Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук М,, буква М". Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Звук и буква М Конспект звук и буква м старшая группа

Разработала учитель - логопед Казакова Е. В.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком М; научить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»).

Коррекционно-развивающие: закреплять понятие о месте звука в слове; упражнять детей в делении слов на слоги; развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать умение вслушиваться в речь

взрослого.

Оборудование: схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков; картинки, в названии которых есть звук М; картинка для звукоподражания, наборы для составления слоговых схем, буква М, куклы Маша и Марина.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сегодня к нам в гости пришла девочка Маша.

(логопед заносит куклу Машу и просит воспитанников повторить её имя.)

  1. Основная часть.

Логопед : Давайте прочитаем стихотворение про Машу.

Развитие мелкой моторики. «Варежка».

Маша варежку надела,

«Надевают».

Ой, куда я пальчик дела?

Все пальцы кроме большого сжаты в кулак.

Нету пальчика — пропал,

Загибают и большой пальчик.

В свой домишко не попал!

Показывают «домик».

Маша варежку сняла,

«Снимают».

Поглядите-ка, нашла!

Пальцы сжаты в кулак, кроме большого

Логопед : Собралась Маша идти с подружкой в цирк. Подошла к зеркалу и начала прихорашиваться.

Массаж лица . (Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание)

Развитие мимических лиц.

Логопед: Посмотрела Маша на себя в зеркало «Ой, хороша!», и улыбнулась. Вспомнила, что на улице холодно и ей нужны варежки. Испугалась, что чуть не забыла их. Но потом была удивлена, найдя их у себя в кармане пальто. Улыбнулась, маша и пошла в цирк с подружкой.

Вцирке было много интересного, особенно им понравилось «Королевство кривых зеркал».

Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко». Рот открыть и удержать под счет до пяти.

— «Обезьянки». Движение нижней челюстью вправо — влево.

— «Почесывание» верхней и нижней губы зубами.

— «Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...

— «Хомяк». Надувание обеих щек.

Логопед: Вышла, маша на улицу, а там снежинки с неба падают. Начала они их с себя сдувать. Как сдувала снежинки Маша?

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания «Сдуй снежинку».

Логопед : Но вдруг, Маша вспомнила, что она была не одна, а с подружкой.

Искала Маша ее, но не нашла. Давайте поможем Маше найти подружку.

Чтоб нам найти подружку Маши, нужно имя ее отгадать. У Машиной подружки имя начинается на тот же звук, что и у Маши.

Какой первый звук в имени «Маша»?

Воспитанники: Звук [м].

Логопед: Давайте подумаем, какие женские имена начинаются на звук [м].

Воспитанники подбирают имена.

Логопед: Маша, может твою подругу, зовут Марина?

Логопед: Глаза Маши засветились радостью, так и есть Марина.

Логопед заносит ещё одну куклу Марину.

Логопед: Сегодня мы с вами будем изучать звук [м].

Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука М с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом индивидуально каждого ребенка и всех:

Логопед: воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук М — это согласный звук.

Логопед: А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук М. Горлышко «звенит». Звук [М] — звонкий. (Повторение характеристики звука несколькими детьми)

Значит звук [м] какой? Дайте полную характеристику звуку.

Воспитанники : Звук М — согласный, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

Логопед : Рады Маша с Мариной, что снова встретились, хлопают в ладоши и произносят [мммммммм] (радостно).

Логопед: Порадуйся вместе с ними, произнеси звук [М]

А теперь поиграем в игру с куклами «Поймай звук» [М]

Логопед: Я буду произносить звуки, а вы должны будете хлопнуть в ладоши «поймать» звук [М].

Игра «Поймай звук».

Логопед: Звук М живет в домике буквы М.

Буква М такая же дружная, как и наши гости, Маша и Марина.

Логопед выставляет букву М и читает:

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я —

А между тем

Получилась буква М.

Логопед: Маша и Марина любят играть в мячик, давайте и мы поиграем в игру с мячиком «1, 2, 3 мячик лови за мной повтори»

Повторение слоговых рядов.

Логопед : У Маши и Марины много игрушек, но когда они с ними играли, то игрушки оказались под песком. Сейчас я попробую отыскать что - нибудь.

Логопед находит в песке изображение шапки.

Логопед: Посмотрите, что я нашла?

Дети: Шапка.

Давайте все вместе покажем и расскажем, какая это шапка.

Физкультминутка. «Шапка».

Шапка шерстяная,

Наверху помпон.

Изображают шапку и помпон

И пушистый он.

«Круглый мячик».

Есть еще у шапки

Отворот цветной,

Показывают отворот «ушей» у шапки.

В этой шапке можно

Бегать зимой.

Бегут.

Бабушка вязала

Шапку не спеша,

«Вяжут спицами».

Шапка шерстяная

Вышла хороша.

Руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку.

Логопед: Но у девочек еще много осталось игрушек в песке. Помоги им отыскать остальные игрушки.

Дети находят игрушки со звуком [М]

Мак, машина, замок, дом, мыло, монета, морковь, альбом.

Логопед: Определите место звука [м] в словах.

Дети определяют местонахождение звука [м] в словах.

Логопед: Маша и Марина любят фантазировать. Составьте предложения с этими игрушками.

Воспитанники составляют предложения с этими словами.

Логопед: А теперь, давайте расставим игрушки по полкам. Где 1 слог на 1 полку, 2 слога на 2 полку.

Дети делят слова на слоги и раскладывают на полки.

Логопед: Давайте все вместе, дружно вместе с Машей и Мариной повторим слова этого стихотворения и выполним движения.

Закрепление звука М в тексте.

Мы топаем ногами,

Мы руки поднимаем,

Мы руки разведем,

И побежим

Логопед: пора нашим гостям возвращаться домой. И чтоб они не заблудились, давай проложим им звуковую дорожку.

Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов.

По следам анализа дети выкладывают схему.

Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков?

(Один.) Сколько согласных? (Один.) Что подсказало вам правильный ответ?

Логопед: Теперь наши гости благополучно доберутся домой.

3 . Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Дайте полную характеристику этому звуку. Назовите слова со звуком [м].

Подготовила и провела:
учитель-логопед 1 кв. категории
Панькова Оксана Григорьевна

Цели занятия:

1. Познакомить детей со звуком и буквой «М». Соотнесение звука и буквы.
2. Уточнить произношение звука [М] и дать ему характеристику.
3. Учить выделять звук из состава слова и определять его позицию.
4. Развивать фонематический слух, память, внимание, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

Символы знаков препинания: ! ?; красный и синий дома Звукобукворинска; символы звука- синий и зеленый кружки; предметные картинки со звуком [М] и 1 картинка - без. Для совместной работы: 3 шаблона буквы «ЭМ», клей – 3 шт, кисточки – 3 шт., материал – пластилин для детского творчества, бумажные разноцветные полоски, гречка.

Музыкальное оформление:

1. Песня «Азбука» В. Волиной из сборника «Музыкальный алфавит»,
2. CD « Музыкальная азбука». Буква «М».

Ход занятия:

1. Орг. момент

Ребята, подойдите все ко мне.

У нас сегодня на занятии гости. Поприветствуем дружно наших гостей. (Стульчики в игровой зоне группы расставлены полукругом.)

А нас ждёт занимательное путешествие.

1, 2, 3, 4, 5 –
Путешествие пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

Итак, в путь!

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем путешествовать по городу Звукобукворинску. Это город звуков и букв. А помогать мне будут помощники - знаки препинания, которые охраняют спокойствие города.

Это Вопросительный знак – он будет задавать вопросы, Восклицательный знак — он будет рассказывать, и Запятая - обозначает переменку.

Логопед приглашает 2-х детей и просит их выполнять действия по тексту стихотворения.

Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я - это мы».
А между тем получилась буква? …….. (ЭМ). А. Шибаев

Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителе Звукобукворинска звуке [М] и букве «ЭМ».

3. Соотнесение звука и буквы. Характеристика.

Итак, послушайте историю восклицательного знака о городе: В городе Звукобукоринске 2 улицы. Это улица Гласных и улица Согласных. На улице Гласных живут только поющие звуки – гласные А…, У…, И…, а на улице Согласных звуки петь не умеют П-п-п-п-п, Ш-ш-ш-ш, к-к-к-к-к-к — это согласные звуки.

Давайте узнаем, где в Звукобукворинске живёт звук «М»:

а) игра «Клубок»: м-м-м-м-м…

Ниточка рвётся, значит — звук петь не умеет.

б) Характеристика звука. Произнесение, различение твёрдый — мягкий звуки.

[М] — губки создают преграду воздуху. Этот звук - согласный. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук [М] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначим – кружок синего цвета.

Игра «Оживи звук»- хоровое и выборочное произнесение звука [М].

А мягкий согласный [МЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — кружок зелёного цвета.

Игра «Оживи звук»- хоровое и выборочное произнесение звука [МЬ].

Появляется Вопросительный знак и задаёт вопрос: На какой улице живет звук [М]. На улице Гласных – Согласных?

4. Выделение звука из состава слова и определение его позиции.

Под стульчиком у каждого ребенка индивидуальная картинка.

а) Игра «Назови картинку» по инструкции.

Инструкция логопеда:

На счет «РАЗ» — берём картинку в руки,
«ДВА» — на картинку смотрим,
«ТРИ» — картинку называем.

б) Игра «Что лишнее?» — лишняя та картинка, в составе которой нет звука [М].

Дети вместе определяют лишнюю картинку, без звука [М].

Ребенку с лишней картинкой — дают другую.

в) Игра «Определи место» звука в слове: начало, середина, конец слова.

Подумайте и сделайте правильный выбор.

Встаньте те дети, у которых изображения начинаются со звука «М»;
- Встаньте те дети, у которых изображения заканчиваются звуком «М»;
- Встаньте те дети, у которых звук [М] посерединке;

Родители могут помогать сделать ребенку правильный ыбор.

После выполнения задания дети ставят картинку на панно.

4. Игра «День — ночь» — развитие внимания и памяти по предметным картинкам в составе 10 – 12 шт.

«ночь» – дети глаза закрывают, а логопед переворачивает картинку;
«день» — глаза открывают и угадывают скрытую картинку логопедом.

Появляется Запятая – а сейчас нас ждёт переменка.

5. Физ. минутка «Хозяйка однажды с базара пришла» — речевой рэп с развитием мелкой моторики пальцев рук.

Проводит воспитатель.

6. «Волшебная буква» — совместное выполнение задания детьми и родителями (на время – звучит песня В. Волиной « Алфавит»).

Дети делятся на 3 группы для совместной работы. В помощь к каждой группе — по 2 родителя. Каждой группе дается шаблон буквы «М».

1 группе – сделать пластилиновую букву «ЭМ»,
2 группе – сделать гречневую букву,
3 группе – бумажную.

7. Выделение слов со звуком «М» на слух из песни «Музыкальная азбука» после прослушивания.

8. Итог занятия. Анализ деятельности детей.

КАК ЭТО БЫЛО:


Тема: «Звук и буква М-Мь».

Задачи:

Дать понятие о твердых и мягких согласных звуках;

Обучать выделению звука [м] - [мь] из состава слова;

Познакомить с буквой М;

Развивать высшие психические процессы: память, внимание, мышление;

Развивать фонационное дыхание;

Воспитывать культуру речи.

Оборудование: Магнитная доска; касса букв (буквы а, о, у, и, м); красные, синие и зелёные круги; магниты (красные, синие, зелёные); буквари Нищевой Н.В. по количеству детей; тетради для обучения грамоте Федосовой Н.А. по количеству детей; контейнер с простыми карандашами; пластилин (синий, зелёный) и коврики для пластилина; мяч.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Цель: Собрать внимание детей.

Логопед. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о звуках «М», «Мь» и букве «М».

2. Беседа о звуке «М».

Логопед. Ребята, как вы думаете звук «М» согласный или гласный? Почему?

Логопед. Каким цветом мы его обозначим?

Логопед вывешивает на магнитную доску букву «М», а рядом с ней синий кружок.

3. Беседа о звуке «Мь».

Логопед. Скажите, а звук «Мь» какой? Почему?

Логопед. Каким цветом его обозначим? Почему?

Логопед вывешивает на магнитную доску букву «М», а рядом с ней зелёный кружок.

4. Работа с букварём.

Логопед. Откройте буквари на странице с буквой М.

Послушайте стихотворение:

Мама с Машенькой гуляли

И малину собирали.

Логопед. Какие слова со звуком «М» вам встретились в стихотворении? (мама, Машенька, малина)

Логопед. Послушайте слова: сом, гном, дом. Каким звуком заканчиваются эти слова?

Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. На ней изображена девочка Марина. Помогите ей выбрать все продукты, названия которых начинаются со звука «М».

(макароны, малина, мороженое, масло)

5. Задание «Вылепи букву из пластилина».

Логопед. Ребята, возьмите коврики с синим и зелёным пластилином. Вылепите заглавную букву «М» из синего пластилина, а маленькую букву «м» из зелёного пластилина.

Логопед. Какую букву вы лепите из пластилина? Почему синим и зелёным цветом?

6. Физкультминутка. Игра с мячом«Придумай слово».

Логопед. Ребята, сейчас я буду вам кидать мяч и называть звук «М», а вы мне должны придумать слово, которое начинается с этого звука и бросить мяч обратно.

7. Работа с букварём.

Логопед.Ребята, давайте прочитаем слоги. Ведите пальчиками под слогами и читайте (ам, ум, ом, им, ма, му, мо, ми).

Логопед. Теперь прочитаем слова (мама, пума).

Логопед. Посмотрите на картинку на следующей странице. Найдите на вывесках букву «М» (молоко, мороженое).

8. Работа в тетрадях для обучения грамоте.

Логопед. Откройте прописи на странице с буквой «М».

Обведите букву «М» по точкам. Обведите всю строчку с буквой «М».

Обведите букву «М» наследующей строчки и допишите строчку.

9. Итог занятия.

Логопед. С какой буквой мы сегодня познакомились?

Молодцы! Занятие окончено.

Целью занятия является: Учить четко произносить звуки [м, м"]. Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении. Познакомить детей с буквой М. Закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия "согласный звук", "твёрдый (мягкий) согласный звук", "звонкий согласный звук".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Звуки [м, м"]. Буква М".

Цели : 1) Учить четко произносить звуки [м, м"].

2) Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении.

3) Закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия "согласный звук", "твёрдый (мягкий) согласный звук", "звонкий согласный звук".

Оборудование : Предметные картинки (малыш, муха, машина, медведь, мячи, мальчик, малина, меч,….). Зеркала, символы звуков, звуковые замки, наборное полотно.

Ход занятия:

1. Орг.момент.

Сядет тот, кто назовет слово на звук а (о, у, и, т, ть, п, пь)

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками.

2. Знакомство со звуком [м].

Отгадайте загадку:

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем детям молоко даёт.

(корова)

Как мычит корова? (м-м-м)

Когда мы произносим звук [м]:

  • губы сомкнуты без напряжения;
  • воздух выходит через нос;
  • горлышко работает, дрожит, звенит.

Звук [м] петь нельзя, так как губы создают преграду ("заборчик"). Этот звук согласный, твердый (губы "сердитые"), звонкий (горлышко звенит).

Обозначаем [м] синим кружочком (с колокольчиком).

3. Игра "Поймай звук [м]".

4. Игра "Запомни - повтори"

МА-МО-МЫ

МО-МЫ-МА

МЫ-МА-МО

МУ-МЫ-МА

МЫ-МА-МО

МА-МУ-МЫ

5. Знакомство со звуком [м"].

У коровы есть маленький.... (телёнок).

Он мычит: "Мь-мь-мь".

(Дается характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий)

6. Физминутка.

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем.

Мы руки опускаем.

Мы крутимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки поднимаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведём

И побежим потом.

7. Произношение звуков [м, м"] в словах.

Я хочу познакомить вас с малышом Митей. Митя учится произносить слова, но пропускает звуки. Попробуйте догадаться, какое слово сказал Митя.

Слова произносятся логопедом без звуков [м, м"]: _алина (малина), _уха (муха), _едведь (медведь), ды_ (дым), _аяк (маяк), _ешок (мешок), _ашина (машина)... т.д.

8. Развитие памяти и внимания.

Поиграем в игру "Кто больше запомнит?"

Игра проводится на основе запоминания картинок или слов в заданной последовательности.

9. Восстановление деформированного текста.

Маленький Митя начинает говорить предложениями. Послушайте, что у него получилось:

"Мама мыть Митя. Возле дома цвести мак. Дима мыть лицо мылом. Мы ходить за малина."

10. Разучивание скороговорки:

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

11. Знакомство с буквой М.

Дети, а вы любите своих мам? Вам хочется написать это прекрасное слово? Познакомьтесь с буквой М. Без неё это слово не напишешь.

Взялись за руки друзья.

И сказали: "Ты да я - это мы!"

А между тем получилась буква М.

Дети попарно берутся за руки, изображая букву М. выкладывание М из палочек. Составление слогов (ам, ом, ум, им, ма, мо, му, ми) и слова МАМА из букв магнитной азбуки и их чтение.

12. Итог занятия.


Тихоненкова Елена Павловна

Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..10.2019).

Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]

Задачи:

  • Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

- Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

- работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это?... (Мышка)

3. Сообщение темы.

- Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет - лабиринт.

Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Мммашина. [М]

Мммедведь. [Мь]

Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

Вопросы по схеме:

Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

Где находится язык? (он лежит на дне рта)

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

5. Развитие фонематическо восприятия.

Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

А теперь физминутка.

Физминутка

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

- Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)

Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

- Пальчиковая гимнастика.

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом

Все на кухне кувырком

Круговые движения пальцами

То топочут под столом

Лакомятся молоком

На скамейку сесть хотят

И пугают там ребят

«Скамейка»

То на шкаф залезут мышки

То на стуле шалунишки

Так и хочется поймать

А они шмыг под кровать

Быстро прячут мышек

Затем дети раскрашивают букву.

Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

С какими звуками познакомились?

Какое задание понравилось больше всего?

Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.

gastroguru © 2017