«История западной философии» Бертран Рассел. Бертран расселистория западной философии Бертран рассел история

Bertrand Russell

A History Of Western Philosophy

© Bertrand Russell, 1945

© Перевод (глава «Карл Маркс»). В. В. Целищев, 2016

© Издание на русском языке AST Publishers, 2017

* * *

Книга первая. Древняя философия

Предисловие

Чтобы эта книга могла избежать более суровой критики, чем та, которую она, несомненно, заслуживает, необходимо сказать несколько слов в качестве извинения и объяснения.

Извинения необходимо принести специалистам по тем или иным философским школам или отдельным философам. За исключением, возможно, одного лишь Лейбница, любой из тех философов, которых я рассматриваю в данной книге, некоторым другим специалистам известен гораздо лучше, чем мне. Если, однако, книги, охватывающие весьма широкие области знания, должны все-таки писаться, то неизбежно, поскольку мы не бессмертны, что те, кто сочиняет подобные книги, должны затрачивать меньше времени на любую их часть, чем, может быть, затрачивается авторами, которые сосредоточивают основное свое внимание на отдельной личности или каком-либо коротком периоде времени. Некоторые, чья ученая строгость непреклонна, сделают заключение, что книги, охватывающие весьма широкие области, вообще не должны писаться или, если они все же пишутся, то их следует составлять из монографий большого числа авторов. Однако сотрудничество многих авторов связано с известными изъянами в изложении истории философии. Если имеется какое-либо единство в развитии истории, если существует внутренняя связь между тем, что было раньше, и тем, что имело место позже, то для изложения этого совершенно необходимо, чтобы ранний и поздний периоды были синтезированы одним ученым. Человеку, изучающему Руссо, будет, по-видимому, трудно отдать должное той связи, которая существует у Руссо со Спартой Платона и Плутарха, историк же Спарты не мог пророчески предвидеть Гоббса, Фихте или Ленина. Выявление таких связей и представляет собой одну из целей, стоящих перед автором настоящей книги. Поставленная цель может быть достигнута только в обширном обозрении.

Написано много историй философии, но ни одна из них, насколько мне известно, не преследовала такой цели, какую я выдвигаю перед собой. Философы являются одновременно и следствиями, и причинами – следствиями социальных обстоятельств, политики и институтов того времени, к которому они принадлежат, и причинами (в случае, если те или иные философы удачливы) убеждений, определяющих политику и институты последующих веков. В большинстве историй философии каждый мыслитель действует как бы в пустоте; его взгляды излагаются изолированно, исключая, самое большее, связь их с воззрениями более ранних философов. Я же со своей стороны каждого философа пытаюсь рассматривать (насколько это возможно сделать, не отходя от истины) в качестве продукта окружающей его среды, то есть как человека, в котором выкристаллизовались и сконцентрировались мысли и чувства, свойственные обществу, частью которого он является.

Это привело к тому, что в книгу включены некоторые главы, относящиеся к чисто социальной истории. Никто не сможет понять стоиков и эпикурейцев без определенного знания эпохи эллинизма или схоластов без хотя бы беглого анализа истории развития церкви с V по XIII столетие. Поэтому я коротко излагаю те моменты основных направлений исторического развития, которые, по моему мнению, оказали наибольшее влияние на философскую мысль, и с возможной полнотой освещаю, может быть, незнакомые некоторым читателям периоды истории; это касается, например, раннего Средневековья. Но из этих исторических глав я строжайшим образом выбрасываю все, что имело небольшое отношение или вовсе не имело никакого отношения к философии данного или последующего периода.

Проблема отбора материала для такой книги, как эта, порождает весьма большие трудности. Лишенная подробностей, книга становится сухой и неинтересной, обилие же деталей заключает в себе опасность сделать ее невыносимо длинной. Я стремился к компромиссу, исследуя воззрения только тех мыслителей, которые, на мой взгляд, имеют выдающееся значение, и упоминания в связи с ними о таких деталях (даже если они не являются определяющими), которые представляют ценность ввиду их иллюстративного и оживляющего характера.

Философия, начиная с древнейших времен, была не просто делом школ или споров между небольшими группами ученых людей. Она являлась неотъемлемой частью жизни общества, и как таковую я и старался ее рассматривать. Если предлагаемая книга обладает какими-либо достоинствами, то источником их является указанная точка зрения.

Своим существованием эта книга обязана д-ру Альберту С. Бэрнесу, будучи первоначально задумана и частично прочитана в виде лекций на основе фонда Бэрнеса в Пенсильвании.

Как и при написании большинства моих сочинений, начиная с 1932 года мне все время оказывалась большая помощь в исследовательской работе, а также во многих других отношениях моей женой Патрицией Рассел.

Бертран Рассел

Введение

Концепции жизни и мира, которые мы называем «философскими», являются продуктом двух факторов: один из них представляет собой унаследованные религиозные и этические концепции, другой – такого рода исследования, которые могут быть названы «научными», употребляя это слово в самом широком смысле. Отдельные философы сильно различаются между собой в зависимости от пропорции, в какой эти два фактора входили в их систему, но наличие обоих является в определенной степени тем, что характеризует философию.

«Философия» – слово, которое употреблялось во многих смыслах, более или менее широких или узких. Я предлагаю употреблять это слово в самом широком смысле, который и попытаюсь теперь объяснить.

Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столетия. Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми силами? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, – крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем, и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, – просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы и притом весьма определенные, но самая определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с подозрением. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, – дело философии.

К чему тогда, можете вы спросить, тратить время на подобные неразрешимые вопросы? На это можно ответить и с точки зрения историка, и с точки зрения личности, стоящей перед ужасом космического одиночества.

Ответ историка, постольку, поскольку я способен его предложить, будет дан на протяжении этой работы. С того времени как люди стали способны к свободному размышлению, их действия в бесчисленных важных аспектах оказались в зависимости от их теорий относительно природы мира и человеческой жизни и от теорий о том, что такое добро и что такое зло. Это так же верно относительно настоящего времени, как и относительно прошлого. Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами. Здесь налицо взаимная обусловленность: обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства. Это взаимодействие, имевшее место в течение веков, будет предметом последующего изложения.

Есть, однако, и более личностный ответ. Наука говорит нам, что мы способны познавать, но то, что мы способны познавать, ограниченно, и если мы забудем, как много лежит за этими границами, то утратим восприимчивость ко многим очень важным вещам. Теология, с другой стороны, вводит догматическую веру в то, что мы обладаем знаниями там, где фактически мы невежественны, и тем самым порождает некоторого рода дерзкое неуважение к Вселенной. Неуверенность перед лицом живых надежд и страхов мучительна, но она должна сохраняться, если мы хотим жить без поддержки утешающих басен. Нехорошо и то, и другое: забывать задаваемые философией вопросы и убеждать себя, что мы нашли бесспорные ответы на них. Учить тому, как жить без уверенности, и в то же время не быть парализованным нерешительностью, – это, пожалуй, главное, что может сделать философия в наш век для тех, кто занимается ею.

Философия как нечто отличное от теологии возникла в Греции в VI веке до н. э. Пережив свою историю в античную эпоху, она снова в эпоху возникновения христианства и падения Рима была поглощена теологией. В течение своего второго великого периода от XI до XIV века она испытывает господство католической церкви, если не говорить о немногих великих мятежниках, таких, как император Фридрих II (1195–1250). Этому периоду был положен конец тем хаосом, который достиг своего кульминационного пункта в эпоху Реформации. Третий период – начиная с XVII столетия и вплоть до нашего времени – в большей степени, чем какой-либо из предшествующих, находится под влиянием науки. Традиционные религиозные верования сохраняют свое значение, но чувствуется необходимость их оправдания и видоизменения всюду, где наука, по-видимому, требует этого. Немногие из философов этого периода являются ортодоксальными с католической точки зрения, в их теориях светское государство занимает более важное место, чем церковь.

Общественная связь и личная свобода, подобно религии и науке, находятся в состоянии конфликта или неустойчивого компромисса в течение всего этого периода. В Греции социальная связь обеспечивалась верностью по отношению к городу-государству; даже Аристотель, хотя в его время Александр сделал город-государство устаревшим явлением, не мог видеть какого-либо преимущества в другой политике. Степень, в какой индивидуальная свобода урезывалась долгом личности перед городом-государством, была весьма различна. В Спарте личность имела мало свободы, как это имеет место в современной Германии или России. Несмотря на эпизодические преследования, в Афинах в лучшие времена граждане обладали совершенно исключительной свободой от ограничений, налагаемых государством. Вплоть до Аристотеля в греческой мысли доминировало чувство глубокой религиозной и патриотической преданности городу-государству; ее этические системы были приспособлены к жизни граждан городов-государств и содержали в себе значительные политические элементы. Но концепции, соответствующие эпохе независимости греков, стали больше неприменимыми, как только греки оказались под властью сперва македонцев, а затем римлян. Это привело, во-первых, вследствие разрыва с традицией к утрате силы, а во-вторых, породило этику более индивидуалистическую и менее общественную. Стоики рассматривали добродетельную жизнь скорее в плане отношения души к Богу, чем гражданина к государству. Таким образом, они расчищали путь христианству, которое первое время было, подобно стоицизму, аполитичным учением, поскольку в течение первых трех столетий приверженцы христианства не имели никакого влияния на правительство. В течение шести с половиной веков, начиная с Александра Македонского и заканчивая Константином, общественная связь обеспечивалась вовсе не философией и не старинным чувством преданности, но силой, прежде всего силой армии, а затем гражданской администрации. Римские армии, римские дороги, римское право и римские чиновники сперва создали, а потом охраняли мощное централизованное государство. Нельзя приписывать какую-либо роль римской философии в этом деле, потому что она не играла никакой роли.

На протяжении этого длительного периода греческие идеи, унаследованные от эпохи свободы, переживали процесс постепенного преобразования. Некоторые из старых идей, особенно те, которые мы должны рассматривать как специфически религиозные, выиграли сравнительно в своем значении; другие, более рационалистические, были отброшены в силу их несоответствия духу времени. Таким образом, поздние язычники видоизменяли греческую традицию, пока она не стала пригодной для слияния с христианским учением.

Христианство популяризировало важный взгляд, уже подразумевавшийся в учении стоиков, но чуждый общему духу античности: я имею в виду взгляд, согласно которому долг человека перед Богом является более настоятельным, чем его долг перед государством . Взгляд, что «мы должны слушаться скорее Бога, чем Человека», как говорили Сократ и апостолы, пережил переход в веру Константина, потому что ранние христианские императоры были арианами или склонялись к арианизму. Когда же императоры стали ортодоксальными, этот взгляд канул в вечность. В Византийской империи он оставался в латентном состоянии, так же обстояло дело позднее и в Российской империи, которая заимствовала свое христианство из Константинополя . Но на Западе, где католические императоры были почти немедленно замещены (за исключением части Галлии) еретическими варварами-завоевателями, превосходство религиозного долга перед политическим сохранилось и в некоторой степени продолжает сохраняться в настоящее время.

Вторжение варваров на шесть веков положило конец существованию цивилизации в Западной Европе. Она еще теплилась в Ирландии, пока датчане не разрушили ее и там в IX веке, но прежде чем угаснуть совсем, она породила одну замечательную фигуру – Иоанна Скота Эриугену. В Восточной империи греческая цивилизация в неизменном состоянии, как в музее, просуществовала до падения Константинополя в 1453 году, но, кроме художественной традиции и юстиниановского кодекса римского права, Константинополь не дал миру ничего значительного.

М.: Миф, 1993 г.- 512 с.
ISBN 5-87214-012-6
Формат: PDF

Размер: 10,1 Mb

Качество: сканированные страницы + текстовый слой + интерактивное содержание-алфавитный указатель

Язык: Русский

Лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел - крупный математик, общественный деятель, но прежде всего - один из величайших философов и историков философии XX века.

В числе его трудов особое место занимает "История западной философии" - широкомасштабный труд, охватывающий историю философии от античности до современности. Глубокое содержание книги Рассела облечено в легкую, изящную форму философских очерков и эссе. Автор уделяет большое внимание не только идеям, но и личности рассматриваемых им философов. Книга с интересом воспринимается уже несколькими поколениями читателей, высоко ценится профессионалами. Может быть рекомендована в учебных целях студентам, аспирантам, преподавателям вузов.

В первом томе данного издания содержатся две части труда Бертрана Рассела "Древняя философия" (Книга первая "Истории...") и "Католическая философия" (Книга вторая "Истории..."), здесь освещается история западной философии от древности до конца XIV века.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

КНИГА ПЕРВАЯ. ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ
Часть первая. ДОСОКРАТИКИ
Глава I. Возникновение греческой цивилизации
Глава II. Милетская школа
Глава III. Пифагор
Глава IV. Гераклит
Глава V. Парменид
Глава VI. Эмпедокл
Глава VII Афины в отношении к культуре
Глава VIII. Анаксагор
Глава IX. Атомисты
Глава X. Протагор

Часть вторая. СОКРАТ, ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ
Глава XI. Сократ
Глава XII. Влияние Спарты
Глава XIII. Источники взглядов Платона
Глава XIV. Утопия Платона
Глава XV. Теория идей
Глава XVI. Теория бессмертия Платона
Глава XVII. Космогония Платона
Глава XVIII. Знание и восприятие у Платона
Глава XIX. Метафизика Аристотеля
Глава XX. Этика Аристотеля
Глава XXI. Политика Аристотеля
Глава XXII. Логика Аристотеля
Глава XXIII. Физика Аристотеля
Глава XXIV. Древнегреческая математика и астрономия

Часть третья. ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ
Глава XVV. Эллинистический мир
Глава XXVI. Киники и скептики
Глава XXVII. Эпикурейцы
Глава XXVIII. Стоицизм
Глава XXIX. Римская империя и ее отношение к культуре
Глава XXX. Плотин

КНИГА ВТОРАЯ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Часть первая. ОТЦЫ ЦЕРКВИ
Глава I. Религиозное развитие евреев
Глава II. Христианство в первые четыре столетия
Глава III. Три доктора церкви
Глава IV. Философия и теология св. Августина
Глава V и VI столетия
Глава VI. Св. Бенедикт и Григорий Великий

Часть вторая. СХОЛАСТЫ
Глава VII. Папство в века мрака
Глава VIII. Иоанн Скот
Глава IX. Церковная реформа XI столетия
Глава X. Мусульманская культура и философия
Глава XI. XII столетие
Глава XII. XIII столетиеГлава XIII. Св. Фома Аквинский
Глава XIV. Францисканские схоласты
Глава XV. Упадок папства

Рассел Б.
Р24 История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. - 992 с.

ISBN 5-94087-006-6
ISBN 5-7615-0501-0

«История западной философии» Бертрана Рассела хорошо известна не только специалистам, но и широкому кругу читателей как одно из самых удачных изложений истории философии. Ее автор - крупный математик, выдающийся философ и общественный деятель XX века, лауреат Нобелевской премии в области литературы. При подготовке текста уточнен перевод с английского языка, восстановлены все пропущенные места, в том числе глава о Карле Марксе.
Рекомендуется философам, историкам, всем интересующимся историей философии.

Bertrand Russell
HISTORY OF WESTERN PHILOSOHY
and its Connection with Political and Social Circumstances from the Earliest Times to the Present Day

LONDON
GEORGE ALLEN & UNWIN LTD
RUSKIN HOUSE
MUSEUM STREET
1946

Бертран Рассел
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней
Издание 3-е, исправленное
Научный редактор издания профессор В. В. Целищев

СИБИРСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
НОВОСИБИРСК 2001

УДК 10(09)
ББК 87.3
Р24

Подготовка текста и научная редакция профессора В. В. Целищева

© Сибирское университетское издательство, 2001
© Издательство Новосибирского университета, 2001
© Перевод главы «Карл Маркс» В. В. Целищева, 1997

Номер страницы предшествует тексту на странице.
Знак "###" в тексте обозначает нераспознанные древнегреческие символы - (прим. сканировщика)

Книга первая
ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ

Часть первая
ДОСОКРАТИКИ
Глава I. Возникновение греческой цивилизации.........................33
Глава II. Милетская школа.............................................................56
Глава III. Пифагор..........................................................................62
Глава IV. Гераклит..........................................................................73
Глава V. Парменид.........................................................................84
Глава VI. Эмпедокл........................................................................90
Глава VII. Афины в отношении к культуре...................................96
Глава VIII. Анаксагор....................................................................100
Глава IX. Атомисты......................................................................103
Глава X. Протагор.........................................................................114

Часть третья
ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ
Глава XXV. Эллинистический мир..............................................279
Глава XXVI. Киники и скептики....................................................291
Глава XXVII. Эпикурейцы............................................................303
Глава XXVIII. Стоицизм................................................................315
Глава XXIX. Римская империя и ее отношение к культуре......336
Глава XXX. Плотин.......................................................................351

Книга вторая
КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Введение.......................................................................................369

Часть первая
ОТЦЫ ЦЕРКВИ
Глава I. Религиозное развитие евреев.......................................377
Глава II. Христианство в первые четыре столетия...................394
Глава III. Три доктора церкви......................................................406
Глава IV. Философия и теология св. Августина.........................427
Глава V. V и VI столетия..............................................................443
Глава VI. Св. Бенедикт и Григорий Великий..............................453

Книга третья
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Часть первая
ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО ЮМА
Глава I. Общая характеристика..................................................587
Глава II. Итальянское Возрождение...........................................592
Глава III. Макиавелли...................................................................602
Глава IV. Эразм и Мор.................................................................612
Глава V. Реформация и контрреформация...............................624
Глава VI. Развитие науки.............................................................628
Глава VII. Фрэнсис Бэкон.............................................................645
Глава VIII. «Левиафан» Гоббса...................................................650

Часть вторая
ОТ РУССО ДО НАШИХ ДНЕЙ
Глава XVIII. Движение романтизма............................................795
Глава XIX. Руссо...........................................................................805
Глава XX. Кант..............................................................................823

Именной указатель.....................................................................962


Бертран Рассел

История западной философии

и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Книга Б. Рассела «История западной философии» является одной из тех немногих книг, которая способна вызвать любопытство людей, не имевших дело с философией, но людей образованных. Вот два тому свидетельства. Борхес сказал как-то, что если бы ему было суждено навсегда оказаться на Луне и взять с собой лишь пять книг, одной из них была бы «История западной философии». Другой пример – из жизни крупного научного центра России. Университетское издательство, выпустившее очередное издание книги Рассела, ради экономии бумаги напечатало на обороте верстки Рассела текст книги видного математика. Все сроки сверки математиком текста уже вышли, а издательство не могло получить верстку назад. Оказалось, что математик читал все это время разрозненные страницы книги Рассела, находя большое удовольствие в таком странном знакомстве с философией.

Рассел написал много книг, но история написания «Истории» стоит особняком. С ней связан один из наиболее трудных эпизодов в жизни знаменитого философа, и история эта показательна во многих отношениях, демонстрируя отношение общества к философии и философам.

В изложении обстоятельств создания «Истории западной философии» я многое позаимствовал из книги А. Дж. Айера «Рассел» .

Осенью 1938 года Рассел прибыл вместе с семьей в Америку в качестве приглашенного профессора в университете Чикаго. После этого он получил аналогичное приглашение от Калифорнийского университета, а в 1940 году Совет по высшему образования Нью-Йорка предложил ему стать профессором городского университета. Но едва он успел принять это предложение и уволиться из Калифорнийского университета, как поднялся настоящий крик против этого назначения. Он исходил от католических кругов, и в вину Расселу вменялись его агностицизм и приписываемая ему пропаганда и практика сексуального аморализма. Поскольку Совет по высшему образованию твердо отстаивал свое решение принять на работу знаменитого философа, противники предприняли сильный ход. Некая миссис Кей из Бруклина была подвигнута на то, чтобы выдвинуть обвинение против Совета, суть которого сводилась к следующему: если приглашение Рассела не будет аннулировано, тогда преподавателем ее дочери может стать человек с ужасной репутацией. То обстоятельство, что Рассел был приглашен читать курс логики в Колледж свободных искусств, в который в те времена женщины не допускались, никем не было принято во внимание. Адвокат миссис Кей, Голдстайн, опираясь по большей части на свое воображение, описал в своей речи работы Рассела как «распутные, сладострастные, похотливые, развратные, эротоманиакальные, распаляющие, недостойные, узколобые, лживые, лишенные морального стержня». Приведя отрывок из книги Рассела «Об образовании», что «ребенок должен с самого раннего возраста иметь возможность видеть своих родителей, а также братьев и сестер без одежды, когда это происходит в естественных условиях», адвокат обвинил Рассела в организации нудистской колонии и добавил совсем уж без всяких на то оснований, что Рассел пописывает похабные стишки и одобряет гомосексуализм. Рассел не смог ответить на эти обвинения, поскольку не являлся участником судебного процесса. Дело рассматривалось судьей-католиком по имени Макгеен, который решил его в пользу истца на том основании, что учение Рассела может подвинуть его учеников на преступные деяния. В печати против Рассела была поднята несправедливая шумная и злобная кампания, которая вызвала характерное замечание Рассела: «Запахло всеми выгребными ямами Америки». Совет по высшему образованию был лишен возможности апеллировать из-за юридических хитросплетений, да и апелляция была бы бесполезной, поскольку городской бюджет был урезан мэром Лагардия с таким умыслом, чтобы приглашение Рассела оказалось невозможным уже по финансовым обстоятельствам. В результате этого процесса Рассел оказался в США почти полностью без средств к существованию. Хотя многие видные ученые выступили в его защиту, они не смогли убедить университетские власти практически по всей Америке дать Расселу работу. Все его запланированные лекционные турне были аннулированы, и ни один журнал и ни одна газета не печатали его статей. К счастью, Гарвардский университет имел достаточно смелости и достоинства подтвердить свое приглашение, и Рассел смог провести один семестр в этом университете. Все это время Рассел пребывал в крайней нужде, не имея порой денег даже на автобусный билет. В письме издателю, опубликовавшему в знаменитой серии «Библиотека живущих философов» том, посвященный Расселу (в котором были статьи таких авторов как Эйнштейн и Гедель), Рассел просит того прислать ему книгу, поскольку у него нет средств на ее приобретение.

Крайне затруднительное положение Рассела было облегчено доктором Барнсом, эксцентричным миллионером из Филадельфии, владельцем огромной коллекции современной живописи и изящных искусств и основателем частного фонда, призванного главным образом просвещать историков искусства. Барнс пригласил Рассела читать в Фонде лекции и подписал с ним пятилетний контракт. Этот контракт, однако, через два года был разорван на том основании, что лекции, которые составили основу будущей «Истории западной философии», были недостаточно подготовлены. Забавно, что предлогом для разрыва контракта было требование членов Фонда запретить жене Рассела, которая присутствовала на лекциях, вязать при этом, – требование, которое Рассел отклонил. На самом деле Барнс был известен своей неуживчивостью с творческими людьми, и Рассела предупреждали об этом. В конфликте с Барнсом Расселу больше повезло с судьей, чем в предыдущем случае. Он получил возмещение ущерба в связи с увольнением. Сами же лекции переросли в книгу «История западной философии», оказавшуюся наиболее успешной в финансовом отношении из всех книг Рассела.

«Я испытывал подлинное удовольствие при написании этой истории, потому что всегда полагал, что изложение истории должно быть обстоятельным… Я рассматривал начало „Истории западной философии“ как историю культуры, но в более поздних разделах, когда на первое место выступает наука, содержание работы уже было трудно втиснуть в эти рамки. Я старался изо всех сил, но не полностью уверен, что мне все удалось. Меня часто упрекали, что я писал не подлинную историю, но давал предвзятое объяснение событий, произвольно отобранных мною. Но, с моей точки зрения, человек не может написать интересную историю без пристрастий, да и вообще трудно вообразить человека без подобного рода предубеждений. И претензии на их отсутствие я считаю просто притворством. Больше того, книга, как и всякая другая работа, сохраняет единство благодаря какой-то уже принятой точке зрения. Именно по этой причине книга, состоящая из очерков разных авторов, менее интересна, чем книга, написанная одним человеком. И поскольку я не допускаю существования человека без пристрастий, я думаю, что лучшее, что можно сделать в случае написания масштабной истории, – это принять пристрастия автора, а тем читателям, которые недовольны ими, обратиться к другим авторам с противоположными пристрастиями. Вопрос о том, какое пристрастие ближе к истине, должен быть оставлен потомкам» .

Таковы обстоятельства написания «Истории западной философии». Как уже говорилось, она оказалась наиболее успешной из книг Рассела в финансовом отношении. Вместе с тем многие полагают, что как раз те книги, которые принесли Расселу широкую известность, уступают по глубине и фундаментальности его специальным работам. В этом отношении «История» не считается, так сказать, «репрезентативным» произведением, дающим полное представление о силе философского таланта Рассела. Тем не менее именно в «Истории западной философии» можно увидеть многое из того, что характерно для Рассела как философа.

История русского издания «Истории западной философии» также весьма любопытна. Мало кто из нынешних молодых людей знает о серии книг под грифом «Для научных библиотек». Между тем для моего поколения серия было подлинным событием. В период хрущевской оттепели появилась возможность опубликовать некоторые книги так называемых «буржуазных философов». Издавались же эти книги крайне ограниченным тиражом, с грифом «Для научных библиотек». Трудно сказать, какого рода «научные библиотеки» имелись при этом в виду, но достать эти книги было действительно трудно. Одной из первых книг этой серии была книга Рассела «Человеческое познание», изданная в 1957 году. Годом позже был выпущен «Логико-философский трактат» Л. Виттгенштейна. А в 1959 были изданы «История западной философии» Рассела и «Значение и необходимость» Карнапа. Примерно тогда же появилась книга Ф. Франка «Философия науки». Недолго существовала эта серия, и одной из последних книг в ней была монументальная компиляция Т. Хилла «Современные теории познания», изданная в 1966 году.

Одним из писателей, внесших вклад в популяризацию философии, был лауреат Нобелевской премии, математик, историк и общественный деятель Рассел Бертран. «История западной философии» - фундаментальное произведение. Оно охватывает весь исторический период развития философии: от античности до Нового времени. В книге автор рассматривает идеи философов и их личности, подавая текст в форме очерков и давая свои оценки разным направлениям философии. Его труд быстро завоевал популярность у широкого круга читателей.

Что привело к написанию книги?

В 1938 г Рассел, будучи знаменитым и уважаемым в научных кругах мыслителем, прибыл в Америку по приглашению Чикагского университета. В следующем году он получил аналогичное приглашение от Калифорнийского университета, а еще через год ему предложили роль преподавателя в городском университете Нью-Йорка. Но едва Рассел успел согласился занять новую должность, в обществе начались волнения. Представители католической церкви были категорически против преподавателя, проповедующего агностицизм и половое воспитание детей с раннего возраста.

Совет по высшему образованию не изменил своего мнения, и тогда сторонники церковной морали подали на Совет и профессора в суд. В вину ему вменялось:

  • аморальное поведение;
  • написание развратных рассказов;
  • поддержка гомосексуальности;
  • поощрение распутного поведения студентов.

В качестве истца выступала некая миссис Кей. Она обвиняла Совет в намерении принять на работу человека с репутацией развратника, который может соблазнить молодых студенток, в частности, дочь миссис Кей. При этом, судом намеренно игнорировался тот факт, что в то время доступ женщин к образованию все еще был ограничен, и попасть на лекцию к профессору Расселу дочь миссис Кей никак не могла.

Рассел ничего не мог ответить на обвинения, поскольку судебный процесс проходил без его участия. Судья Макгеен, разделявший католический взгляды, признал профессора виновным. В это же время, противники атеистического подхода развернули в прессе активную анти-кампанию, которая еще больше дискредитировала Рассела.

Совет по высшему образованию не смог подать апелляцию. К тому же, мер урезал городской бюджет, и университет не мог позволить себе выплачивать Расселу обещанное жалование. Из-за этого, профессор практически полностью лишился средств к существованию. В его защиту выступали многие видные деятели науки, но переубедить городские власти они не смогли. Газеты и журналы отказывались печать его статьи, лекционные турне были отменены.

Сам университет не отозвал приглашение, и Рассел смог преподавать в течение семестра. Но он был настольно стеснен в средствах, что вынужден был ходить пешком, не имя денег на автобусный билет. Затруднительное финансовое положение профессора улучшилось благодаря миллиардеру, который коллекционировал произведения искусства и был сторонником популяризации науки. Он предложил профессору подписать контракт, дающий право читать лекции в Фонде лекций.

Но, вскоре миллиардер подал в суд, требуя аннулирования контракта в одностороннем порядке, мотивируя это тем, что материал для лекций профессора был недоработанным, и читать его слушателям было нельзя. Суд встал на сторону Рассела и присудил миллионера к выплате компенсации. Позднее, материалы лекции были собраны в книгу «История западной философии» - самую успешную работу Рассела.

Взгляды критиков на вышедшую книгу кардинально отличались. Философию Рассела Бертрана либо горячо разделяли, либо называли поверхностной. Некоторые литераторы называли «Историю западной философии» сборником сочинений, который больше похож на личный дневник, чем на учебник. Например, труды Платона и Гераклита рассмотрены вскользь. Чтобы ознакомиться с их творчеством, следует прочитать дополнительную литературу, а еще лучше - ознакомиться с первоисточником. Но, даже при учете этих недостатков, обобщенный сборник Рассела остается очень востребованной книгой. Он позволяет вкратце ознакомиться с мировоззрением известных философов, представленным в доступной и увлекательной форме.

Книга Рассела состоит из 3 частей:

  1. Описывает историю развития философии. Писатель упоминает основные даты, приводит выдержки из биографии правителей, дает краткое описание их политических взглядов, доминирующей культуры и переломных моментов. Эта часть занимает почти половину от общего объема книги.
  2. Рассказывает непосредственно о философских концепциях. Здесь, Рассел рассматривает отдельные теории, которые были популярны в определенный исторический период.
  3. Представляет свой взгляды на каждую теорию. С одними о соглашается, других критикует. Особенно остро он реагирует на философов, придерживающихся устаревших взглядов. Автор оспаривает мировоззрение всех христианских философов, в первую очередь, Фомы Аквинского. Атеистические взгляды Рассела не позволяли ему объективно оценивать логическую основу учений религиозных философов.

Профессор не подбирает выражения, критикуя теории, пытающиеся объяснить происхождение Бога и его влияние на мир. Именно из-за своей нетерпимости к религиозным доктринам Рассел постоянно оказывался в центре скандалов и часто получал угрозы.

Мнение читателей

Читатели, разделявшие мнение Рассела о религии и Боге, встретили книгу с восторгом. Еще при жизни писателя, «История западной мысли» переиздавалась несколько раз, поскольку тираж мгновенно раскупали. Также, популярность Рассела объясняется его писательским талантом. Благодаря легкому увлекательному слогу он мог подать под нужным углом любую идею. Он считал философию источником знаний, способным научить человека правильно воспринимать жизнь, быть уверенным в своих силах, но не витать в облаках.

Одним из довольных читателей книги был - Альберт Эйнштейн. Он назвал ее работой, имеющей высшую педагогическую ценность. С ним был согласен Энтони Грейлинг, назвавший книгу Рассела отличным способом популяризации Западной мысли. Читатели, воспринявшие книгу негативно, также не преминули высказать свое мнение. Лео Робертс назвал «Историю западной философии» худшей книгой философа. Джордж Барс посчитал ее необъективной. Он считал, что Рассел оценивает взгляды философов со своей позиции и не учитывает исторический контекст.

Сам писатель считал, что написание такой аналитической книги было необходимым. В присущей ему манере Рассел отвечал критикам, что его излишняя субъективность - свидетельство того, что у него есть собственное мнение.

gastroguru © 2017