Феномен детской святости. Младенцы – мученики за Христа Святые дети мученики за веру

Дети царственной семьи Романовых - Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, и наследник Цесаревич Алексей - были необыкновенны своей обыкновенностью. Несмотря на то, что с мирской точки зрения они были рождены в одном из самых высоких положений в мире и имели доступ ко всем земным благам, они росли как обычные дети. И еще удивительнее то, что, окруженные гнилой и богоотступной дворцовой знатью, они все же выросли верующими и богобоязненными. Их царственный отец заботился о том, чтобы их воспитание было похожим на его собственное: чтобы к ним не относились как к тепличным растениям или хрупкому фарфору, а давали им делать уроки, учить молитвы, играть в игры, и даже умеренно драться и шалить. Таким образом, они росли нормальными, здоровыми детьми, в атмосфере дисциплины, порядка и почти аскетической простоты.

Они также росли в атмосфере необычайной духовной любви. Брак их родителей поистине снискал Божие благословение, и Господь даровал императорской чете редкое счастье на земле - крепкий и тесный союз, т.ч. в течение десяти лет они были блаженно счастливы и в браке, и в семейной жизни, и все дети рождались в эту атмосферу любви, блаженства и нежности. Кроме того, эта образцовая семья представляла собой истинную домашнюю церковь. Оба родителя были глубоко верующими и выражали собой идеал обоих аспектов Православия - урожденного и принятого.

Царь Николай, конечно, был рожден православным, вырос в крепкой православной среде и имел за спиной тысячелетнее наследство Православия. Но это наследство дало в нем такие обильные плоды главным образом благодаря его личным душевным качествам: набожности, скромности, милосердия, доверчивости, нежности души и сострадания ко всякому Божьему творению. И это-то наследство, преемственное и личное, он передал и своим детям, которые воплотили его в себе с такой же красотой.

Царица Александра, хотя и родилась в лютеранстве, но также выросла в глубоко верующей семье. Поэтому-то, восприняв свою веру искренно и честно, она так долго не соглашалась перейти в иную веру, даже при всей своей великой любви к Царю. И только после того, как она осознала православие как единую истинную веру, она смогла перейти в него. Но перейдя в Православие, Царица восприняла новую веру полностью, со всей искренностью своей души, и стала по-настоящему православной христианкой. И эту-то искренность и честность веры она передала своим детям, и вера стала неотъемлемой принадлежностью их жизни.

Царственные дети были прекрасны - не только своей внешностью, но главным образом своими душевными качествами. От отца они унаследовали доброту, скромность, простоту, непоколебимое сознание долга и всеобъемлющую любовь к родине. От матери они унаследовали глубокую веру, прямоту, дисциплину и крепость духа. Сама Царица ненавидела леность и научила своих детей быть всегда плодотворно занятыми. Когда началась первая мировая война, Царица с четырьмя дочерями целиком посвятили себя военному делу: они без устали посещали военные лазареты, принося радость и утеху раненным солдатам, а кроме того, Царица и две старшие дочери стали еще и сестрами милосердия, часто работая в качестве помощников хирурга. «Чем выше положение человека в обществе», - говорил Царь-Мученик, - «тем больше он должен помогать другим, никогда не напоминая им о своем положении». Будучи сам прекрасным образцом мягкости и отзывчивости к нуждам других, Царь-Мученик и детей своих воспитал в том же духе.

30.12.2014

В сонме угодников Божиих, прославленных Церковью, есть немалая часть тех, кого обычно всерьез не воспринимают, - ну что важного могут сказать или решить отроки и, тем более младенцы? Тем не менее, именно их подвиг, а не поступки каких-то других людей, пусть и взрослых годами, великих умом и имевших заметное положение, оказались велики в очах Божиих.

Неисчислимое множество

Сколько же всего детей, ставших святыми? Указать точное число их невозможно, ведь порой, читая о подвиге сонма мучеников, можно увидеть краткое указание о том, что в их числе были «жены и дети» или тот или иной подвижник пострадал «и с ним домочадцы его».

Множество детей было убито христоборцами в III столетии, когда мученического венца удостоились Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион египтянин, Каллиник волхв, Феодор и Фавст и с ними 1218 воинов с их женами и детьми. Во времена императора Антонина Гелиогобала святой мученик Мелетий был военачальником Галатийской области. За отказ принести жертву идолам он подвергся истязаниям и скончался, не прекращая исповедовать свою веру во Христа. Трибуны его полка, святые мученики Стефан и Иоанн, были обезглавлены за свое исповедание Христа Истинным Богом. Остальные воины полка, также объявившие себя христианами, были усечены мечом вместе с их женами и детьми; в мучениях погибло 1218 человек, а по некоторым источникам − 11 тысяч. Из этого понятно, что детей, принявших мученическую смерть, были сотни, а может быть, тысячи. Но до нас дошли только два имени − младенцев Кириака и Христиана .

Не известны имена и семи отроков , которые совершили свой мученический подвиг вместе со святым мучеником Иулианом, обращенными им ко Христу Келсием, Мариониллой, Анастасием. Пресвитером Антонием и двадцатью воинами. Со своими родными мученическую смерть приняли члены семей и домочадцы святых мучеников Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия и Урвана. Всех их, не исключая женщин и младенцев, подвергли жестоким пыткам, но мученики не отреклись от Христа и были обезглавлены.

Или вот еще пример: люди, увидевшие уничтожение идолов по молитвам мучеников (в числе свидетелей чуда были девы и отроки) уверовали во Христа, исповедали свою веру и мученически скончались в Маромилии.

Сонм святых детей

Более всего почитаемых одновременно святых детей – 14 тысяч младенцев, в Вифлееме убиенных . Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как тот приказывал, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Когда Ирод понял, что замысел найти Младенца не осуществился, он приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Ирод рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа.

Прославлены в лике святых и 84 воспитанника святого мученика Вавилы , принявшие вместе с ним смерть за веру истинную во время правления императора Максимиана. Ни ласковые уговоры, ни обещание даров не сломили христианское убеждение детей. Двое из них, Аммоний и Донат, твердо заявили: «Мы христиане, и не приносим жертв немым и глухим бесам». Император, придя в ярость от неожиданного и твердого ответа со стороны детей, приказал вначале их бить, а затем предать смерти через усекновение мечом вместе с их учителем. Во время шествия на казнь святой мученик Вавила воспевал благодарение Богу: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог!» С духовной радостью приняли мученическую кончину сначала святой Вавила, а затем и все его ученики.

Из уст младенец…

Пожалуй, самым юным мучеником, убитым за исповедание им веры во Христа, является трехлетний Кирик . Святые мученики Кирик и Иулитта жили в Малой Азии в городе Иконии Ликаонской области. Святая Иулитта происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына Кирика. Будучи арестована, она не отреклась на суде от Христа и стойко претерпевала истязания. Младенец Кирик плакал, глядя на мучения своей матери, и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: «Пустите меня к матери, я христианин». Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер.

Не убоялся объявиться себя христианином и святой отрок Варул († 303). Мученик Роман, который был предан на мучения за исповедание имени Христова, увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: «Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам». Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать отрока, а затем обезглавить его. Перед смертью Варул попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама прислонила голову сына на плаху, а после казни погребла его.

Святые мученики Меласипп и Касиния и сын их Антонин пострадали в царствование императора Юлиана Отступника в городе Анкире во Фригии в 363 году. Меласипп и Касиния, истерзанные железными крючьями и изуродованные, скончались под пытками. Сын их, отрок Антонин, которого гонитель заставлял смотреть на муки родителей, плюнул в лицо императору-богоотступнику. За это он был подвергнут жесточайшим пыткам, в которых оставался невредимым, затем его обезглавили.

Преподобный отрок

Самый юный преподобный, прославленный Церковью, − отрок-схимонах Боголеп Черноярский . Сын московского дворянина Якова Лукича Умакова, Боголеп (в миру Борис) родился в 1660 году. Он с самого младенчества проявил черты необыкновенные: по средам и пятницам не вкушал от груди матери молока, когда благовестили в церкви, начинал плакать и сразу успокаивался, когда его относили в храм, если младенца не носили в церковь, он плакал весь день и ничего не ел. В 1662 году в России распространилась смертельная язва. Мальчик заболел – язва показалась у него на ноге. Он стал хромать, но продолжал ходить в церковь. А едва прошла одна болезнь, как на лице появилась другая, под названием чечуй. Однажды во время болезни мальчик увидел странствовавшего инока, который посетил их дом. Ангельское одеяние так поразило мальчика, что он тут же стал просить родителей сшить ему такую же одежду и разрешить принять постриг. При этом святой отрок говорил: «Вот увидите сами, когда пострижете и сподобите меня Ангельского образа, я буду здоров». Родители согласились. Мальчик был облечен в схиму с именем Боголеп. На другой день святой схимонах Боголеп был совершенно здоров, лицо его стало чисто, не осталось даже следов болезни. Но на третий день новая болезнь, огневица, смертельно поразила отрока. Многочисленные чудеса исцелений по молитвам схимонаха Боголепа явились основанием для его прославления в лике святых.

Святые отроки, жития которых охватывают два столетия

Семь Ефесских отроков − Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин − жили в III веке. Представ перед императором Декием, они исповедали свою веру во Христа. Однако тот отпустил их на свободу, надеясь, что отроки изменят решение за время, пока император с войском находится в походе. Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан, Антонин ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Вернувшись, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Но Господь навел на них чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. Их восстание ото сна стало для многих уверением в ложности появившегося в ту пору еретического учения, отвергавшего воскресение мертвых и Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Вскоре тогдашний император − святой благоверный царь Феодосий Младший − прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения.

Святые братья, святые сестры

Братья по плоти и духовные чада священномученикаепископа Вавила отроки Урван, Прилидиан, Епполоний находились рядом со своим наставником, когда тот был представлен на суд императора Декия. Правитель испробовал все способы склонить детей и их мать Христодулу к отречению от Христа, но напрасно. Тогда в ярости он приказал нанести каждому из них раны по числу их лет. Первому нанесли двенадцать ран, другому – десять, а третьему – семь. Видя стойкость и мужество святых, император осудил их на мученическую смерть через усекновение мечом († ок. 251). Мученическую кончину понесла и их мать Христодула.

Святых братьев-мучеников († 304) воспитала также мученица Феодотия, находившаяся в духовной дружбе со святой Анастасией Узорешительницей. Когда начались гонения на христиан, святых жен арестовали. Но Феодотию освободил и взял к себе в дом пленившйся ее красотой сановник Левкадий. Находясь со своими детьми в доме Левкадия, святая Феодотия хранила себя в чистоте, не уступая ни уговорам, ни угрозам язычника. Разгневанный этим, Левкадий отослал ее с детьми в Вифинию, к начальнику области Никитию. Когда при допросе судья стал грозить ей муками, старший сын святой Феодотии Евод сказал, что христиане не боятся мук, а боятся быть оставленными Богом. Мальчика жестоко били на глазах у матери, так что он истекал кровью. Святая Феодотия молилась, чтобы Господь укрепил в страданиях ее сына, и радовалась, что он удостоился мученической кончины за истину. В конце концов судья приговорил святую и ее детей к сожжению на костре.

Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием и Пистом жила в Едессе Македонской и была замужем за языческим жрецом. С детства она была воспитана в христианской вере, которую передала и сыновьям. Во время правления императора Максимиана Галерия (305–311) муж донес правителю на свою жену и детей. Все они, несмотря на угрозы, отказались принести жертву идолам. Тогда на глазах у матери стали истязать детей. Старшего, Феогния, подвесили и строгали железными когтями. Отроку Агапию содрали с головы до груди всю кожу, но мученик не проронил ни звука. Наконец, начали мучить и младшего сына Писта. Мать не переставала воодушевлять их к терпению страданий за Христа. Тогда отрокам отрубили головы.

Братьями по плоти были и праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские , дети благочестивых супругов Исидора и Варвары. Иаков в трехлетнем возрасте, а Иоанн – в пятилетнем были умерщвлены злодеями. Между 1682–1689 гг. обретены их нетленные мощи и положены под спудом в Троицкой церкви села Менюж, на реке Менюге, в Новгородской епархии, на месте бывшего здесь когда-то Троицкого монастыря.

Родным братом святых мучениц девиц Марфы и Марии был отрок Ликарион . Все трое были распяты на крестах, и при казни присутствовала их мать, которая укрепляла их в страданиях за Христа. Сестер пронзили копьями, а отрок Ликарион был усечен мечом.

Святые сестры – Вера, Надежда, Любовь . Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. По доносу они были арестованы и отправлены на суд к императору Адриану. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Девочки (Вере было двенадцать, Надежде – десять и Любови – девять лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей невидимой силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Затем девочки были обезглавлены. Святая София, похоронив их тела, скончалась через три дня на могиле дочерей.

Ребенок, вразумивший правителя

(† 309) пострадала за веру Христову при императоре Диоклитиане. Правитель Никомидии Александр приказал схватить девятилетнюю Василиссу и принуждал ее отречься от Христа. Однако юная отроковица проявила непоколебимую твердость в верности своему Господу и за это была подвергнута длительным изощренным мучениям. Но благодатью Божией святая мученица осталась живой и невредимой. Это явное для всех присутствующих проявление силы Божией так потрясло правителя Александра, что он тоже уверовал во Христа и исповедал себя христианином. Будучи крещен епископом Антонином и прожив недолго в истинном покаянии, мирно отошел ко Господу, а вслед за ним − и святая Василисса. Кончина ее была христиански мирной и сопровождалась чудесными знамениями милости Божией.

Мученики после эпохи гонений

Мучеником был шестилетний , ставший в конце XVII века жертвой ритуального убийства. И через 30 лет после погребения мощи святого Гавриила оставались нетленными. В 1746 году храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка, но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

Благоверный князь мученик Димитрий Владимирский. Младенец Димитрий, правнук великого князя Всеволода Большое Гнездо, погиб во время штурма Владимира татарами 7 февраля 1238 года. Епископ Владимирский Митрофан вместе с великокняжеской семьей и народом заперлись в Успенском соборе; люди исповедались, причастились Святых Таин и приготовились к смерти. Татары зажгли костры вокруг храма и в самом храме и зажгли. Все бывшие в соборе умерли от дыма и мечей неприятельских.

Блаженная отроковица

Самая юная святая, прославленная Церковью в лике блаженных, – жила в V веке. Известно, что она отличалась благонравием. О ней рассказал святой Григорий Двоеслов своему архидиакону Петру то, что слышал от брата Музы, Прова. Однажды во сне блаженной явилась Пресвятая Богородица, окруженная отроковицами, и спросила ее: «Хочешь ли следовать за Мною и жить вместе с этими отроковицами?» «Хочу», – отвечала девочка. «Не делай же ничего нехорошего, избегай смеха и детских игр. В тридцатый день Я приду за тобою и ты будешь с нами». С того времени Муза стала серьезной и постоянно сосредоточенно молилась. Отвечая на расспросы удивленных родителей, святая Муза рассказала им о видении. На 25-й день девочка заболела, а в тридцатый снова увидела Божию Матерь. Со словами: «Иду, иду, Госпожа моя!» – блаженная отроковица преставилась к Богу.

Подвиг юродства в детском возрасте

, в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства. Больше о жизни его ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Осте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховский храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. В Иконописном подлиннике о святом Иакове сказано: «Подобием млад, наг, препоясан платом».

Юные святые до Рождества Христова

Подвиги святых отроков мы можем увидеть, и когда обратим взор далеко в глубину веков, еще до начала истории христианской Церкви. Семь святых мучеников Маккавеев − Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл , мать их Соломония и учитель их Елеазар − пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя. Девяностолетний старец законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики его – семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

после завоевания Иерусалима царем вавилонским были уведены в Вавилон, где отроков учили халдейской премудрости и воспитывали при царском дворе. Но они хранили заповеди своей веры отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов. За отказ воздавать божеские почести изображению царя Навуходоносора три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опалят стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан. 3, 26–90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.

Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария – царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену, согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Подобное чудо произошло и в новозаветное время:отроки-исповедники Христовы Клавдий, Ипатий, Павел и Дионисий были приведены на судилище и брошены в раскаленную печь, но внезапно пролившийся дождь угасил пламя, и святые мученики остались невредимы. Святые отроки были усечены мечом.

Первомученик Святой Руси

В Соборе Киево-Печерских святых чтится память отрока (по другим источникам − младенца), вместе со своим отцом составившего двоицу первомучеников Российских. Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии. Они убиты язычниками, когда Феодор отказался отдать своего сына в жертву языческим идолам, исповедав веру во Единого Истинного Бога. Первыми «русскими гражданами небесного града» назвал их списатель Киево-Печерского Патерика епископ Симон, святитель Суздальский. Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой – сораспятием Христу. На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Дети-страстотерпцы завершили династии

Царевич Димитрий , младший сын царя Иоанна Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены Марии Федоровны Нагой, родился 19 октября 15 82 года. По смерти отца и восшествии на престол Феодора Иоанновича Димитрия вместе с матерью и ее родственниками по решению ближайших советников и опекунов молодого царя, в числе которых был Борис Годунов, отправили на житье в Углич. Это было сделано из опасения, чтобы родственники Димитрия не воспользовались его именем и присутствием в Москве для произведения смуты, направленной к низвержению Федора и провозглашению царем Димитрия. Летописное сказание повествует, что Борис Годунов задумал устранить со своей дороги опасного соперника и подослал в Углич убийц, которые зарезали царевича на дворе царского дворца и вслед за тем были растерзаны сбежавшимся народом. Царевича Димитрия погребли в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. Впоследствии имя Димитрия, принятое на себя самозванцами, послужило поводом к началу Смутного времени. Василий Шуйский, вступив на престол и желая торжественно доказать самозванство первого Лжедмитрия, приказал перенести тело Димитрия из Углича в Москву, чтобы «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей». 3 июля 16 06 года святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

Младшим чадом последнего русского самодержца был святой страстотерпец цесаревич Алексий Николаевич . Вместе с родителями, сестрами и преданными слугами он принял мученическую кончину в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, не дожив нескольких недель до своего четырнадцатилетия.

Прославленные Богом

Есть в святцах дети, в обстоятельствах жизни которых современники, возможно, не увидели бы довольно оснований для прославления их в лике святых, но Сердцеведец Господь Сам указал людям на Своих угодников.

В Соборе Ростово-Ярославских святых прославляется святой мученик младенец Иоанн Угличский . По дороге в школу он был похищен злоумышленником, который мучил и морил голодом его пятнадцать дней, а затем убил. Найденное по прошествии значительного времени тело страдальца оказалось нетленным, от мощей святого Иоанна происходили многие исцеления.

Святой праведный Артемий Веркольский родился в селении Верколе Двинского округа в 1532 году. Сын благочестивых родителей, Артемий был отроком терпеливым, кротким и прилежным ко всем добрым делам. 23 июня 1545 года тринадцатилетний Артемий и его отец были застигнуты в поле грозой. При одном из ударов грома отрок упал мертвый. Люди подумали, что это знак суда Божия, а потому оставили тело в сосновом лесу непогребенным. Через 28 лет сельский клирик увидел свет над местом, где лежало нетленное тело праведного Артемия. Перенесенные в храм святые мощи явились источником исцелений недужных. Позже в этом селении был основан монастырь, названный Веркольским.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Избиение младенцев - эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея (2:16-18), и повествующий об убийстве царём Иродом младенцев в Вифлееме и окрестностях, предполагая, что среди них окажется Мессия. Избиение вифлеемских младенцев было предсказано пророком Иеремией. Блаженный Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев (Hieron. In Is.7,15), по церковному преданию, число жертв составило 14 тысяч. Погибшие младенцы почитаются как святые мученики, поскольку они первыми пострадали ради Христа. Их память совершается 29 декабря (11 января)

3 слайд

Описание слайда:

маленький крестьянский мальчик - святой праведный Артемий. С пяти лет он уже не любил детских игр. Был тих, кроток, помогал отцу. Когда ему было 12 лет, он работал с отцом в поле. Неожиданно поднялась буря с ливнем, над головой Артемия разразился страшный удар грома и убил его. СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ АРСЕНИЙ

4 слайд

Описание слайда:

Люди подумали, что Бог его наказал за грехи тайные. Тело его осталось не отпетым и не погребенным. Его тело положили в лесу поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так оно пролежало 32 года, всеми забытое. Однажды дьячок церкви Николая Чудотворца ходил по тому лесу собирал грибы и увидел свет над тем местом, где лежало тело Артемия, оно было нетленным. Когда тело перенесли в церковь и прикрыли берестой, то мощи его начали источать исцеления болящим. Очень много людей вылечилось благодаря мощам Артемия.

5 слайд

Описание слайда:

МЛАДЕНЕЦ Гавриил Белостокский Он был крещен и воспитывался в строгих правилах Закона Божия. По поверию, некоторые иудейские секты для приготовления пасочных опресноков, мацы использовали кровь невинных христианских детей. С этой целью заранее намечалась жертва, обыкновенно ребенок какой-нибудь бедной семьи. Иудеи заманивают его к себе и, держа его стоя и заткнув ему рот, острыми инструментами колют его так, чтобы из жил его вытекала вся кровь. Потом его убивают и бросают не погребенным. Так поступили и с Гавриилом. Его обескровленного бросили на съедение хищникам. Но три дня от его тела отгоняли всех собаки. По лаю и было найдено тело, не подвергшееся тлению.

6 слайд

Описание слайда:

Через 30 лет после погребения мощи святого Гавриила оставались нетленными. Они, после пожара в храме, в котором был погребен младенец, были перенесены в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено празднование святому мученику Гавриилу. Пусть эти святые дети научат нас тому, как Бог призывает к Себе людей, и как Он отвечает тому, кто к нему идет.

7 слайд

Описание слайда:

Святая мученица Акилина, уроженка финикийского города Библа, пострадала при императоре Диоклитиане (284 - 305). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Когда девочке было всего 12 лет, Акилина убеждала сверстниц-язычниц обратиться ко Христу. Один из слуг царского наместника Волусиана донес, что она учит своих сверстниц не почитать религию отцов. Святая отроковица твердо исповедала перед наместником свою веру во Христа и сказала, что не отречется от Него. Волусиан пытался уговорами и лаской повлиять на юную исповедницу, но, видя ее твердость, велел предать истязаниям. СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА Акилина

8 слайд

Описание слайда:

Святую Акилину били по лицу, а потом, обнажив, бичевали. Издеваясь, мучитель спрашивал: "Где же твой Бог? Пусть придет и отнимет тебя из моих рук". Святая отвечала: "Господь невидимо со мною, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне сил и терпения". Раскаленными прутьями мученице через уши просверлили голову. Святая мученица упала замертво. Мучитель решил, что девочка действительно скончалась, и приказал выбросить ее тело на съедение псам за городом.

9 слайд

Описание слайда:

Ночью святой Акилине явился Ангел, коснулся ее и сказал: "Встань и будь здорова. Иди и обличи Волусиана, ибо как он сам, так и намерения его ничтожны пред Богом". Мученица, воссылая хвалу Богу, поднялась невредимой, пошла к дворцу наместника и предстала перед Волусианом. Увидев святую Акилину, Волусиан в испуге позвал слуг и велел сторожить её до утра. Утром он вынес святой Акилине смертный приговор как волшебнице, не повиновавшейся царским указам. Когда святую вели на казнь, она молилась и благодарила Бога, удостоившего ее пострадать за Его Святое Имя

10 слайд

Описание слайда:

Святой мученик Вит был сыном знатного сицилийского вельможи, язычника Гиласа. Еще юным отроком святой Вит возгорелся пламенной любовью к Господу Иисусу Христу и непрестанно молился Ему. Господь даровал ему благодать чудотворения. Он исцелял больных и обратил ко Христу множество язычников.

11 слайд

Описание слайда:

Правитель Валериан узнал, что святой Вит отказался принести жертву богам, и потребовал его к себе на суд. Перед судом святой отрок стойко исповедал свою веру и наотрез отказался принести идолам жертву. Его опять били. Когда правитель, давая распоряжение об усилении мучений, протянул руку, она тотчас отсохла. По молитве святого правитель получил исцеление и, прекратив суд, отдал святого отрока Гиласу, приказав во что бы то ни стало отвратить его от веры во Христа. Святой Вит не переставал молиться и просить помощи Божией в искушениях.

12 слайд

Описание слайда:

Ему явились Ангелы и молились вместе с ним. Когда Гилас вошел к сыну и взглянул на Ангелов, он сразу ослеп. Гилас дал обещание отречься от кумиров, и святой Вит исцелил его. Но, ожесточившись сердцем, Гилас не исполнил своего обещания. Привязанность к сыну обратилась в нем в ненависть, и он решил умертвить его. Чтобы спасти мальчика, его воспитатель святой Модест и кормилица святая Крискентия, которые были христианами, тайно увели его из родительского дома. У реки они увидели лодку. Ангел вошел вместе с ними в лодку и доставил их в итальянскую область Луканию, где святые, скрываясь от мучителей, жили тайно. Святой отрок не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство. Молва о нем распространилась и здесь. Святым Виту и Модесту пришлось предстать перед Диоклитианом.

Описание слайда:

Тогда на него был выпущен огромный лев. Отрок осенил себя крествым знамением, и зверь покорно лег у его ног и стал лизать ему ступни. Святых мучеников повесили на столбах и строгали железными когтями. Святая Крискентия вышла из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Ее подвергли такому же мучению. Святой Вит воззвал к Богу: "Боже, спаси нас силою Твоею и избави нас". Началось землетрясение. Многие язычники погибли под обрушившимися зданиями, Диоклитиан в страхе убежал в свой дворец. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Луканию. Святой мученик Вит помолился Богу, чтобы Он в мире принял их души и не лишил Своих благодеяний всех, которые будут творить их память. С Неба был голос: "Услышана молитва твоя". Святые с радостью предали Богу свои души. Страдания святых мучеников Вита, .Модеста и Крискентии совершились около 303 года.

Благов. кнн. Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн младенец, Зарайские мученики (├1237) -- пострадали от монголов в Батыево нашествие, память 21 декабря.
Св. муч. Димитрий младенец, кн. Владимирский (├1238) -- сожжен монголами при штурме Владимира вместе с прочими горожанами в кафедральном соборе, память 3 февраля.
Святой благоверный Димитрий, царевич Московский, Углечский страстотерпец (├1591) -- семилетний сын царя Иоанна IV Грозного, убитый в Угличе.
Убийство, по сути, так и осталось нерасрытым, а устойчивая народная молва, обвинявшая в убийстве св. Димитрия Бориса Годунова, а также слухи о том, что наследник Российского Престола не погиб, ввергли Россию, в конечномитоге, в Смутное Время. Св. страстотерпец прославлен от Господа нетлением мощей и многочисленнымии чудесами. Память 15 мая и 19 октября.
Святые мучч. Феодор и сын его Иоанн варяги, Киевские (├983) -- убиты язычниками-киевлянами: у св. Феодора потребовали его сына, на которого пал жребий быть принесенным в жертву языческим богам; когда св. Феодор сказал: "Не дам сына моего бесам", толпа убила обоих. Первомученики Русской Церкви, память 12 июля.
Святой муч. Георгий Угрин (т.е. Венгр) (├1015) -- отрок, слуга св. страстотерпца Бориса, убит за попытку защитить своего господина от наемных убийц, посланных братом св. князя, память 24 июля.
Святой муч. Гавриил младенц, Белостокский (├1690) -- шестилетний отрок, жертва ритуального убийства, совершенного евреем-арендатораом и его сообщниками, память 20 апреля. Один из наиболее "дискутируемых" русских святых, святость которого многократно пытались отрицать, но Господь явно прославил св. мученика чудесами и нетлением его мощей.
Святой мученик Евстафий отрок, Крымский (├1752) -- отрок 14-ти лет, исповедовал Христа перед турецким судьей в Кафе (нане Феодосия) и был обезглавлен, память 10 мая.
Святой младенец, неизвестный по имени, из числа 72-х св. мучеников, со св. Исидором в Юрьеве Ливонском пострадавших (├1472) -- когда немцы- католики топили этих св. мучеников за исповедание Православия в той самой проруби, где они 6 января совершали Великое Водоосвящение, трехлетнего младенца отняли от его матери; тогда он начал кричать, вырвался от мучителей, подполз к проруби, перекрестился и со словами "И я православный" бросился в прорубь. Память 8 января.
Святой мученик Иоанн младенец, Пекинский (├1900) -- восьмилетний сын первого православного священника китайского происхождения, св. свщмч. Митрофана Цзи Чунь. Во время "боксерского" восстания в Китае языччники-ихэтуани схватили св. Иоанна, причем, издеваясь, называли его "эрмаоцза" -- дьявольское отродье, а когда он ответил: "Я - верующий в Бога, а не эрмаоцза", ему сначала отрубили пальцы ног, потом изрубили плечи, а несколько часов спустя отрубили ему нос и уши, а когда и после этого обнаружили в нем твердость духа и исповедания Православной веры, убили. Память в числе 222-х святых мучеников, пострадавших в те дни в Китае, 11 июня. Среди них есть еще несколько детей, как известных по имени: Екатерина, Муза, Сира, Фома, Николай, Марк, Елена, Мария, Мария, Нина, Василий, Агафия, так и те, чьи имена остались неизвестными.
Святая прав. Гликерия дева, Новгородская (├ ок. 1522) -- дочь старосты Легощей улицы в Новгороде, благочестивая девственница, скончалась в юном возрасте. В 1572 году были обретены ее нетленные мощи, память 13 мая.
Святой праведный Иаков Боровичский (├ до 1540) -- в 1540 году в селе Боровичах Новгородской епархии были обретены нетленные мощи неизвестного отрока. Его имя было открыто некоторым селянам в сонном видении, и от мощей начались чудеса. Память 23 октября.
Святые праведные Артемий отрок, Веркольский (├1545), и сестра его Параскева Пириминская (├ сер. XVI) -- жители села Верколы Пинежского уезда Архангельской губернии: прав. Артемий в 12-летнем возрасте погиб от удара молнии во время сельскохозяйственных работ, его сестра скончалась также в юном возрасте. Прославлены от Господа нетлением мощей и чудесами. Память общая 20 октября, отдельная память св. Артемию 23 июня.
Святые праведные Иаков и Иоанн отроки, Менюжские (├ ок. 1566 √ 1569) -- родные братья, скончавшиеся в 5-летнем возрасте; издревле почитались как страстотерпцы, память 24 июня.
Святой мученик Иоанн младенец, Углечский (├1663) -- семилетний отрок, убитый работником его отца, углицкого посадского человека Чеполосова, память 25 июня.
Преподобный Боголеп отрок-схимонах, Черноярский, Астраханский (├1667) -- сын черноярского воеводы Якова Умакова. С младенчества был великий постник, ежедневно, еще грудным младенцем, заставлял приносить себя в церковь. В семилетнем возрасте получил исцеление от язвы на ноге послепострига в схиму, однако через несколько дней после пострига скончался. Почитается как покровитель Поволжья. Память 24 июля.
Святые Царственные страстотерпцы, дети последнего Российского Императора св. Николая II и его супруги св. Александры: царевич Алексий, царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия (├1918) -- замучены большевиками, когда им было 14, 23, 21, 19 и 17 лет соответственно, память 4 июля и в воскресенье, ближайшее к 25 января (Собор Новомучеников и Исповедников Российских).
Праведный Меркурий младенец, Логинский, Калужский (XVII?) -- из боярского рода Колычевых, родственник святого митрополита Филиппа II, почитается на Калужской земле ради творящихся по его предстательству чудес. Официально к лику святых причислен не был, но почитался издавна, как о том свидетельствует святой Никон Оптинский. Память 9 января.

Мы удивляемся терпению святых мучеников и мучениц, мы прославляем их подвиги, их страдания за Христа. Не мужи только, но и юноши, и девы, и благочестивые жены с радостью шли на смерть за имя Христово, за святую веру в Него, и умирали, ликуя духом и славословя Господа, в Троице славимого и покланяемого. Но, что особенно достойно удивления, в светлом лике страдальцев за Христа мы видим и младенцев, небоязненно исповедавших пред мучителями свою святую веру в Господа Иисуса и положивших свои невинные души за Него: воистину, «из уст младенец и ссущих совершил ecu хвалу» имени Твоему, Господи!

Предлагаем несколько трогательных рассказов (из Четии Минеи) о дивном терпении сих малых возрастом, но великих духом мучеников Христовых. Взирая на их младенческое мужество, да устыдимся своей лености и малодушия в наших малых скорбях, видя их пламенную любовь ко Господу, да научимся и сами любить Господа всем сердцем и всей душой: удивляясь их великой вере, - будем и сами просить у Господа хотя малую искру сей живой веры для нашего хладного в вере сердца, ибо Сам Господь сказал: «аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное...»

Во Иконии граде бе вдова юна, благородна, именем Иулитта, верою христианыня. В то время Диоклетиан, нечестивый царь, воздвиже гонение велие на христианы. Вземши убо сына своего, Кирика, трилетное отроча, сущее, изыде нощию из Иконии града и странствования, помняши реченное в Писании: «егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий», - и пойде в Тарс, град Киликийский, и живаше в том между убогими. Но во времени Александр игемон и в Тарс христиан мучити прииде, и бысть познана о неких святая Иулитта, и приведена бысть пред игемона, имущая на руках трилетное отроча Кирика святаго. Вопрошаема же бывши от игемона, с дерзновением исповеда Господа нашего Иисуса Христа. Разгневался убо игемон, повел от ней отроча, и совлекше оную и растягше, бити без пощадения суровыми жилами. Биемой же сущей мученице, отроча взирающи к ней, плакаше, и ис-торгашеся от рук держащих его, еже тещи к матери. Игемон же, видя красно сущее отроча, повеле к себе принести, и прием, посади на коленах своих, и утешаше тое, да не плачет, и поглаждаше главу детищу, и лобызаше ее, и любезныя к нему глаголы вещаше. Детище же, изимаше себе от рук его, и главою от игемона уклоняшеся, не дая себе поглаждати, ниже лобызати устам того скверным, к матери же взирая, и детски плача, взываше: "Христианин есмь, пусти мя к матери!" - и драше лице игемону ногтьми своими, отрекаяся руками от него. Исполнився же страсти игемон, верже отроча о пол и ногою пхну в ребра, низвергая его долу от высокого седалища своего. Отроча же, по степенем каменным низпадая, и главою о степенным острым углы приражаяся и сокрушаяся, все тое место наполни кровью и предаде святую и непорочную свою душу в руце Божии. Тако венчася мученичеством отрок Кирик. Матерь же его, блаженная Иулитта, внегда узре любезное свое чадо, пред судилищем лежащее в крови мертво, радости исполнися и благодаряще о нем Господа. По многих же муках, и сама усечена бысть... (Июля в 15 день).

Егда святый мученик Роман повешен бысть и различными орудии биен, и ногтьми железными стружем, стояше тамо не далече некое христианское отроча именем Варул. На неже воззрев мученик, рече к мучителю: "Отроча сие малое, разумнейшее есть паче тебе старого, аще и малолетно есть, обаче весть истинного Бога; ты же, исполнен сый лет, не познаваеши Его". Епарх же, призвав к себе отроча, вопроси е: "Коего Бога чтиши?" Отроча же отвеща: "Христа чту". Паки вопроси епарх: "Что есть лучше: единого ли Бога чтити или многих?" Отвеща отроча: "Лучше чтити единого Бога Иисуса Христа". Паки епарх рече: "Чим лучший Христос паче всех богов?" Младенец же отвеща: "Тем лучший Христос, яко истинный есть Бог, и Той созда всех нас; ваши же бози бесове суть, и не создаша никогоже". И ина многа той младенец глаголаше, аки бы был богослов премудрый, Дух бо Святый в нем действуя, совершаше из уст его хвалу, яко да посрамит идолопоклонников. Удивляшеся же мучитель и вси с ним бывшии премудрым глаголом его, и исполняшеся великого студа, яко не можаше его словесы препрети, того ради повелел мучитель того младенца розгами без милости бити. Биен же долго, нача изнемогати, и пити прошаще. Матерь же его, яже таможде стояще в народе и смотряще с радостию на страдание сына своего; видящи его изнемогающего и пити просящего, воздвиже глас свой с гневом, велящи да терпит мужественно до конца. Повелевшу же мучителю мечом посещи младенца, взя его матерь на руце свои, и несе на место усечения. Объемлющи же и лобызающи, утешаще его и укрепляше, да не боится, видя мечь над главою своею. Глаголаше же: "Не бойся, сыне мой, не бойся, сладкое мое чадо, не устрашайся смерти, не умреши бо, но живе будеши во веки. Не бойся меча, ибо посечен бывши, пойдеши абие ко Христу, и узриши славу Его: Он же тя примет, и объимет любезно, и будеши жити с Ним в радости неизглаголанной, ликующи со Ангелы Его святыми". Тако благочестивая та матерь, свое чадо утешающи, донесе е на место усечения. Усечену же бывшу младенцу, собра матерь кровь его в чистый сосуд, и, приемши тело его, радостными е омываше слезами, и сладце лобызаше веселяся, и погребе честно сыновнее тело (Ноября в 18 день).

Егда святого мученика и великого Арефу усекнуша, таже и прочиих 340 святых мучеников, жена некая, верная христианка, имущи с собою сына, мало отроча, не более пяти лет сущее, видящи мечное святых мучеников посечение, притече к ним и, приемши мало о крове их, помаза себе и сына своего. Исполнившися же ревности, проклинаше царя, и велегласно глаголаше: "Будет тому жидовину как фараону". Вонми же емше ю, ведоша к царю, и вся, ею глаголанная, сказаша. Царь же, не дая ей более глаголати, повелел абие огнем сожещи ю. Наченшым убо мучителем вязати блаженную ту жену, да бо в огнь ввергуть ю, малое отроча ея нача плакати, и, виде царя седяща, притече к нему, имущи очеса слез исполненна и ятся за нозе его, моля о матери своей, елико можаше. Царь же, прием е на лоно свое, красно бо бе отроча и доброречиво, и вопрошаше е: "Кого более любиши, нас или матерь?" Отроча же отвеща: "Матерь люблю, и том ради приидох, молю тя, да разрешена будет, и возмет мя с собою на мучение, к нему же мя часто поучаше". Вопроси же царь: "Что есть мучение, еже глаголеши?" Отроча же, исполненно благодати Божия, в нем действующия, отвеща царю: "Мучение есть за Христа умрети, и паки с Ним жити". Вопроси царь: "Кто есть Христос?" Отвеща младенец: "Гряди со мною в церковь, и аз ти покажу Его". Паки же воззрев на матерь, плачущи рече к царю: "Остави мя, да иду к матери". Рече же царь: "Не иди к ней, но с нами буди, и дам тебе яблока и орехи, и всякия красныя плоды". Сия царь глаголаше яки с простым отрочатем, мня, яко в нем детский разум. Отроча же отвещаваше: "Не буду с вами, но к матери хощу; аз бо мнех, яко ты христианин еси, и приидох тя молити о матери моей, ты же жидовин еси, того ради не хощу у тебе быти, ниже что от рук твоих прияти, - точию хощу, да мя к матери пустиши". И удивляшеся царь таковому разуму, сущему в малом отрочати. Отроча же, егда виде, яко матерь ввержена бысть в огонь, укуси царя крепко. Царь же вельми поболев, отверже его от себе и повелел взяти некоему от предстоящих вельмож, да воспитает его еврейски, в законе их и отвержении Христу. Он же, поем отроча, ведаше в шатер свой, удивляяся смыслу отрочу и, встрев с неким другом, ста, и сказоваше ему бывшая о том отрочати. Стояху же не далече от огня, в оньже бе ввержена святая матерь младенца того, и беседующим им, исторжеся отроча от рук ведущаго его и текши скору, вскочи во огонь, и, в нем горящую матерь свою объемши, и само с нею сгоре: и бысть матерь с сыном жертва и всесожжение благовонно Богу. Слава Богу, умудрившему тако малого младенца! (Октября в 24 день).

gastroguru © 2017