Возможности мобилизационных ресурсов стран вероятного противника. О проблемах комплектования мобилизационных людских ресурсов

Наше итоговое собрание проходит в период, когда многие органы государственной власти, аналитические центры и другие научные организации подвели итог годовой деятельности нового руководства Вооруженными Силами Российской Федерации. Всеми без исключения была отмечена большая работа по исправлению ранее допущенных ошибок и осуществлению инноваций в строительстве и развитии ВС РФ.

Вместе с тем осталось много нерешенных вопросов, как в организационном строительстве ВС РФ, так и в их техническом оснащении.

В этой связи коллектив третьего отделения АВН в 2013 году провёл большую работу по анализу проблем военного строительства в Российской Федерации и определению путей их решения. В частности большое внимание было уделено проблемам, которые уже на протяжении многих лет будоражат российскую общественность и подрастающее ее поколение, а в последнее время и явились источником противоречий между военными учеными и экспертами разных научных школ и взглядов. Это тесно взаимосвязанные между собой проблемы комплектования ВС РФ, подготовки и накопления военно-обученных людских мобилизационных резервов.

Актуальность этих проблем заключается в неотложном разрешении ряда противоречий с одной стороны, между ограниченными (годными к военной службе) призывными людскими ресурсами РФ и большими потребностями ВС и других войск РФ по комплектованию их личным составом; с другой стороны, между потребностью в военно-обученных людских мобресурсах, необходимых для развертывания требуемых составов группировок войск (сил) для отражения агрессии против РФ, и недостаточными возможностями ВС по подготовке и накоплению их в мирное время. И, очевидно, здесь не следует забывать и о разрешении противоречия между финансово-экономическими потребностями ВС, в частности, текущими расходами, и возможностями РФ по их обеспечению.

В части, касающейся первой проблемы. Не секрет, что в ближайшие годы РФ окажется в глубокой «демографической яме», что существенно повлияет на ее возможности по комплектованию военной организации государства личным составом. Анализ показывает что в абсолютных значениях возможности РФ по комплектованию Вооружённых Сил в мирное время с учетом состояния здоровья призывной молодежи и сложившейся системы отсрочек составят: в 2015г. - 477,2 тыс. человек в 2020г –448,5, в 2025 г. – 432,9 тыс. человек. Потребности же в призывных контингентах для комплектования ВС РФ сержантским и рядовым соста­вом сегодня и в среднесрочной перспективе составят не менее 780 тыс. человек. Таким образом, дефицит в комплектовании рядовым и сержантским составом по призыву только для ВС РФ составит не менее 300-350 тыс. человек.

Разрешение данного противоречия многие годы виделось в переходе на контрактный способ комплектования ВС РФ. Обоснованием тому являлся один аргумент - приемлемая для РФ годовая потребность в призывных ресурсах, которая могла бы составить при 3-х годичном сроке контракта - 260, а 5-ти годичном - 156 тыс. человек. Такое решение было оправданным не только с точки зрения мобилизационного напряжения государства, но и военно-стратегической точки зрения, поскольку не планировалось применять ВС РФ в крупномасштабных военных конфликтах и развертывать для этого у многочисленные группировки войск (сил). Однако это решение противоречило принципу равной ответственности граждан за оборону государства и не было обеспечено финансово-экономически. В частности, низкий уровень денежного содержания и социально бытовые условия службы и быта военнослужащих, проходящих службу по контракту, явились главными причинами провала эксперимента по переходу ВС РФ на контрактный способ их комплектования.

Таким образом, данные обстоятельства обусловили необходимость перехода ВС РФ на смешанный способ комплектования. Однако здесь встает проблема обоснования рационального соотношения рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву и по контракту. Очевидно, критериями эффективности принятого решения могут быть допустимая численность годового призыва и найма граждан для прохождения военной службы, а также соответствие возможностей ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных людских мобресурсов потребностям развертывания дополнительного количества воинских формирований, необходимых для создания требуемых составов группировок войск (сил).

Известно, что боевой состав и структура ВС зависят от характера войн, в которых планируется их применение. В настоящее время ВС РФ силами общего назначения без существенного мобилизационного развертывания способны решать задачи только в вооруженных конфликтах и, в локальных войнах. Вместе с тем, в будущем нельзя исключать у участия Российской Федерации в крупномасштабной вой не, которая от вооружённых конфликтов и локальных войн будет отличаться не только политическими и военно-стратегическими целями, но и значительным пространственным размахом и большой продолжительностью, что потребует развертывания значительных по боевому составу группировок войск (сил) и максимального военно-экономического и мобилизационного напряжения государства. Для наращивания боевого потенциала группировок войск (сил) в интересах ведения крупномасштабных военных действий в ходе войны, очевидно, необходим такой боевой состав ВС, который мог бы обеспечить развёртывание дополнительного количества боеспособных соединений и воинских частей.

Однако состав и структура ВС РФ сегодня позволяют в военное время лишь незначительно наращивать боевой состав группировок войск (сил) за счёт отмобилизования БХиРВВТ, а отсутствие Стратегических резервов существенно ограничивает возможность влияния ВГК на подготовку и ведение военных действий крупного масштаба. Поэтому, по нашему мнению, в перспективе в составе ВС РФ наряду со Стратегическими силами сдерживания и Силами общего назначения необходимо иметь Стратегические резервы.

Введение в структуру ВС РФ Стратегических резервов, а также со­единений и воинских частей сокращённого состава и кадра позволит при сохранении общей численности ВС мирного времени увеличить количество боевых соединений, входящих в состав группировок войск (сил), нарастить базу мобилизационного развёртывания ВС и обеспечить доведение боевого состава ВС РФ до потребности военного времени.

Ранее проведенные исследования показали, что для комплектования вновь развертываемых соединений и воинских частей (резервных форми­рований), исходя из прогноза военных угроз Российской Федерации, по­требность в военно-обученных людских ресурсах может составить: к 2017 году офицеров - 280 тыс., солдат и сержантов - 1820 тыс.; к 2021 году офицеров - 450 тыс., солдат и сержантов - 2800 тыс.; к 2025 году офицеров - 680 тыс., солдат и сержантов - 3900 тыс. человек.

Способна ли контрактная армия подготовить и накопить такое количество мобресурсов? Попробуем ответить на этот вопрос?

Расчеты, в части, касающейся накопления офицеров запаса, показывают, что при среднем сроке действительной военной службы офицерским составом 20 лет (до 40 лет) и 15 лет службы в запасе (пребывания в резерве: 1 разряд до 50, 2 разряд - до 55 лет) с учетом имеющегося ресурса (150 тыс. чел.) и естественной годовой убыли 10 % ; может быть накоплено к каждому из расчетных годов не более 150 тыс. офицеров запаса. При этом дефицит офицерского состава составит к 2017 году - 130,3 тыс., к 2021 году - 300,62 тыс., а к 2026году - 530,9 тыс. человек.

Таким образом, для комплектования ВС РФ мирного времени офи­церскимсоставом требуемый среднегодовой выпуск офицеров из военно­учебных заведений должен быть: до 2021 г. не менее 11, после 2020г. -17,5 тыс. человек. Для подготовки и накопления офицеров в интересах развер- тывания необходимо дополнительно за счет военных кафедр гражданских учебных заведений ежегодно выпускать не менее 43- 44 тыс. офицеров запаса.

Как решить эту проблему?

В настоящее время покрытие потребности в офицерском составе мирного времени обеспечивается возможностями созданной сети военно-учебных заведений ВС РФ. Для обеспечения развертывания резервных формирований на военное время подготовка офицеров запаса сегодня осуществляется на 35 военных кафедрах и 33 учебно-военных центрах гражданских ВУЗов. В выступлении начальника ГОМУ FILI ВС РФ на по­следней Коллегии МО прозвучала цифра 72 ВУЗа, что составляет всего 7% от общего числа гражданских учебных Заведений. При этом ежегодный их выпуск существенно отличается от выше представленных потребностей и составляет не более 10 тыс. офицеров запаса. Таким образом, необходимо, как минимум, в 4 раза увеличить возможности гражданских ВУЗов по под­готовке офицеров запаса для стратегических резервов, суммарная емкость ежегодного выпуска которых должна быть не менее 44 тыс. офицеров за- паса. Довести количество подобных вузов до 28% от общего количества.

Вместе с этим следует согласиться и с продолжительностью, и с формами подготовки офицеров запаса в гражданских ВУЗах, предложен­ными начальником ГОМУ ГШ ВС РФ. В то же время, по-нашему мнению, представляется нецелесообразным по причине больших потребностей в офицерах запаса осуществление подготовки в гражданских ВУЗах сержантов и солдат запаса. Для этого целесообразней привлечь учебные заведения среднего и профессионального образования.

В части, касающейся подготовки и накопления военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, следует отметить, что при условии создания Стратегических резервов, ВС РФ при контрактном способе комплектования и ежегодном найме на военную службу 78 тыс. граждан не в состоянии подготовить требуемое количество военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, дефицит которых составит к 2017 году - 661, к 2021 году - 1685 и к 2026 году - 2825тыс. человек.

Выход из создавшего положения очевиден и он возможен только при смешенном способе комплектования ВС РФ и обосновании рационального соотношения численности сержантского и рядового состава, проходящего службу по контракту и по призыву, а также сроков военной службы и службы в запасе (пребывания в резерве).

Результаты проведённых расчётов показывают, что с учетом ранее перечисленных негативных факторов требуемое количество военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, без превышения годовых возможностей РФ по призыву на военную службу граждан - 432-477 тыс. человек, может быть подготовлено и накоплено только при условии наличия в ВС РФ не менее 54% сержантов и солдат (421 тыс. человек), проходящих военную службу по контракту, и сроках военной службы по призыву - 1 год, по контракту - 5 лет и в запасе (пребывании в резерве) - 15 лет.

При этом для комплектования ВС РФ по призыву потребуется не более 360 и по найму - до 83 тыс. человек, что в общей сумме (443 тыс.чел.) не превышает представленные выше возможности годового призыва РФ (432-477 тыс. человек).

При доле контрактников меньше 54% повышаются возможности по подготовке военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового со­става, в то же время потребности в призыве граждан на военную службу превысят предельно возможные значения.

При доле контрактников больше 54% потребности в призыве граждан на военную службу будут меньше предельных возможностей РФ по призыву на военную службу граждан, в то же время будут снижены возможности ВС РФ по подготовке требуемого количества военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава.

Таким образом, можно констатировать, что численность сержантов и солдат - контрактников в ВС РФ в пределах 421 - 425 тыс. человек является оптимальной с военно-стратегической точки зрения.

В то же время следует отметить, что решение проблемы количест­венного накопления военно-обученных мобресурсов сержантов и солдат неразрывно связано с проблемой учета и контроля качества их подготовки. Поэтому вполне закономерно, что сокращение численности ВС РФ, переход на смешанный способ их комплектования остро ставят вопрос о необ­ходимости создания Национального резерва ВС РФ, комплектуемого на добровольной (контрактной) основе, при сохранении существующего мо­билизационного запаса ВС РФ. Однако о структуре и составе Национального резерва можно будет говорить только после проведения эксперимента по организации службы в людском мобилизационном резерве ВС РФ ог­раниченного количества граждан, подписавших контракт о такой службе.

Вместе с тем, переход к новой системе комплектования, подготовки и

накопления военнобученных ресурсов должен быть достаточно обеспечен ресурсно-экономически, в том числе финансово. Другими словами говоря, должны быть созданы привлекательные условия военной службы по кон­тракту как в соединениях и воинских частях постоянной готовности и со­кращенного состава, так и в резервных формированиях Национального резерва.

Готовя свое выступление, я не ставил целью провести ресурсно экономическое обоснование всего комплекса мероприятий по переходу к новой системе комплектования и прохождения службы в запасе (резерве).

Вместе с тем; для подтверждения реализуемости представленных выше предложений был осуществлен расчет денежного содержания военнослужащих, в том числе солдат и сержантов - контрактников ВС РФ как одного из стимулов повышения престижа военной службы.

По мнению военных экспертов, уровень денежного содержания офицерского состава должен быть не менее 70 тысяч рублей, а рядового и сержантского состава - контрактников - не менее 35 тысяч рублей. Эти показатели приняты в качестве минимально необходимых критериальных значений денежного содержания военнослужащих ВС РФ.

Расчеты показывают, что при таком уровне денежного содержания военнослужащих суммарные расходы в этом году не превысят запланированному в бюджете на Национальную оборону на эти цели сумму в размере 372,1 млрд. руб. При этом доля денежного содержания военнослужащих в расходах на содержание ВС РФ составит 51,9%, а v общие расходы на содержание ВС РФ 52,8% от расходов на «Строительство и содержание ВС РФ».

К 2017 году с выходом на расчетную численность контрактников в ВС РФ 421200 сержантов и солдат, в пределах выделяемых расходов на денежное содержание военнослужащих (454 млрд. руб.), среднее денежное содержание офицеров может быть не менее 96, сержантов и солдат срочной службы - 2, а контрактников - 38 тыс. рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих составит 56,5% от расходов на содержание ВС РФ, а от расходов на Строительство и содержание ВС РФ - 40,8%.

К 2021 году по оптимистическому прогнозу денежное содержание офицеров может быть увеличено до 120, сержантов и солдат срочной службы - до 3, а контрактников - до 50 тыс. рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих останется в прежних пределах и составит 56,0% от расходов на содержание ВС и от расходовна Строительство и содержание ВС РФ - 40,6%.

Таким образом, расчеты показывают, что при оптимистическом про­гнозе развития РФ уже к 2016 году возможно увеличение численности сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, до 420 тыс. человек с повышением престижа военный службы и статуса военно­служащего, что обусловлено не только военно-стратегической целесооб­разностью, но и финансово-экономическими возможностями перехода к системе комплектования ВС РФ, базирующейся на смешанном способе комплектования.

Руководитель 3 отделения Академии военных наук
генерал-лейтенант Останков В.И.

ПЛАН

Введение

1. Характеристики современных военно-политических тенденций

2. Роль и место России в мировом сообществе

3. Система национальных интересов России

Заключение

Введение

Национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

С точки зрения права, национальную безопасность России на современном этапе обеспечивают более 200 нормативно правовых актов:

Федеральные конституционные законы (ФКЗ № 1 от 30.01.2002 г. «О военном положении»; ФКЗ № 3 от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»);

Федеральные законы (ФЗ № 61 от 31.05.1996 г. «Об обороне»; ФЗ № 53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ № 31 от 26.02.1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»);

Кодексы Российской Федерации;

Указы Президента РФ (Указ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ от 05 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»);

Постановления Правительства Российской Федерации;

Федеральные целевые программы, концепции, доктрины, стратегии и др.;

Ведомственные нормативные акты.

В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года даются основные понятия, определяющие содержание и направление по обеспечению национальной безопасности РФ.

Национальные интересы РФ – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию РФ, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Система обеспечения национальной безопасности – силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности – ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ.

Средства обеспечения национальной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Характеристики современных военно-политических тенденций

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями.

Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от вопросов войны и мира к политическим, финансово-экономическим, демографическим и другим проблемам.

В начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира.

Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций:

Стремлением сформировать новую, более справедливую и демократическую систему международных экономических и политических отношений;

Расширением практики применения вооруженной силы на основе национальных решений и вне мандата ООН.

Наряду с этими тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.

Существенное значение для понимания специфики Российских внешнеполитических интересов, а значит, роли и места ВС РФ, приобретают новые глобальные тенденции:

В современной системе военно-политических отношений на первый план выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. Резко повышается значимость международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и ВС РФ.

Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций.

Происходит дальнейшее увеличение роли экономики во внешнеполитических приоритетах государств.

Сращивание внутреннего и международного терроризма.

Существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира.

Недавно состоялось итоговое собрание третьего отделения АВН «Военное (оборонное) строительство военной организации государства». На нем большое внимание было уделено проблемам, которые уже на протяжении многих лет будоражат российскую общественность и ее подрастающее поколение, а в последнее время становятся и источником противоречий между военными учеными и экспертами разных научных школ и взглядов. Речь шла о тесно взаимосвязанных проблемах комплектования ВС РФ, подготовки и накопления военно-обученных людских мобилизационных ресурсов.

В целом проблемы комплектования и накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов требуют неотложного разрешения ряда противоречий. С одной стороны – между ограниченными (годными к военной службе) призывными людскими ресурсами РФ и большими потребностями ВС и других войск РФ по комплектованию их личным составом. С другой – между потребностью в военно-обученных людских мобресурсах, необходимых для развертывания требуемых составов группировок войск (сил) для отражения агрессии против РФ, и недостаточными возможностями ВС по подготовке и накоплению их в мирное время. Не следует забывать и о разрешении противоречия между финансово-экономическими потребностями ВС, в частности текущими расходами, и возможностями РФ по их обеспечению.

Разрешимые противоречия

Не секрет, что в ближайшие годы РФ окажется в глубокой «демографической яме», что существенно повлияет на ее возможности по комплектованию военной организации государства личным составом. В абсолютных значениях возможности РФ по комплектованию военной организации государства в мирное время с учетом состояния здоровья призывной молодежи и сложившейся системы отсрочек (призывается не более 15% от общей численности призыва) составят в 2015 году 681,7, в том числе для ВС РФ – 477,2, в 2020-м – 640,7 и 448,5, в 2025-м – 618,4 и 432,9 тысячи человек соответственно.

Потребности же в призывных контингентах для комплектования ВС РФ сержантским и рядовым составом сегодня и в среднесрочной перспективе – не менее 780 тысяч человек . Таким образом, дефицит в комплектовании рядовым и сержантским составом по призыву только для ВС РФ составит не менее 300–350 тысяч человек.

Разрешение данного противоречия многие годы виделось в переходе на контрактный способ комплектования ВС РФ. Обоснованием этому являлся один аргумент – приемлемая для РФ годовая потребность в призывных ресурсах, которая могла бы составить при трехгодичном сроке заключения контракта на прохождение военной службы 260, а пятигодичном – 156 тысяч человек.

Такое решение было оправданным не только с точки зрения мобилизационного напряжения государства, но и с военно-стратегической точки зрения, поскольку не планировалось применять ВС РФ в крупномасштабных военных конфликтах и развертывать для этого многочисленные группировки войск (сил). Однако это решение противоречило принципу равной ответственности граждан за оборону государства и не было обеспечено финансово-экономически. В частности, низкий уровень денежного содержания и социально-бытовых условий службы по контракту явился главной причиной провала эксперимента по переходу ВС РФ на этот способ комплектования.

Все это обусловило необходимость перехода ВС РФ на смешанный способ комплектования. Однако здесь встает проблема обоснования рационального соотношения рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву и по контракту. Очевидно, критериями эффективности принятого решения могут быть допустимая численность годового призыва и найма граждан для прохождения военной службы и приемлемые (рациональные) социально-экономические условия службы и быта военнослужащих, достойное денежное содержание и соответствующие социальные гарантии и льготы.

В то же время решение этой задачи невозможно и без разрешения второго противоречия – без оценки соответствия возможностей ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных людских мобресурсов потребностям развертывания дополнительного количества воинских формирований, необходимых для создания требуемых составов группировок войск (сил).

Если первый сравниваемый компонент в основном зависит от численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту, продолжительности этой службы и времени пребывания граждан в запасе и количественные их значения нам известны, то второй – от пока неизвестного нам числа соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра, а также потребности в создании новых воинских формирований и в восполнении безвозвратных потерь в первые месяцы войны.

Стратегический резерв

Известно, что боевой состав и структура ВС зависят от характера войн, в которых планируется их применение. В настоящее время ВС РФ силами общего назначения без существенного мобилизационного развертывания способны решать задачи только в вооруженных конфликтах и отчасти локальных войнах.

Вместе с тем в будущем нельзя исключать участия Российской Федерации в региональной и крупномасштабной войнах, которые от вооруженных конфликтов и локальных войн будут отличаться не только политическими и военно-стратегическими целями, но и значительным пространственным размахом и большой продолжительностью (от нескольких месяцев до нескольких лет). Это потребует развертывания значительных по боевому составу группировок войск (сил) и максимального военно-экономического и мобилизационного напряжения государства.

Для наращивания боевого потенциала группировок войск (сил) в интересах ведения крупномасштабных военных действий в ходе войны, очевидно, необходим такой боевой состав ВС, который мог бы обеспечить развертывание дополнительного количества боеспособных соединений.

Однако состав и структура ВС РФ, сложившиеся в результате реформ 2008–2012 годов, позволяют в военное время лишь незначительно наращивать боевой состав группировок войск (сил) за счет отмобилизования базы хранения и ремонта вооружения и техники (БХиРВТ), а отсутствие стратегических резервов существенно ограничивает возможность влияния ВГК на подготовку и ведение военных действий крупного масштаба. Поэтому в перспективе в составе ВС РФ наряду со стратегическими силами сдерживания и силами общего назначения необходимо иметь стратегические резервы.

Исходя из численности Вооруженных Сил мирного времени предлагается в составе стратегических сил сдерживания иметь соединения и воинские части постоянной готовности, в составе сил общего назначения – соединения и воинские части постоянной готовности, сокращенного состава и кадра, а в составе стратегических резервов – соединения и воинские части кадра. По функциональному предназначению указанные соединения и воинские части подразделять на силы немедленного применения со сроками готовности до 24 часов, силы быстрого развертывания со сроками готовности до М10, войска усиления – резервы ОСК и первоочередные стратегические резервы со сроками готовности соответственно М30 и от М30 до М60.

Укомплектованность личным составом, ВВСТ и запасами материальных средств должна обеспечивать приведение соединений и воинских частей в готовность к выполнению задач по предназначению в установленные сроки.

Введение в структуру ВС РФ стратегических резервов, а также соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра позволит при сохранении общей численности ВС мирного времени увеличить количество боевых соединений, входящих в состав группировок войск (сил), нарастить базу мобилизационного развертывания ВС и обеспечить доведение боевого состава ВС РФ до потребности военного времени.

Ранее проведенные исследования показали, что для комплектования вновь развертываемых соединений и воинских частей (резервных формирований) исходя из прогноза военных угроз Российской Федерации потребность в военно-обученных людских ресурсах может составить к 2017 году офицеров – 280 тысяч, солдат и сержантов – 1 миллион 820 тысяч, к 2021-му офицеров – 450 тысяч, солдат и сержантов – 2 миллиона 800 тысяч, к 2025-му офицеров – 680 тысяч, солдат и сержантов – 3 миллиона 900 тысяч человек.

Способна ли контрактная армия подготовить и накопить такое количество мобресурсов? Попробуем ответить на этот вопрос.

На что способна контрактная армия

При среднем сроке действительной военной службы офицерским составом 20 лет (до 40 лет) и 15 лет службы в запасе (пребывание в резерве: 1-й разряд – до 50, 2-й разряд – до 55 лет) с учетом имеющегося ресурса (150 тысяч человек) и естественной годовой убыли 10 процентов может быть накоплено к каждому из расчетных годов не более 150 тысяч офицеров запаса. При этом дефицит офицерского состава окажется к 2017 году 130,3 тысячи, к 2021-му – 300,62 тысячи, а к 2026-му – 530,9 тысячи человек.

Для комплектования ВС РФ мирного времени офицерским составом требуемый среднегодовой выпуск офицеров из военно-учебных заведений до 2021 года должен быть не менее 11, после 2020-го – 17,5 тысячи человек. Для подготовки и накопления офицеров в интересах развертывания группировок войск (сил) и ведения ими военных действий в течение первых месяцев войны необходимо дополнительно за счет военных кафедр гражданских учебных заведений ежегодно выпускать не менее 43–44 тысяч офицеров запаса.

Как решить эту проблему?

В настоящее время покрытие потребности в офицерском составе мирного времени обеспечивается возможностями созданной сети военно-учебных заведений ВС РФ. Для обеспечения развертывания резервных формирований на военное время подготовка офицеров запаса сегодня осуществляется на 35 военных кафедрах и 33 учебно-военных центрах гражданских вузов. В выступлении начальника ГОМУ ГШ ВС РФ на последней коллегии МО прозвучала цифра 72 вуза, что составляет всего семь процентов от общего числа гражданских учебных заведений. При этом ежегодный их выпуск существенно отличается от вышепредставленных потребностей и составляет не более 10 тысяч офицеров запаса. Необходимо как минимум в четыре раза увеличить возможности гражданских вузов по подготовке офицеров запаса для стратегических резервов, суммарная емкость ежегодного выпуска которых должна быть не менее 44 тысяч офицеров запаса.

Вместе с этим следует согласиться и с продолжительностью, и с формами подготовки офицеров запаса в гражданских вузах, предложенными начальником ГОМУ ГШ ВС РФ. В то же время представляется нецелесообразным по причине больших потребностей в офицерах запаса осуществление подготовки в гражданских вузах сержантов и солдат запаса. Для этого лучше привлечь учебные заведения среднего и профессионального образования.

В части, касающейся подготовки и накопления военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, следует отметить, что при условии создания стратегических резервов ВС РФ при контрактном способе комплектования и ежегодном найме на военную службу 78 тысяч граждан не в состоянии подготовить требуемое количество военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, дефицит которых составит к 2017 году 661, к 2021-му – 1685 и к 2026-му – 2825 тысяч человек.

Выход из создавшего положения очевиден и он возможен только при смешанном способе комплектования ВС РФ и обосновании рационального соотношения численности сержантского и рядового состава, проходящего службу по контракту и по призыву, а также сроков военной службы и службы в запасе (пребывание в резерве).

С учетом ранее перечисленных негативных факторов требуемое количество военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, не превышая годовых возможностей РФ по призыву на военную службу граждан – 432–477 тысяч человек, может быть подготовлено и накоплено только при условии наличия в ВС РФ не менее 54 процентов сержантов и солдат (421 тысяча человек), проходящих военную службу по контракту, и сроках военной службы по призыву – один год, по контракту – пять лет и в запасе (пребывание в резерве) – 15 лет.

При этом для комплектования ВС РФ по призыву потребуется не более 360 тысяч человек и по найму – до 83 тысяч, что в общей сумме (443 тысячи) не превышает представленные выше возможности годового призыва РФ (432–477 тысяч).

При доле контрактников меньше 54 % повышаются возможности по подготовке военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, потребности в призыве граждан на военную службу превысят предельно возможные значения.

При доле контрактников больше 54 % потребности в призыве граждан на военную службу будут меньше предельных возможностей РФ по призыву на военную службу граждан, будут снижены возможности ВС РФ по подготовке требуемого количества военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава.

Таким образом, численность сержантов и солдат-контрактников в ВС РФ в пределах 421–425 тысяч человек является оптимальной с военно-стратегической точки зрения.

Качество и стимулы подготовки

Решение проблемы количественного накопления военно-обученных мобресурсов сержантов и солдат неразрывно связано с учетом и контролем качества их подготовки. Поэтому вполне закономерно, что сокращение численности ВС РФ, переход на смешанный способ их комплектования остро ставят вопрос о необходимости создания национального резерва ВС РФ, комплектуемого на добровольной (контрактной) основе, при сохранении существующего мобилизационного запаса ВС РФ. Однако о структуре и составе национального резерва можно будет говорить только после проведения эксперимента по организации службы в людском мобилизационном резерве ВС РФ ограниченного числа граждан, подписавших контракт о такой службе.

В условиях изменения способа комплектования ВС РФ, их численного сокращения, введения добровольного способа комплектования резерва ВС РФ расширение территориального принципа комплектования и совершенствование подготовки военно-обученных ресурсов позволят поддерживать воинские части и соединения в необходимой расчетной численности и боевой готовности в соответствии с оперативными планами мобилизационного развертывания войск (сил), сохранить базовую основу мобилизационной готовности страны на случай военной опасности.

Вместе с тем переход к новой системе комплектования, подготовки и накопления военно-обученных ресурсов должен быть достаточно обеспечен ресурсно-экономически, в том числе финансово. Требуется создание привлекательных условий военной службы по контракту как в соединениях и воинских частях постоянной готовности и сокращенного состава, так и в резервных формированиях.

Для подтверждения реализуемости представленных выше предложений был осуществлен расчет денежного содержания военнослужащих, в том числе солдат и сержантов-контрактников ВС РФ, как одного из стимулов повышения престижа военной службы.

По мнению военных экспертов, уровень денежного содержания офицерского состава должен быть не менее 70 тысяч рублей, а рядового и сержантского состава контрактников – не менее 35 тысяч рублей. Эти показатели приняты в качестве минимально необходимых критериальных значений денежного содержания военнослужащих ВС РФ.

При таком уровне денежного содержания военнослужащих суммарные расходы в этом году не превысят запланированных в бюджете ассигнований в размере 372,1 миллиарда рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих в расходах на содержание ВС РФ составит 51,9 процента, а общие расходы на содержание ВС РФ – 1012,77 миллиарда рублей или 52,8 процента от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

К 2017 году с выходом на расчетную численность контрактников в ВС РФ 421 200 сержантов и солдат в пределах выделяемых расходов на денежное содержание военнослужащих 454 миллиардов рублей среднее денежное содержание офицеров может быть не менее 96 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – двух тысяч рублей, а контрактников – 38 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих составит 56,5 процента от расходов на содержание ВС РФ. И 40,8 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

К 2021 году денежное содержание офицеров может быть увеличено до 120 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – до трех тысяч рублей, а контрактников – до 50 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих останется в прежних пределах и составит 56 процентов от расходов на содержание ВС РФ. И 40,6 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

Таким образом, уже к 2016 году возможно увеличение численности сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, до 420 тысяч человек с повышением престижа военный службы и статуса военнослужащего, что обусловлено не только военно-стратегической целесообразностью, но и финансово-экономическими возможностями перехода к системе комплектования ВС РФ, базирующейся на смешанном способе комплектования.

В части, касающейся выплат денежного содержания гражданам, пребывающим в резерве, следует отметить, что в соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва» им предусмотрена такая выплата. По данным Минобороны России, в 2014–2016 годах предусматривается численность резерва 5000 человек.

Для обеспечения указанного резерва потребность Минобороны России, по расчетам Комитета по обороне Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, может составить в 2014 году – 279,4 миллиона рублей, в 2015-м – 288,3 миллиона, в 2016-м – 324,9 миллиона рублей. Можно предположить, что денежное содержание одного «резервиста» в период 2014–2016 годов обойдется в 5–5,5 тысячи рублей. Данные расходы в бюджете на национальную оборону представляют собой не более 0,03–0,05 процента от прочих расходов на национальную оборону.

Данные численности и финансовые параметры национального мобилизационного резерва могут быть приняты в качестве контрольных цифр для проведения эксперимента по оценке эффективности функционирования системы прохождения службы в национальном резерве. В перспективе к 2021 году необходимо полностью перевести граждан, пребывающих в резерве и зачисленных в национальный резерв, на контрактную службу с определением денежного содержания офицерам – 15 тысяч рублей, сержантам и солдатам – 10 тысяч рублей. Суммарные годовые расходы на данное денежное содержание составят 204,3 млрд. рублей или 5% от расходов на национальную оборону.

/Владимир Останков, генерал-лейтенант, доктор военных наук, vpk-news.ru /

Мобилизационные ресурсы

людские и материальные ресурсы, которые государство может использовать для мобилизационного развёртывания вооружённых сил, др. войск и устойчивого обеспечения нужд фронта и тыла в результате перевода страны с мирного на военное положение. М.р. зависят от социально-экономического и социально-политического потенциалов государства и общества, от демографических, геополитических, военно-географических и др. факторов. Необходимый уровень М.р. определяется степенью реальной военной опасности, направленностью и содержанием военной политики и военной доктрины страны, характером и особенностями вероятных военных конфликтов. Поддержание М.р. на необходимом для нужд войны уровне основывается на заблаговременно использованных мобилизационных возможностей государства и общества в мирное время.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Мобилизационные ресурсы" в других словарях:

    Мобилизационные людские ресурсы - граждане, пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учету... Источник: Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) … Официальная терминология

    Вооруженные силы КНДР и Республики Корея - КНДР и Южная Корея в среду утром (после 04.00 мск) обменялись артиллерийскими залпами в районе северной разграничительной линии в Желтом море, которая является предметом пограничного спора между Сеулом и Пхеньяном и в настоящее время закрыта для… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Австралийский Союз Commonwealth of Australia … Википедия

    Австралия - (Australia) История Австралии, государственная символика Австралии, культура Австралии Исполнительная и законодательная власть Австралии, климат Австралии, природные ресурсы и живая природа Австралии, крупнейшие экономические центры Австралии… … Энциклопедия инвестора

    Zimbabwe Defence Forces Силы обороны Зимбабве … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

<*> Smirnov A.V., Mazanik T.A. Legal regulation of training of mobilization human resources in prerevolutionary Russia.

Смирнов Алексей Васильевич, доцент кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета Министерства обороны РФ (г. Москва), кандидат юридических наук.

Мазаник Татьяна Анатольевна, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета Министерства обороны РФ.

В статье рассмотрены основные факторы, влияние которых привело к необходимости создания мобилизационных людских ресурсов. Проанализированы теоретические основы проведения мобилизации, положения которых были реализованы и апробированы в ряде нормативных и руководящих документов, определяющих содержание и порядок разработки мобилизационного плана, порядок проведения в каждой войсковой части проверочных и опытных отмобилизований. Показано, что количественно-качественные характеристики военно-обученных мобилизационных людских ресурсов и гарантированность их прибытия в период проведения мобилизационных мероприятий регулировались за счет принятия новых и совершенствования существующих нормативных правовых актов.

Ключевые слова: мобилизационная подготовка и мобилизация, теория мобилизации, мобилизационная потребность, система воинского учета, военно-обученные мобилизационные людские ресурсы, восполнение потерь, рекрутская повинность, всесословная воинская повинность, принципы комплектования армии и флота.

The article considers the fundamental factors, the influence of which led to the necessity of creation of mobilization human resources; analyses the theoretical grounds for execution of mobilization, the provisions of which were implemented and applied in a number of normative and guiding documents determining the contents and procedure of elaboration of mobilization plan, procedure of verification and approbation of mobilizations in each military unit, shows that quantitative-quality characteristics of military-educated human resources and security of arrival thereof during the period of mobilization measures are regulated at the account of adoption of new and improvement of the existing normative legal acts.

Key words: mobilization training and mobilization, theory of mobilization, mobilization need, system of military record, military-educated mobilization human resources, compensation of losses, recruit duty, allclasses military duty, principles of manning of army and fleet.

Теория и практика подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов зарождались вместе с теорией и практикой применения массовых армий. Еще триста лет назад войны велись армиями и группировками войск (в понимании того времени), которые содержались в мирное время в полном составе, необходимом для ведения вооруженной борьбы. Задачи в войнах и военных столкновениях государства решали наличными военными силами, без увеличения боевого состава войск как накануне, так и в ходе войны <1>.

<1> Дукельский П.А. Начало воинским уставам на Руси // Московский журнал. 2003. N 6.

До 1834 г. общий срок службы нижних чинов в России составлял 25 лет <2> (этот срок был установлен с 1793 г.), и всю свою службу до увольнения в отставку они находились в строю; запаса обученных военному делу людей не было. В мирное время армия комплектовалась, а в военное время пополнялась рекрутами, поставляемыми населением по рекрутской повинности, введенной Петром I. Части войск содержались в мирное время, как правило, в том же численном составе, что и в военное.

<2> Денисова М.М., Портнов М.Э. Русское оружие XI - XIX вв. М., 1953. С. 125.

Однако с разрастанием вооруженных конфликтов в более крупные военные действия решать задачи по достижению политических, экономических и военных целей войны наличными армиями мирного времени стало невозможно. Вместе с тем с расширением масштабов войн увеличивалась их продолжительность, количество привлекаемых сил и средств - людей, лошадей, простейших механизмов, машин и пр.

В то же время государства, даже сильные в экономическом отношении, были не в состоянии, особенно в мирное время, содержать большие по численности армии, однако войны требовали участия большого количества войск <3>.

<3> Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIII - XIX столетий. М., 1973. С. 36 - 45.

Это противоречие во многих государствах мира разрешилось путем создания резерва (мобилизационного) людей, военного имущества и снаряжения, который использовался для наращивания сил и средств накануне и во время войны, а также для восполнения потерь <4>.

<4>

В России начало образованию военно-обученного запаса армии с целью увеличения ее численности в случае войны было положено в 1834 г., когда Указом императора Николая I от 30 августа (12 сентября) срок военной службы нижних чинов уменьшился с 25 до 20 лет с последующим пребыванием в течение 5 лет в так называемом бессрочном отпуске <5>. Сверх того устанавливались временные (годовые) отпуска, в которые могли увольнять солдат, находившихся 8 лет на действительной службе. Этим же Указом нижних чинов, беспорочно отслуживших 15 лет, разрешалось увольнять в бессрочный отпуск на 5 лет. С объявлением войны все эти отпускные вновь подлежали призыву в армию и частью образовывали запасные войска, а частью напрямую поступали на усиление действующих или полевых частей. Однако запас таких отпускных был слишком мал (например, перед Крымской войной 1853 - 1856 гг. он составлял немногим более 212 тыс. человек <6>).

<5> Указ от 30 августа 1834 г. // Полное собрание законов Российской империи. 1834. Т. V.
<6> Гудим-Левкович П. Очерк исторического развития Вооруженных Сил России // Военный сборник. 1876. N 1 - 4.

С этого периода берут начало ростки мобилизации ("мобилизация" фр. - "приведение в активное состояние каких-либо сил и средств, пребывавших ранее в состоянии относительного покоя").

Таким образом, зарождение понятия "мобилизационные людские ресурсы" связано с необходимостью наращивания сил и средств накануне и во время войны, а также для восполнения потерь. На первом этапе развития мобилизации и мобилизационной подготовки (1834 - 1860 гг.) попытка решения этой проблемы была осуществлена за счет незначительного сокращения срока военной службы нижних чинов с последующим их пребыванием в бессрочном отпуске. Однако создание массовой армии требовало более кардинальных мер.

Крымская война потребовала максимального напряжения сил для создания и применения массовой армии на нескольких разобщенных стратегических направлениях, чего в тот период Россия была не в состоянии сделать. Численность русской армии в Крымской войне составляла 700 тыс. человек, а армия Турции вместе с армиями союзных ей государств насчитывала 1 млн. человек <7>.

<7> Титов Ю.П. История государства и права России. М., 2003. С. 213.

Русская армия уступала противнику не только в численности войск, но и в качестве вооружения. Она была оснащена гладкоствольными ружьями, турецкая армия и армии ее союзников - нарезным оружием. Русский флот состоял из устаревших парусных судов. Боевые действия сухопутных войск России группировками в 30 - 100 тыс. человек развернулись на Балканах, Кавказе и в Крыму, а флота - на Черном море и Тихом океане. Эти группировки нуждались в наращивании в ходе войны и восполнении потерь, которые увеличивались в связи с применением противником новых средств вооруженной борьбы. Однако феодальная Россия была не в состоянии решать такие крупные стратегические задачи <8>. Это привело к тому, что Россия потерпела поражение, которое подорвало ее международный престиж, ускорило создание в стране революционной ситуации и отмену крепостного права.

<8> Рюстов Ф.В. История пехоты. СПб., 1876. Т. 3. С. 133.

Крымская война дала толчок развитию вооруженных сил европейских государств и их военного и военно-морского искусства. В России это проявилось в Военной реформе 1860 - 1870 гг., которая имела целью создание массовой армии и ликвидацию военной отсталости России. Основным содержанием этой реформы было:

  • замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью;
  • создание в запасе военно-обученного резерва;
  • введение нового положения "О полевом управлении войсками в военное время" <9>;
<9> Загоскин Н.П. Наука истории русского права. Казань, 1891. С. 157.
  • переоснащение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией;
  • реорганизация боевой подготовки, системы подготовки офицерских кадров;
  • проведение военно-судебной реформы и другие мероприятия.

Родоначальником этих реформ был генерал-фельдмаршал граф Милютин Дмитрий Алексеевич - военный министр России (1861 - 1881). В ходе проведения реформ Д.А. Милютиным как никогда возросла роль мобилизации. В основу реформ мобилизации был положен принцип: "Развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время при наименьшем числе наличных войск в мирное время" <10>. Для реализации этого принципа были созданы 15 военных округов, способных в военное время развертываться в армейские объединения.

<10> Милютин Д.А. История войны 1799 г. между Россией и Францией в царствование императора Павла I. СПб., 1857. С. 117.

В основу развертывания армии был положен принцип наращивания численного состава не за счет формирования новых тактических единиц, а за счет доукомплектования таких единиц, которые в мирное время содержались в сокращенном составе <11>. Количество дивизий и полков в мирное время за счет того, что они содержались в сокращенном по численности составе, увеличилось. Это позволяло на случай войны увеличивать втрое кадровую армию мирного времени в короткие сроки без больших затрат и усилий.

<11> Там же. С. 168.

После окончания Крымской войны в 1856 г. общий срок службы в армии был сокращен до 15 лет, а срок увольнения в бессрочный отпуск увеличен до 12 лет <12>. Впоследствии продолжительность действительной службы была еще сокращена (в частности, в период до 1872 г. в интересах создания военно-обученных резервов она последовательно устанавливалась в 12, 10 и 7 лет с пребыванием в бессрочном отпуске (запасе) в течение 3, 5 и 8 лет соответственно). Кроме того, с 1856 г. сверхкомплект армии мирного времени начали увольнять во временные отпуска с причислением к резервным войскам <13>. Во время пребывания в отпуске с рекрутами периодически проводились сборы.

<12> Высочайшее повеление 15 мая 1856 г. и Приказ военного министра 1856 г. N 111 // Полное собрание законов Российской империи. 1856 г. Т. VII.
<13> Там же.

Чтобы увеличить число отпускных, разница между штатами мирного и военного времени была увеличена и доведена в каждом полку до 975 человек <14>. В результате численность войск мирного времени стала составлять 67 - 75% от военного времени. Таким образом, до 1873 г. система увеличения численности армии России в случае войны строилась исходя из возможностей по призыву отпускных нижних чинов и офицеров, что, конечно, не могло решить проблему создания массовой армии в военное время.

<14> Приказы военного министра 1856 г. N 281 и 292 // Полное собрание законов Российской империи. 1856 г. Т. VII.

В 1873 г. на особом секретном совещании под председательством Александра II было поручено определить меры по увеличению военно-обученного запаса, ускорению сбора в случае военной угрозы и сосредоточению отмобилизованной армии на театре войны. Это можно было сделать путем изменения системы комплектования, распространив воинскую повинность не только на податное, но и на другие сословия населения страны.

Подготовленный специально созданной комиссией проект Устава о всеобщей воинской повинности в декабре 1873 г. был рассмотрен на общем собрании Госсовета и 1 (13) января 1874 г. утвержден императором <15>. В соответствии с ним все мужское население империи в возрасте от 20 до 40 лет, способное носить оружие, обязано было отбывать воинскую повинность без допущения выкупа; часть этого населения несла службу в постоянных войсках, а другая часть в ополчении (это решалось жеребьевкой). Лица, зачисленные в ополчение, призывались только в военное время.

<15> Полное собрание законов Российской империи. 1874 г. Т. VIII.

Общий срок службы в постоянных войсках устанавливался в 15 лет (на флоте - 10), из которых действительная служба - 6 лет (на флоте - 7) и 9 лет в запасе (на флоте - 3 года). В дальнейшем в целях накопления военно-обученного резерва срок действительной службы сокращался (правда, без внесения поправок в Устав о воинской повинности 1874 г.) до 5 лет - в 1876 г., до 4 лет - в 1878 г., а затем в 1881 г. он опять стал 5-летним.

С целью упорядочения процесса увеличения (пополнения) армии в 1876 г. было издано положение "О призыве отпускных" <16> и составлено расписание "О призыве и назначении отпускных в войска" (названо мобилизационным расписанием N 1, которое было утверждено 22 сентября (4 октября) 1876 г.). Именно с него, как считается, в России началась плановая мобилизационная работа, с него ведут свой отсчет все последующие мобилизационные расписания - вплоть до Первой мировой войны 1914 - 1918 гг. Расписания (по счету их было 19, 20-е не разработано до конца, поэтому не вводилось) составлялись в Главном штабе, высочайше утверждались и ежегодно уточнялись.

<16> Приказы военного министра 1876 г. N 298 // Полное собрание законов Российской империи. 1876 г. Т. IX.

Новый порядок прохождения службы повлек за собой отмену в 1876 г. увольнения нижних чинов во временный и бессрочный отпуска; для них было оставлено только увольнение в запас и в отставку <17>.

<17> Приказы военного министра 1876 г. N 205 // Полное собрание законов Российской империи. 1876 г. Т. IX.

Запасные нижние чины периодически призывались на учебные сборы, которые были узаконены только в 1887 г., но проводились редко - на 5-м и 10-м годах службы.

Турецкая кампания (1877 - 1878 гг.) явилась серьезной проверкой проводимых Д.А. Милютиным реформ. В ноябре 1877 г. впервые в истории русской армии была проведена мобилизация в короткие сроки. За 15 суток в армию было призвано более 200 тысяч военно-обученных людских ресурсов из запаса, большое количество лошадей и повозок. При старой системе в ходе Крымской войны для призыва в армию 67 тыс. человек потребовалось более пяти месяцев <18>.

<18> Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. М., 1938. Т. 4. С. 344.

Таким образом, к концу XIX в. в России была создана стройная научная теория мобилизации, в том числе подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов, которая была апробирована на практике и заняла достойное место в военном строительстве России. В то время под мобилизацией понимали перевод всех или части войск на военное положение путем дополнения их нижними чинами, призванными из запаса, и лошадьми, получаемыми от населения. По мобилизации планировалось доукомплектование существующих войск сокращенного состава мирного времени и формирование новых дивизий и полков. Уже тогда мобилизация была двух видов: общая и частная (частичная). Оба вида мобилизации предполагали не территориальный принцип комплектования войск, а учитывали как главное потребности войск в любом месте их доукомплектования или формирования.

Реализация данного принципа была применена <19>:

<19> Румянцев П.А. Сборник документов. М., 1959. С. 522 - 536. Т. III.

  • в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. - две частные мобилизации (в первой было доукомплектовано и сформировано 29 дивизий, во второй - 9 дивизий);
  • в Русско-японской войне (1904 - 1906 гг.) - девять частных мобилизаций с призывом более 1 млн. человек;
  • накануне Первой мировой войны с 18 июля по 1 августа 1914 г. в России - общая мобилизация, в ходе которой было призвано 3,1 млн. человек. Всего за первые четыре месяца войны было призвано из запаса более 5 млн. человек.

В 1883 г. было издано первое "Наставление по мобилизации". В нем определялись содержание и порядок разработки мобилизационного расписания (плана), порядок проведения в каждой войсковой части проверочных и опытных отмобилизований и учета лошадей. Принятием данных документов были заложены теоретические основы мобилизации. В результате проведенных мероприятий было осуществлено <20>:

<20> Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права). М.: ВУ, 1996.

  • введение понятия мобилизационной потребности как разности в численности армии военного и мирного времени;
  • создание запасов военно-обученных людских ресурсов;
  • введение системы учета мобилизационных людских ресурсов и всеобщей воинской, военно-конской и военно-автомобильной повинности;
  • определение основ планирования развертывания войсковых частей до штатов военного времени за счет приписки военнообязанных и лошадей и приписка их к войсковым частям.

14 (26) июня 1888 г. было высочайше утверждено мнение Госсовета официально сократить для всех родов оружия продолжительность действительной службы с 6 лет, установленных Уставом 1874 г., до 5. Более того, по решению императора Александра III для пехоты и пешей артиллерии она вновь стала составлять 4 года. Тогда же был увеличен общий срок военной службы (с 15 до 18 лет), и в соответствии с этим возросло время нахождения нижних чинов в запасе. Их численность в результате также возросла.

По истечении общего срока службы лица, находившиеся в запасе, переводились в ополчение, где состояли до 40-летнего возраста (с 1891 г. - до 43-летнего). Состоявшие в государственном ополчении именовались ратниками и делились на два разряда: к первому причислялись лица младших возрастов, т.е. зачисленные в ополчение четырех последних призывов; ко второму - все остальные. Ратники первого разряда предназначались для пополнения в случае необходимости действующих войск.

В 1880 - 1890-х гг. численность кадровой армии существенно увеличилась, что способствовало сравнительно быстрому накоплению военно-обученного запаса. К концу XIX столетия равновесие между объемом военно-обученного запаса и мобилизационной потребностью вооруженных сил было достигнуто.

Таким образом, в основу второго этапа (1860 - 1904 гг.) развития мобилизации и мобилизационной подготовки был положен принцип наращивания численного состава не за счет формирования новых тактических единиц, а за счет доукомплектования таких единиц, которые в мирное время содержались в сокращенном составе. Отметим, что этот принцип развертывания войсковых частей и соединений реализуется и в настоящее время. В ходе реализации второго этапа были заложены теоретические основы проведения мобилизации, положения которых были реализованы и апробированы в ряде нормативных и руководящих документов, определяющих содержание и порядок разработки мобилизационного плана, порядок проведения в каждой войсковой части проверочных и опытных отмобилизований.

Дальнейшее развитие теория и практика мобилизации, подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов получили в период Русско-японской войны (1904 - 1905 гг.) и в ходе военной реформы 1905 - 1912 гг. Россия вступила в войну с империалистической Японией как прогрессивное государство того времени, которое отличалось от типового феодального государства, но сохранило некоторые традиции феодализма. Россия в этой войне потерпела поражение.

В связи с поражением России в период 1905 - 1912 гг. в армии была проведена реформа, в ходе которой была усилена централизация военных управлений, введена территориальная система комплектования армии, сокращены сроки службы в армии, омоложен офицерский корпус, приняты новые программы для военных училищ, улучшено материальное положение офицеров. Мобилизационное планирование было уточнено, улучшилось качество укомплектованности войск по военному времени, начали создаваться запасы провианта, одежды, повозок и другого имущества, хранимого в магазинах (современное понятие - склады и запасы материальных средств) войсковых частей и военных округов.

7 (20) марта 1906 г. был издан Высочайший указ о сокращении сроков действительной военной службы в рядах пехоты и пешей артиллерии с 4 до 3 лет, в остальных родах оружия - до 4, а на флоте - с 7 до 5 лет. Служба в запасе устанавливалась: в пехоте и пешей артиллерии - 15 лет, на флоте - 5 лет. Запас, как и прежде, включал два разряда: первый состоял из 8 младших возрастов и предназначался для укомплектования при мобилизации полевых и резервных войск, второй - из 7 более старших возрастов и должен был идти на пополнение некоторых резервных войск и тыловых учреждений.

В государственном ополчении разделение на ратников оставалось прежним. В 1908 г. специально на созванном межведомственном совещании был выработан проект преобразования ополчения, который в 1911 г. лег в основу нового закона. На основании этого закона учету подлежали, кроме перечисленных из запаса, столько возрастов, начиная с младшего, сколько будет признано необходимым, а также все лица, которые могли быть использованы в качестве офицеров и врачей. И если ранее, по закону 1891 г., государственное ополчение являлось "вспомогательным регулярным войском", составленным из четырех родов оружия, имеющим сходную с армией организацию и предназначенным к участию в военных действиях", то теперь, по новому закону, оно предназначалось для несения вспомогательной службы в ближнем и глубоком тылу.

Указанные изменения в порядке прохождения действительной военной службы и в запасе были закреплены в новом Уставе о воинской повинности, принятом в 1912 г. Кроме того, в нем призывной возраст снижался с 21 года до 20 лет, сокращались льготы по семейному положению и уточнялись льготы по образованию <21>. Учет общего числа подлежащих призыву ратников ополчения первого разряда, распределение наряда по губерниям и уездам и формирование из них ополченческих частей возлагались на Военное министерство (ранее, в соответствии с законом 1891 г., это право предоставлялось земству) по согласованию с МВД.

<21> Незнамов А.А. План войны. Боевая подготовка // Известия Императорской Николаевской военной академии. 1913. N 40.

В Первую мировую войну Россия вступила при следующих основах воинской повинности (по Закону от 24 июня (6 июля) 1914 г.): призывной возраст 20 лет (к 1 января года призыва); общий срок службы в военно-сухопутных силах - в пехоте и пешей артиллерии 18 лет (действительная служба 3 года и 3 месяца, в запасе 14 лет и 9 месяцев), в остальных родах оружия - 17 лет (действительная служба 4 года и 3 месяца, в запасе 12 лет и 9 месяцев); общий срок службы на флоте - 10 лет, в том числе действительная служба и в запасе по 5 лет. Запас по-прежнему делился на разряды: первый для пополнения полевых войск (до возраста 30 лет), второй - резервных войск и тыловых учреждений (до возраста 39 лет). Ополчение, как и раньше, делилось на два разряда, созывалось только в случае войны и распускалось после ее окончания. Оно предназначалось для усиления и пополнения постоянных войск, формирования отдельных команд и ополченческих частей.

Подготовка запасных и ополченцев осуществлялась на учебных сборах, которые могли проводиться не более двух раз по 6 недель в течение всего срока нахождения в запасе (ополчении), офицеры и чиновники запаса - не более трех раз по 8 недель.

Первая мировая война, потребовав огромного напряжения всех ресурсов страны, вскрыла серьезнейшие недостатки в законодательстве о воинской повинности. Помимо несовершенства собственно системы комплектования армии и флота личным составом (в том числе и огромного количества разного рода льгот, когда из 25 млн. мужского населения призывного возраста под ружье могло быть поставлено около 8 млн. человек), неподготовленной к длительной и напряженной войне оказалась и система накопления и подготовки мобресурсов. Многочисленные изменения в Уставе о воинской повинности так и не коснулись ополчения, и огромная категория ратников второго разряда по-прежнему не могла призываться для пополнения действующей армии. Дополнительные привилегии для зажиточных классов, в частности новые льготы по образованию, сокращали число офицеров запаса. Слаба была и сама их подготовка, к тому же редко проводившаяся. Все это отрицательно сказывалось на боеспособности русской армии. Резервов для пополнения потерь просто не хватало.

До конца 1914 г. весь имевшийся запас был поставлен под ружье, началась мобилизация ратников ополчения первого разряда. Фронт ежемесячно поглощал 300 тыс. человек.

В 1915 г. недавно принятый Устав был изменен. Ратники-ополченцы второго разряда пошли на фронт, широко стали применяться досрочные призывы. 3 февраля 1917 г. был проведен последний призыв в этой войне. На фронт отправились юноши 1898 г. рождения, на 2 года 8 месяцев раньше своего срока (призыв 1919 г.). Всего за время Первой мировой войны вместе с кадрами было мобилизовано более 14,5 млн. человек.

Таким образом, в дореволюционной России при всеобщей воинской повинности количество военно-обученного запаса регулировалось уменьшением срока действительной военной службы. Учет ополчения и его военная подготовка были частичными.

Законодательная база дореволюционной России, несмотря на отлаженную годами систему накопления и подготовки мобресурсов, так и не смогла обеспечить своевременного и быстрого доведения русской армии мирного времени до необходимой численности на момент объявления войны. Теоретически необходимость построения вооруженных сил на этом базисе признавалась, но реального осуществления эта мысль не получила. По свидетельству современника Б.А. Энгельгардта, "члены законодательных палат при рассмотрении законопроекта (Устав 1912 г.) были более озабочены интересами отдельных лиц, нежели нуждами и потребностями обороны страны".

На основе изложенного можно сделать вывод о том, что в ходе третьего этапа (1904 - 1918 гг.) получили дальнейшее развитие теория и практика мобилизации, подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. Проблема создания массовой армии решалась путем изменения принципов комплектования армии, сокращения сроков службы, льгот по семейному положению и по образованию, снижения призывного возраста. Однако итоги Первой мировой войны показали, что, несмотря на проведенные реформы, русская армия оказалась неподготовленной к длительной и напряженной войне.

gastroguru © 2017