Деда Мороза и вовсе зовут Василием.
(Поправочка. Агиос Василис — святой Василий)


Собственно, сам Дедушка Мороз.


Санта Клаус – самый известный партнер Деда Мороза. Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-жизнелюб. Чаще всего на носу у него очки, а во рту - дымящаяся трубочка (в последние годы старается не «нажимать» на этот элемент образа).


В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.

У многих народов России имеется аналогичный персонаж: у карел его зовут Паккайне (Морозец), и он молод.

Эхээ Дьыл или Чисхан - якутский Дед Мороз.
Этот новогодний персонаж, по видимому, “устроился” лучше других Новогодних коллег. Судите сами: его Кыхын Хотун ведает зимним временем; три дочери Саасчаана, Сайыына и Кyхyyнэй распределяют между собой весенние, летние и осенние обязанности. Чем занимается сам Эхээ Дьыл, не совсем понятно.


В Китае Деда Мороза зовут просто и несложно: Дун Че Лао Рен или Шань Дань Лаожен. Несмотря на экзотическое имя, повадками китайский дедушка от знаменитого Санта Клауса совсем не отличается.


В Финляндии живет Йоллопукки. У него есть Мария. Йоллопукки носит длинный тулуп, а о своем появлении предупреждает колокольчиком. На фото Йоллопукки справа со своим венгерским коллегой.

С Наступающим Новым годом!

Приветствую вас, дорогие мои постоянные читатели и гости бога «Секреты домового». Приближается весёлый Праздник Новый год. Вновь чудесные подарки, пушистые ёлки, весёлые хороводы, народные гуляния. Мне очень жаль, что мы забываем свои традиции и нашего доброго Деда Мороза вытесняет западный Санта – Клаус. Хочу рассказать о нашем добром дедушке и его братьях, живущих у нас в России. Деды Морозы России – сколько их? На этот вопрос вы не найдёте точного ответа. Много народов населяют нашу страну, и у каждого может быть свой национальный Дед Мороз. Как правило, эти Дед Морозы – герои национального эпоса, некоторым из них более сотни лет. Давайте познакомимся с ними поближе.


Наш родной Дед Мороз – великий русский языческий бог, персонал славянских сказок – олицетворение жутких зимних морозов, метелей и снегопадов, дух зимы, повелитель стужи и холода, снега и ветра.

Он дважды спасал Русь от врагов. Дед Мороз в трудную годину, когда враг подступал к Москве, превращался в отважного Генерала Мороза и спасал страну. Генерал Мороз напустил невиданные холода и метели, и две мощные по тем временам армии (Наполеон и Гитлер) потерпели крах.

Узнать русского деда Мороза можно по одежде. Как правило, это высокий статный пожилой мужчина с белой бородой до пупа, одетый в длинную боярскую шубу до земли, на ногах обязательно валенки, штаны заправлены в валенки. На голове у настоящего Деда Мороза боярская шапка, а не какой-то красный колпак. Очков у Деда Мороза нет.

Обязательно в руках русского Деда Мороза должен быть посох в виде прямой палки, на ней может быть набалдашник как звезда, но не закругленный посох, как у католического епископа.

Передвигается наш дед по земле, точнее по пушистому снегу на тройке коней, символизирующих три зимних месяца, а не летает по небу как Санта.

Подарки наш Дед Мороз оставляет под елкой. Об истории Рождественской елки рассказано Раздавать подарки помогает ему внучка Снегурочка.

У главного волшебника новогодней ночи много братьев, которые живут в разных уголках нашей огромной страны.

Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун — Белый Старец


В Бурятии поздравляет детей с новым годом сказочный фольклорный персонаж Саган Убугун, (в переводе Белый Старец) – сказочный символ зимы.

Есть легенда, согласно которой Саган Убугун – добуддийское божество сразу родился столетним стариком с белой бородой. Так высшие боги наказали его мать за то, что она пренебрегла ими, не напоив их водой.

В Древних бурятских мифах его называют богом — супругом Земли. Его культ был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет еще до буддизма. Саган Убугун покровительствовал семейному благополучию, долголетию, счастью, богатству, продолжению рода, плодородию. Он владыка гор, земли и воды, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.

Отличительными чертами Саган Убугун являются белые одежды, четки на шеи и своеобразный волшебный посох, на вершине которого находится голова мифического водяного чудовища (макара), имеющего черты крокодила и дельфина. Прикосновение к посоху Белого Старца дарит долгую жизнь.

Поздравления и подарки Белый Старец дарит вместе с Матушкой Зимой, зовут её Тугэни Энёкэн.

Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец


Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец

Карельский Дед Мороз – самый молодой из российских Дедов Морозов. Его даже трудно назвать дедом. Это молодой, весёлый, вечно холостой парень, у которого даже нет бороды, но есть подруга Луминайне.

Появился он в сказочном мире в 1999 году в Олонце.

Согласно легенде Паккайне появился на свет морозной зимой, когда торговый обоз возвращался в его родной город Олонец (Карелия) с ярмарки. Стужа не навредила младенцу, он родился крепким, здоровым и весёлым, поэтому его назвали Паккайне, что в переводе с карельского означает Морозец. Рос мальчик не по дням, а по часам, обгоняя своих сверстников. Через неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а всего через месяц — превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами и отправил торговать в разные страны.

Паккайне любил красоваться перед зеркалом, но все его отражения оживали и оставались в тех городах, где он бывал, но до определённой поры. К началу зимы все они собирались в родном городе Олонце и утраивали состязания, кто же из них настоящий Морозец. Паккайне тоже участвовал в играх, но 1 декабря превратился в младенца, который быстро рост и становился снова женихом.

У Паккайне есть как праздничная, так и будничная одежда. На праздник он облачается в красную шубу и красную накидку, а в обычный день надевает синий кафтан. На голове – красная шапка. На поясе небольшой мешочек с различными сувенирами.


Не так давно (всего пять лет назад) в России появился новый сказочный персонал – Всемирный Казачий Дед Мороз. Его задача не только дарить детям новогодние и рождественские подарки, но прививать им любовь к Родине, приобщать их к истокам национальных традиций и духовности, а также оказывать адресную помощь сиротам и детям — инвалидам.

В истории казачества появился новый символ. Символ добросердечия и милосердия, объединения, преданности и верности Православной вере и своему Отечеству – Матушке России.

Прародителем образа Всемирного Казачьего Деда Мороза является благотворитель — Святитель Николай Чудотворец, а прототипом преподобный Илия Муромец — воин-патриот.

По легенде казачий Дед Мороз жил и не тужил в своей Пещере Вечной мерзлоты под Железноводском. Но Главный Дед Мороз страны, проезжая из Великого Устюга заглянул на Ставрополье и попросил младшего брата помочь ему в важном деле – развести подарки детям.

Казачьего Деда Мороза ни с кем не спутаешь. В его облачении присутствуют детали национального казачьего костюма: терская папаха, эполеты, аксельбант, газыри, башлык, шашка и кинжал.

Сопровождает его внучка Снегурочка, новогодник – мальчик Новый год, скоморохи, казак с казачкой, ручной медведь.

Марий Эл Дед Мороз — Йушто Кугыза и Лумудыр


В марийском фольклоре свой Дед Мороз — Йушто Кугыза «живет» примерно уже десять веков. Его ещё называют «Холодный Дедушка». У марийцев «кугыза» обозначает «старик» или «дедушка». Именно так они называют своих духов. Есть дух дома — Сурт Кугыза, дух заморозков — Покшым Кугыза, горный старик — Курык Кугыза.

Раздавать подарки ему помогает внучка Лумудыр. Узнать Йушто Кугыза легко по его одеянию: тёплый зипун, меховая шапка с белым верхом, рукавицы вышиты национальным орнаментом, на поясе красный кушак, в руках белый посох и красный мешок.

Марийский Дед Мороз живет в северной части республики, в селе Кукнур в Сернурском районе.

Мордовский Дед Мороз – Мороз — Атя


Высшим богом в мордовской мифологии считается. Нишке. Он сотворил землю и небо, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится наша земля, насадил леса, создал человеческий род, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой.

Мордве известно, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном из них живет Дед Мороз – Мороз-Атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать никак нельзя, и поэтому никому не известно, что там находится.

В праздничные дни Мороз-Атя живёт в своей усадьбе в Ульяновской области

Татарский Дед Мороз – Кыш Бабай



Татарский Дед Мороз – мифический герой, живущий в чудесном лесу, в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе известного татарского поэта Габдуллы Тукая — «татарского Пушкина»всего в 80 километрах от Казани.
Согласно легенде в самую долгую ночь декабря тюрки отмечали начало обновления жизни. Они считали, что именно этой ночью появился Верховный Бог Тенгре. Он управляет всем миром и божествами. Зимой управляет Кыш Тенгресе или зимнее божество, которого в народе прозвали Кыш Бабай. Именно он отвечает за весёлую встречу Нового Года. Гулянья идут с 21 декабря по 1 января – праздник Нардуган.
Кыш Бабая можно узнать по особым приметам. На нём может быть синий или зелёный кафтан с национальными орнаментами, золотой пояс, вместо шапки — мохнатая тюбетейка, на ногах сапоги из овечьей шерсти. Кыш Бабай достаёт подарки детям из красивого расписного мешка.
У татарского Деда Мороза большая свита из 14 сказочных персонажей. Прежде всего, дочка – Кар Кызы, Баба Яга – Убырлы, Зухра и Тахир (герои восточной легенды о любви), Златовласка – Алтынчэн, Батыр и Шурале (герои сказки «Шурале» Габдуллы Тукая), шайтаны (черти), снеговики. Все они живут вместе с татарским Дедом Морозом. Ожившие герои поэта Габдуллы Тукая пропагандируют его наследие.

Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай



Тол Бабай – удмуртский Дед Мороз – фольклорный герой.

Согласно легенде Тол Бабай – самый младший из великанов, живших на Кар – Горе. Они жили ещё тогда, когда на земле не было людей. Но когда на горе появились люди, великаны не хотели иметь с ними ничего общего и постарались спрятаться в яме на вершине горы, а Тол Бабай не успел, переход в параллельный мир закрылся и маленький великан остался один. Долго скитался Тол Бабай в окрестностях Кар – Горы, изучил язык зверей и птиц, узнал целебные силы растений и однажды зимой он встретился с детьми. Они не испугались его, а наоборот подружились с ним, играли в разные игры, смеялись и веселились. В благодарность великан одарил детей подарками. Ребята обрадовались и прозвали великана Тол Бабаем, что означает Снежный дед. Теперь каждый год приходит Тол Бабай к детям и дарит им новогодние подарки.
Волшебной силой обладает и его посох, тот, кто к нему прикоснется, получит исполнение желаний в Новом Году. Как правильно загадать новогоднее желание узнайте
Шуба Удмуртского Деда Мороза – фиолетовая – это любимый цвет его родины — Шарканского района. В руках погнутый посох, Удмуртский Дед много ходил пол белому свету, и посох сильно погнулся. Подарки детям Тол Бабай носит за спиной в берестяном коробе.
К людям он приходит не только на Новый год. Все 365 дней в году он рядом, рассказывает людям о природе своего любимого края, о целебных растениях, зверях и птицах.

Якутский Дед Мороз — Чисхан и Эхээ Дыыл

В Якутии живут сразу два Деда Мороза – оба герои фольклора – Чисхан и Эхээ Дыыл.
Чисхан – хранитель холода. Он живет в самой северной части России в Оймяконе – полюсе холода. Он хозяин вечной мерзлоты. Именно к нему накануне Нового Года приезжают все Деды Морозы для благословения и получения настоящего январского морозца. Это злой Дед Мороз. Он несет с собой холодный ветер и несчастья.
Своеобразен костюм зимнего волшебника из Якутии: необычная шапка с рогами быка, роскошно расписанная стразами, бисером, стеклярусом синяя шуба, белый посох.
Второй Дед Мороз — Эхээ Дьыл – повелитель времени и хозяин года, его ласково называют Дедушка Мороз. Живет он в Верхоянске. У него большое семейство: жена – Королева Зимы (КыхынХотун), три дочери Осень (Кухуунэй), Весна (Саасчаану), Лето (Сайыыну), а также внук Ветерок (Тыалчаан) и внучка Снегурочка (Хаарчаана). Все они отвечают на письма к Якутскому Деду Морозу, дарят детям подарки.

Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — дедушка Ямала


Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — сказочный персонаж, описанный в мифах коренных северных народов.

Как правило, это седовласый пожилой старец, одетый в национальную одежду - кисы (меховые сапоги) и малицу (шубу из оленьих шкур), да пояс, украшенный костью мамонта.

Кроме посоха у него есть заветный бубен, с помощью которых он проводит волшебные обряды и ритуалы, отгоняет злые силы, помогает осуществить мечту, исполнить желание, приобрести счастье.

Есть у него и постоянная прописка — посёлок Горнокнязевск Приуральского района в 15 километрах от Салехарда.

Вот какие разные Деды Морозы живут на просторах нашей страны. Я рассказала не обо всех Дедах Морозах России. Есть еще Алтайский Дед Мороз — Соок-Таадак, Кабардино-Балкарский Дед Мороз – Уэс — Дадэ, Калмыцкий Дед Мороз — аав Киитн (дед Холод), Чувашский Дед Мороз — Хĕл Мучи (дед Зима).

Дорогие мои читатели, поздравляю вас с Наступающим Новом Годом и Рождеством. Оставьте в этом году всё грустное, плохое, несостоявшееся и смело шагайте в новый год. Счастья, здоровья, любви вам и вашим близким. Берегите друг друга, цените время, которое можете проводить вместе, потому что, потому что именно наши близкие, друзья и благополучие в наших семьях – самое ценное в жизни. Пусть в ваших домах будет всегда уютно и тепло, а над головой мирное чистое небо.

С уважением, Надежда Карачева

Бывший преподаватель Северо-Восточного федерального университета имени Аммосова, доктор биологический наук Гавриил Угаров вот уже 18 лет успешно совмещает научную работу с карьерой Деда Мороза. Во втором амплуа его зовут Эьээ Дьыл, что с якутского переводится как Дед Сезон. В интервью РИА Новости Угаров рассказал, как совмещает две разные роли, в каких отношениях находится с другим якутским Дедом Морозом – Чысхааном, а также какие подарки просят у него дети и что он сам хотел бы получить на Новый год. Беседовала Майя Акимова.

Гавриил Спиридонович, как вы решили стать якутским Дедом Морозом и легко ли совмещать две такие разные карьеры?

В свое время Якутию часто посещал известный поэт Евгений Евтушенко. Он посвятил нашей республике цикл своих стихотворений. В одном из стихотворений он описывает якутских детишек, наблюдающих за новогодним весельем: "Я люблю чистоту и печальность чуть расплющенных лиц якутят, будто к окнам носами прижались и на елку чужую глядят". И тогда я задумался - ведь действительно Новый год остается чужим для нас праздником. Почему, к примеру, у нас нет своего Деда Мороза?

И в 1999 году я написал научно-фантастический рассказ об Эьээ Дьыле и его внучке Хаарчаане. Появились частные издатели, которые очень быстро, в течение двух-трех дней, издали эту книгу. Таким образом, 2000-й год мы уже встречали с первым президентом республики Михаилом Николаевым и своим якутским Дедом Морозом - Эьээ Дьылом. Моя книга тогда попала в руки министру образования Якутии Евгении Михайловой. По ее распоряжению весь тираж был выкуплен и разослан по всем детским учреждениям.

Конечно, среди старшего поколения были скептики, но большинство восприняли якутского Эьээ Дьыла очень хорошо. Я отвечал, что Деды Морозы не были всегда, они когда-то появлялись. К примеру, возьмем Санта-Клауса. Это ведь рождественский персонаж – Святой Николай. Американский поэт написал поэму о Санта-Клаусе, на основе которой и появился образ сказочного рождественского героя. А русская интеллигенция придумала позже Деда Мороза. Можно сказать, наступило время, когда и нам нужно бы придумать главного новогоднего персонажа. Стоит отметить, что в мире существует около двухсот государств и тысячи разных народностей, из них только тридцать имеют своего Деда Мороза, в том числе народ Саха.

В первое время костюм Эьээ Дьыла носил статный молодой человек - артист балета. Но позже, по сложившимся обстоятельствам, роль перешла ко мне.

© Фото: из личного архива Гавриила Угарова


© Фото: из личного архива Гавриила Угарова

- А как отнеслись к новой роли ваши коллеги по научной среде?

Коллеги-ученые отнеслись к моему увлечению нейтрально. Я свою работу добросовестно выполнял. В науке тоже успехи. Так что одно другому не мешало. Теперь уже год как не преподаю в СВФУ, ушел на пенсию.

- Чем, на ваш взгляд, Эьээ Дьыла отличается от "конкурентов"?

Все другие персонажи появляются только в дни новогодних праздников. А у якутов календарный год начинается в мае. Наш Дед проводит все астрономические, календарные праздники – День равноденствия (21 марта), Новый год по астрономическому календарю (21 декабря), День летнего солнцестояния (21 июня) и так далее.

- А как у вас складываются отношения со вторым якутским Дедом Морозом – Чысхааном?

Скажем так, рыночные отношения распространяются не только в экономике, но и в духовной сфере. В 2002 году в республике появился Чысхаан. Те, кто его придумал, начали продвигать Чысхаана не в качестве Деда Мороза, а как Повелителя Холода. Как раз в этот период - в 2003 году - в Якутск приехали на фестиваль Санта-Клаус из Финляндии и Дед Мороз из Великого Устюга.

С Чысхааном мы практически не пересекаемся на мероприятиях. Меня приглашают на различные мероприятия, пишут официальные письма. К примеру, завтра иду в библиотеку, послезавтра - на презентацию книжного издательства, потом в санаторий, есть еще в графике встреча с уполномоченным по правам человека. Очень часто меня приглашают в Оймякон – Полюс Холода.

- А у Эьээ Дьыла есть семья?

В реальном мире у меня есть жена, двое детей, внуки. Супруга всячески меня поддерживает, сопровождает на встречах. Дети уже взрослые, а вот внуки иногда участвуют со мной в мероприятиях.

А в сказке жена Эьээ Дьыла – Кысын Хотун (Зимнее Время Года). Есть четыре дочери, каждая владеет своим временем года: летом – Сайыына, осенью – Кусуунэ, весной – Саасчаана, зимой - Хаарчаана. Еще есть внучок Тыалчаан – ветерок. Он выполняет функцию почтальона. Также у Деда имеется бык. Издревле жители Якутии связывают мороз с рогами мифического быка.

- Вы пользуетесь современными гаджетами? Каким образом развозите подарки – на оленях?

Пользуюсь телефонами, работаю на компьютере, захожу в интернет, у меня есть страницы в соцсетях. Своего оленя у меня нет. Да и где бы я его содержал в городе? Вожу машину, являюсь водителем со стажем.

- Пишут ли вам якутские дети? Что чаще всего просят?

Да, от них приходит много писем. Современные дети стали немножко меркантильными, стали просить iPhone и компьютерную технику. Но есть и те, кто просит подарить здоровье родным. Запомнилось еще письмо одной девочки. Она написала: "Дедушка Дьыл, не болейте и не умирайте! Если вы умрете, Новый год никогда больше не наступит".

gastroguru © 2017