Выбор читателей
Популярные статьи
Публикации из нашей с Виленой книги - .
Зайчика на пальчик делали детям с трёх лет. Это и друг ребёнка, и одновременно его оберег.
Эту игрушку в старину родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал и ему не было страшно. К Зайчику можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть, а ещё ему можно доверить свои секреты, можно рассказать всё, что думаешь, и он никому не расскажет!
Зайчик одевается на пальчик, и нужно держать его в ладошке, как бы загораживая от всех, так удобно с ним пошептаться о своих тайнах.
Словами заинька, зай, зайко русские называют огонь в разговоре с детьми. Связь с огнем обусловлена прыткостью Зайца в загадке: Он и бегат, как огонь. Колеблющееся на стене отражение солнечных лучей от воды или зеркала называется игрою зайчика
, в курской губернии зайчики
- синие огоньки, перебегающие по горячим уголькам.
В народной памяти древние представления о солнечном золотом коне сохранились также в виде сказов о солнечных зайчиках, как о кониках, что солнышко выпускают.
Помимо солнечных зайчиков, доживших и до наших дней, заяц отождествлялся и с месяцем. В одной детской народной песенке он так и именуется - Заяц-Месяц:
Заяц-месяц
Сорвал травку,
Положил на лавку...
Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:
Заяц-месяц, где был?
В лесу.
Что делал?
Сено косил.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
На кого падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную. Бежать можно только после слова чур. Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.
Делается эта кукла из прямоугольного кусочка ткани размером с ладонь. Ткань для зайчика-помощника лучше не резать ножницами, а оторвать. Ещё приготовьте нитку длиной 40-50 см. А удобнее мотать нить прямо с катушки или с клубка, а потом отрывать. Сколько уйдет, столько уйдет, и обрывков не будет.
Рис. 1-2. Ткань складываем вдвое по длине, лицевой стороной наружу. С одного края (со стороны сгиба) закладываем угол ткани внутрь (рис.2). Примерно посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити. Другой конец нити (длинный) не обрываем. У нас получились заячьи уши. Их уже можно расправить.
Рис. 3-5. Теперь делаем голову-мордочку. Чуть ниже ушек ткань собираем в пучок и снова перевязываем оставшимся концом нити, закрепляем нить петлёй. Голова Зайчика готова. Внутрь мордочки можно положить немного ветоши, ваты или обрезки ниток, чтобы мордочка была кругленькой.
Рис. 6-8. Подвернув края, оставшийся свободным край ткани скручиваем в тугую скрутку назад, примерно на третью часть длины лоскута (рис.6-7). И эту скрутку прикладываем к шее Зайчика сзади(рис.8). Это будут руки. Теперь оставшимся концом нити привязываем руки к туловищу, накладывая нить крест-накрест. Последней петлёй закрепляем нитку на поясе зайчика(рис.9). Оставшийся конец нити можно либо откусить, либо спрятать внутри ткани.
Сейчас Зайчика нужно расправить, поладить и познакомиться с новым другом!
Есть ещё один вариант, как можно очень просто сделать Зайчика из ткани – это Заяц из платка. Для его изготовления подходит носовой платок. Сделать его можно в дороге, чтобы скоротать время в пути. Потом его можно развязать и он снова станет платочком!
Рис. 1. Берём носовой платок, кладём его перед собой как ромб, противоположные уголки сворачиваем к середине.
Рис. 2-3. Получившуюся скатку складываем пополам.
Рис. 4. Завязываем узелок (он должен получиться немного выше середины, чтобы в
петельку вошел пальчик)– это будет головка Зайчика, из которой торчат ушки.
Рис. 5. Вот и готов наш Зайчик!
Зайчик из платка может стать для вас палочкой-выручалочкой в дороге или в долгой очереди в поликлинике. Материал для этой немудреной игрушки всегда под рукой. Два узелка – и обычный носовой платочек превращается в зайку. Конечно, сама по себе игрушка надолго не займет малыша. Поэтому зайчик должен «поговорить» (маминым голосом) с малышом, расспросить о его делах, рассказать о своих, заячьих.
А на пасху зайчик из платка может стать прекрасной импровизированной подставной для яиц. Настоящий пасхальный заяц! Конечно, носовые платочки лучше выбрать посимпатичнее, подойдет и просто квадратный лоскут ткани.
Познакомьтесь с близким родственником зайки из платочка .
Кладем носовой платок на ровную поверхность
Два противоположных угла сворачиваем поэтапно с шагом приблизительно в 3 см к середине. Должно получиться вот так.
Две получившиеся полоски складываем друг с другом.
Сворачиваем нашу скадку пополам по длинной стороне.
С одной стороны получились острые углы у платка – это будущие заячьи ушки.
Берем платок за ушки и делаем узел – получилась голова у зайчика.
Ушки и туловище расправляем и наш зайчик на пальчик из платочка готов.
Этот заяц похож на предыдущего зайчика на пальчик из платка, но так как он пасхальный, то и делается он немного по-другому. Этого зайку можно сделать из любого квадратного кусочка ткани.
1. В середину платка кладем небольшую полоску синтепона.
2. Сворачиваем платок пополам по диагонали
3. Сгибаем прямой угол платка к середине с шагом приблизительно 3 см
4. Сгибаем полоску из платка пополам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №75 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Мастер класс по теме самообразования: «Формирование духовно-нравственной основы и первых чувств патриотизма, как общечеловеческой ценности, любви к семье, Родине, детскому саду»
Для детей подготовительной группы
«Превращение носового платка»
Подготовила:
Авдеенко Нина Владимировна,
Воспитатель 1 категории
Симферополь,2017г.
Цель:
Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники «народная кукла».
Задачи:
1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.
2.Укреплять субъективную позицию педагогов.
3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.
4. Познакомить присутствующих педагогов с историей возникновения носового платка и изготовлением из него простых кукол, используемых в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения.
5. Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией изготовления «куклы-девочки», «куклы-мальчика», «зайчика на пальчик».
Методические приемы:
Материалы: квадрат и прямоугольник белой ткани - ситец, большой квадрат шелковой ткани, нитки мулине, вата, тесьма, нитки.
Оборудование: Презентация «Тряпичная кукла », аудиозапись «Говорят дети», ноутбук, экран, экспонаты мини-музея тряпичной куклы.
Ход:
Добрый день, уважаемые коллеги!
(слайд №1-2)
Меня зовут Авдеенко Нина Владимировна. Я – воспитатель подготовительной группы. Стаж работы- 30 лет, первая категория. Тема, над которой я работаю третий год: «Формирование духовно-нравственной основы и первых чувств патриотизма, как общечеловеческой ценности, любви к семье, Родине, детскому саду». И сегодня я покажу мастер класс по своей теме.
Дети - удивительные, они совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на окружающий мир по-новому. И чтобы их понять, нужно самим нам стать чуть-чуть ребёнком и посмотреть на мир его глазами.
Я Вам хочу загадать загадку:
(слайд №3)
Должен быть всегда в кармане
У Надюши, Вовы, Тани,
Тети Вали, дяди Пети
И у всех людей на свете. Что это?
Правильно, это носовой платок.
Как его можно использовать? (ответы)
Дети видят в обычных предметах намного больше, чем мы взрослые. Я хочу предложить послушать высказывания моих воспитанников.
(звучит аудиозапись –«Говорят дети», как используют носовой платок).
Удивительно, как дети видят столько предметов в одном носовом платке.
Такая обыкновенная вещь - носовой платок: он должен быть у каждого аккуратного человека, который следит за своим здоровьем.
Носовые платки используются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем. На Руси они назывались ширинками.
Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого(45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом.
(слайд №4-5)
С течением времени платки становились все проще, сохранилось деление носовых платков на мужские и женские. Первые больше по размеру и менее изящны, чем вторые.
Сегодня бумажный носовой платок почти полностью вытеснил тканевый.
Появление бумажных носовых платков вызвано практическими соображениями (возможность одноразового использования, улучшение гигиены и облегчение ухода за ними).
Носовой платок становится путеводителем для детей в мир открытий. И я предлагаю Вам совершить путешествие на поезде.
(Звучит мелодия поезда. Выходят 3-4 чел имитируют, что едем)
Первая остановка «Кукольная ».
(слайд №6)
Мы с Вами сделаем из носового платка куклу - мальчика и куклу –девочку.
(слайд №7-8)
народные куклы бывают игровые, обрядовые, обереговые.
(слайд №9-10)
куклы обрядовые.
У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное».
куклы обереги,
Они оберегали жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.
Кукла «Берегиня»
Охраняет и приносит благополучие дому.
Злых людей не пускает, а Добрых встречает!
«Кубышка – травница
Кукла наполнена лекарственной травой, травяной запах отгоняет злых духов и болезни.
Вторая остановка «Игрушечная »
(слайд №11-13)
Сделаем игрушку – «зайчик на пальчик»
Куклы игровые
(слайд №14-15)
Игровые куклы делались,чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.
«Зайчик на пальчик»
Кукла «Утешница»
Делалась из цветных, красочных тканей, была яркой, с пышной юбкой, в серьгах. На пояс и руки куклы вешали конфеты. Предназначением куклы было утешение, успокоение ребенка.
«Утешницу» прятали от детей и доставали лишь в тех случаях, когда ребенок сильно плакал или болел. Увидев яркую куклу, ребенок забывал про свои горести и переставал плакать.
Фантики от конфет не выбрасывали, в них опять заворачивали конфеты
(слайд №16-17)
А еще помню, мы в детстве вот такими человечками развлекались:
Ставишь два пальца на уголки платка и туго обматываешь, чтобы ткань плотно обхватила пальцы. Теперь этот некто может бегать или плясать.
На пальчик можно сделать и куклу ангела.
(слайд №18)
Необходимо с нашими игрушками придумать небольшую сказку и показать нам её, у Вас есть 3 минуты.
(слайд №19-23)
Лев Семёнович Выготский говорил,что творчество- это не удел только гениев, которые создают великие художественные произведения, творчество существует везде, где человек фантазирует, создаёт что-то новое. Наша задача в работе с детьми развить творческое воображение, смекалку, увидеть и поддержать таланты в каждом ребёнке.
Для творчества я предлагаю детям большой выбор материалов. В процессе такой деятельности у детей появляется инициатива, формируются навыки общения, умение работать сообща. Дети с удовольствие выполняют действия с предметами, участвуют в театрализации.
Слушаем сказку, придуманную педагогами.
Следующая остановка конечная
(слайд №24)
Мы снова в нашем зале.
Вам удалось почувствовать себя детьми?
В таком случае я прошу выразить своё отношение к мастер классу,
Первый человек в 3 существительных, второй – в 3-х глаголах, 3 – в 3-х прилагательных
Любой предмет, используя в работе с детьми, развивает творческие способности детей.
Мой мастер класс назывался: «Превращения носового платка».
(слайд №25)
Заключение
Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу, поскольку тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Думаю в том, что она никогда не бывает холодной, всегда нежная и ласковая. Она делается руками, поэтому именно она несет в себе заряд тепла и доброты, который вложили в нее умелые руки мастерицы.
Спасибо.
Если, вдруг, прикрыть минуту тишины.
Все славянские куклы-обереги похожи в одном: у них не было лица. Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.
Иглой и ножницами наши прародительницы не пользовались, чтобы жизнь ребенка была «не резанная не колотая».
Сказка для артистов
(нужно немного ваты -это борода деду, платочек -бабушке,)
Жили –были дед и баба и было у них много детей, сколько? (число зависит от количества кукол)Однажды дети пошли в лес, а в лесу сидит зайчик, его выгнала лиса из избушки, дети спрашивают
Зайчик, почему ты плачешь?
А как мне не плакать, выгнала лиса меня из избушки.
Пойдём к нам жить.
И забрали зайца, принесли они его домой. Смотрят, а следом за ними все зайцы из леса прибежали.
Дед – кто это с вами пришёл?
Бабка- пойдём,зайцы, я вас покормлю.
И стали они жить поживать и добра наживать .
Игры из подручных мелочей familyr_papa wrote in November 20th, 2012
Текст: Дмитрий Пряник
Бывает, что придумать развлечение ребенку становится проблематично: нет ни места для игр, ни игрушек. Что делать в этом случае? Создать игру из подручных материалов - будь то носовой платок, карандаш или обывок веревки. У меня на такие случаи всегда есть несколько мелочей, которые занимают совсем немного места в карманах и могут развлечь малыша получше всякого Лего.
Для игры понадобится:
2 карандаша
2 безделушки (например, конфеты)
2 веревочки (каждая около 1 метра)
Один конец веревки привязываем к карандашу, второй - к безделушке. То же самое проделываем и со вторым карандашом. Выдаем эти приспособления игрокам. По команде оба игрока начинают наматывать веревочки с «грузом» на карандаш. Побеждает тот, кто быстрее намотает веревку и притянет к себе безделушку.
Мини-твистер для пальчиков
Прообразом этой игры является всем известный большой напольный "Твистер", для которого, правда, требуется много свободного места. Если свободного места нет, но поиграть все-таки хочется, есть следующий выход: "Мини-твистер" - игра для пальчиков. Итак, нам необходимо:
Лист бумаги (подойдет лист из маленького блокнота)
Цветная бумага (6 цветов)
Монетка
Карандаш
Ножницы
Кубик (от любой детской игры)
Сначала делаем игровое поле: на листе блокнота рисуем круги (обводим карандашом монетку). Затем рисуем точно такие же круги на листах цветной бумаги и вырезаем их (их должно быть равное количество каждого цвета). Цветные кружки наклеиваем на игровое поле.
Теперь на каждую грань кубика наклеиваем цветные квадратики разного цвета (цветов 6, как и кружков).
Готовая игра должна выглядеть так:
Правила игры в "Мини-твистер" аналогичны правилам игры в обычный "Твистер", только все происходит в меньших размерах: кидаешь кубик, определяешь цвет и ставишь указательный и средний пальцы на кружки этого цвета.
Затем берем противоположный конец платка и протаскиваем его между пальцами (будущими ножками человечка).
Так делаем несколько раз, наматывая платок. Очень важно, чтобы у человечка были большие «ботиночки»: пальцы должны быть хорошо обмотаны платком, чтобы человечек на них крепко держался.
Вот, собственно, и все. Осталось придумать историю и рассказать ее от имени человечка.
Футбол
Для этой игры нужен только маленький квадратик бумаги (примерно 1,5 на 1,5 см).
Складываем его следующим образом:
Это будет наш мячик. Перемещать его по полю нужно хлопком ладони. Для этого ладонь складываем «горкой» и хлопаем рядом с мячиком. Теперь выбираем игровое поле. На противоположных сторонах площадки (стола, стула, скамейки) обозначаем ворота (можно положить по две палочки, монетки). Игроки бьют по очереди, задача каждого - скорее довести мяч до ворот противника и забить гол.
Пуговица
Итак, нам понадобится:
Пуговица с двумя отверстиями
Нитка (около 0,5 метра).
Продеваем нитку через пуговицу и связываем концы.
Вот игрушка и готова. Чтобы она «заработала», нужно взять свободные концы нитки в руки. Размотать посильнее пуговицу и натяжением нити заставить пуговицу вращаться.
Народная тряпичная кукла Бессонница – кукла не простая, колыбельная. Обычно делали ее мамы своим младенцем – если ребеночек раскричался, расплакался, не может уснуть. Наши предки думали, что ребенка донимает злой дух – Бессонница. Чтобы отвлечь ее от дитяти и обмануть делали из двух оказавшихся под рукой лоскутков такую тряпичную народную куклу и клали в колыбельку. Конечно, произносили заговор: «Сонница-Бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой». После этого Бессонница должна была «уйти» в куклу, а ребенок спокойно уснуть. Эту куклу сегодня чаще всего делают из двух носовых платочков. Возможно потому, что это самый «подручный» материал для современной мамы. Но можно взять и любые другие одинаковые по размеру лоскутки ткани. Голову формируют из любого лоскута ткани. Можно, кстати, использовать для такой «набивки» фильтр-пакеты с успокаивающими травами – валерианой или пустырником. Подойдет и ромашка, которая есть в каждом доме. Главное не брать травы возбуждающие, стимулирующие, например, мяту. Такую куклу вы можете сделать своему малышу сами или поручить важную операцию «Сон-угомон» старшим детям. Пусть сделают такую тряпичную куклу сестренке или братишке. Но учитывайте, что кукла достаточно сложная, справятся с ней ребята 9-10 лет или старше.
Как сделать народную тряпичную куклу Бессонницу.
Для этой народной куклы вам потребуется два квадрата ткани 30х30. Одна ткань светлая для лица и рубашки, а вторая может быть пестрой – для сарафана. Можно куклу Бессонницу сделать из двух носовых платков.
Возьмите светлый лоскут и согните его по диагонали.
На двух противоположных углах завязываем по узлу – это ручки куклы.
Раскрываем середину светлого лоскутка и вкладываем в него кусочек синтепона (ваты, обрывков тряпочек и ниток).
Опять складываем ткань пополам. Берем куклу за вложенный комок, и поворачиваем ее по часовой стрелке.
Передний угол платка поднимаем, оборачиваем им вокруг головы и продеваем в образовавшуюся петлю. Петлю затягиваем.
Верхнюю часть куклы Бессонницы, накладываем на второй платок, так, чтобы прямая сторона ткани была под ручками.
Правый угол квадрата-сарафана оборачиваем вокруг головы, ведем на крест по спине и выводим на лицо под рукой куклы.
Делаем горизонтальную складку на спине куклы и перекрещиваем левый угол платка куклы Бессонницы.
Спереди два конца платка перевязываем.
Переворачиваем тряпичную куклу на другую сторону.
Тряпичная народная кукла Бессонница готова.
Статьи по теме: | |
Как вызвать отвращение к чему либо
От отрицательных эмоций, увы, никуда не деться. Но при-рода мудра:... Академик лев окунь о массе
Я попал в теоргруппу ИТЭФ позже других сокурсников, на четвертом курсе.... Рубрика: Попаданцы в аниме Читать попаданцы в аниме сборники
Жанр: Попаданцы в анимеАннотация: Все «достижения» сброшены — кроме... |