Виды участия в полит процессе. Политическое поведение и политическое участие

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические . Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах . При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы .

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах . Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс .

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус.

Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х годов, перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные . Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

Также политические процессы можно классифицировать и по следующим основаниям:

1. По значимости для общества - базовые и периферийные.

2. По видам политических режимов - демократические и недемократические.

3. По степени вовлеченности масс - ангажирующие и неангажирующие.

4. По масштабам, в соответствии с уровнями политики, можно выделить процессы от микроуровневых (межличностные и внутригрупповые) до мегауровневых (процессы мирового масштаба).

5. По специфике организации можно выделить вертикально организованные и горизонтально организованные политические процессы. Горизонтально организованные политические процессы образуют равноправные независимые субъекты. Вертикально организованные политические процессы протекают в рамках отношений «господство - подчинение».

6. По степени подконтрольности политических процессов их участникам можно выделить управляемые и стихийные (спонтанные) процессы. Специфика управляемых политических процессов состоит в том, что они подконтрольны субъектам политики и направляются ими. Стихийные политические процессы имеют собственную логику развития, не зависящую от намерений каких-либо отдельных субъектов.

7. По месту в политической системе можно выделить:

1. Процессы «входа»:

а) артикуляция интересов - выражение и обсуждение нужд граждан и их требований к правительству;

б) агрегация интересов - деятельность, в ходе которой интересы превращаются в политические программы.

2. Процессы конверсии - принятие политических решений.

3. Процессы «выхода» - управление, контроль.

Неотъемлемой частью политического процесса является деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с его целенаправленным изменением.

Человек в политической жизни

Вспомните:

в чем особенности каждого из субъектов политики? Ко­го мы называем политической элитой? Что представля­ет собой политическое сознание и политическое поведе­ние?

Вам известно, что в современном обществе человек явля­ется основным субъектом политики. В российской полити­ческой практике вплоть до 90-х гг. XX в. рядовой гражда­нин не признавался самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В этой роли выступали обычно «народные массы», социальные группы и объедине­ния граждан. Личность могла участвовать в политической жизни лишь в качестве одного из представителей официаль­ных структур. Сегодня каждый россиянин, как и гражда­нин любой демократической страны, имеет возможность ак­тивно включиться в политическую жизнь. Однако участие в политике и воздействие на политику - явления несовпада­ющие. Далеко не всегда активные действия эффективны и созидательны. Здесь многое зависит от содержания и фор­мы участия, от политической культуры человека. Проблемы политического участия и политической культуры являются основным предметом рассмотрения в данном параграфе.


Политическое участие - это действия гражданина с це­лью повлиять на разработку, принятие и реализацию госу­дарственных решений, выбор представителей в институты власти.

Объем возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, професси­ональной деятельностью. Вторую группу составляют рядо вые граждане. Проявляя активность, они, как правило, до­бровольно включаются в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые ученые рас­сматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое уча­стие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя груп­пами.

Вероятно, немногие из вас станут профессиональными политиками, поэтому главное внимание уделим политичес­кому участию рядовых граждан. Подчеркнем, что оно быва­ет прямым (непосредственным) и представительным (опосре­дованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, по­сещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в по­литических партиях и пр. Опосредованное участие осуще­ствляется через избранных представителей (от партий, дви­жений, заинтересованных групп), которым передаются полномочия для принятия решений. Например, выступить на слушаниях парламентской комиссии, вести переговоры с представителями властных структур, наладить с ними не­официальные контакты. Обозначенные действия называют­ся видами (или формами) политического участия. Им соот­ветствуют определенные политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции и пр. К этому вопросу мы вернемся позже, а сейчас подчеркнем, что политическое участие - это, во-первых, всегда конкретное действие. Во-вторых, участие преимущественно осуществляется добро­вольно. Это не обязанность, какой является уплата налогов или служба в армии. В-третьих, участие является действи­тельным, а не фиктивным. Оно предполагает наличие реаль­ного выбора, альтернативы.



Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, назы­вается автономным участием. Его противоположностью яв­ляется участие мобилизованное, имеющее принудительный


характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санк­ций граждане были обязаны участвовать в праздничных де­монстрациях, чтобы показать всенародное единство и одоб­рение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных поли­тических режимах, а автономное - в режимах демократиче­ских. «Только в условиях демократии, - подчеркивает современный американский политолог С. Верба, - полити­ческое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давле­ние на тех, кому данная информация адресована». Так, граждане, возмущенные несправедливостью того или иного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с пети­циями, письмами, заявлениями в соответствующие инстан­ции, на радио, телевидение, в редакции газет и журналов. Иногда предпринимают и различные акции протеста: забас­товки, митинги и пр. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть изменить или скорректировать свое решение.

Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному во­влекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности.

1. Личность активиста. Для нее характерна высокая по­
литическая активность, постоянный интерес к политичес­
ким проблемам и информированность о них. Это может быть
член политической партии, участник движения, по своей
воле включенный в политическую деятельность. К активис­
там относятся также многие профессиональные политики и
лидеры политических партий.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в по­
литике. Она проявляет интерес к политике, хорошо инфор­
мирована, но в силу определенных личных обстоятельств
(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует
лишь в выборах и отдельных политических акциях.

3. Личность политического наблюдателя с различным
уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к
политике и лично не участвующая в ней.

4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным от­
ношением к политике.

5. Аполитичная или отчужденная личность с негативным
отношением к своему участию в политике, не интересую­
щаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, ко­
нечно же, не является субъектом политики.

Приведенная типология убеждает в том, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность.

9-Л. Н. Боголюбов. 11 кл


Политическая компетентность напрямую связана с обра­зованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень дохо­дов или профессия. Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают в качестве мотивов политического участия. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются со­циально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), со­циальной и политической идентичности (отождествлении се­бя с определенной социальной группой, партией, движени­ем). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации). По ме­ре удовлетворения низших потребностей действия человека начинают определять высшие потребности. В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности че­ловека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовле­творенными социально-экономическими потребностями и потребностью в правовой защищенности. Не случайно вклю­чение в политику большинства российских граждан проис­ходит под лозунгами повышения жизненного уровня, соци­альной защиты, борьбы с преступностью.

Мы рассмотрели некоторые факторы, положительно вли­яющие на политическую активность граждан. Каковы же причины абсентеизма - уклонения от участия в политике? Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своем политическом участии из-за отсут­ствия желаемых результатов. Уклонение от политики неред­ко обусловлено распадом групповых ценностей или утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социаль­ной группе. В этих случаях человек лишается «маяков», ко­торые позволяли ему ориентироваться в «политическом мо­ре». Какими бы причинами ни был вызван абсентеизм, на практике он может принести ущерб обществу и самому че­ловеку.

На рубеже 60-70-х гг. XX столетия в странах Запад-* ной Европы были реализованы программы для при-! влечения в политику пассивных слоев населения. Ре­зультаты оказались неожиданными: «новобранцы» про­явили крайне консервативные позиции, чем вызва­ли поворот демократического политического процесса «вправо».


Следует отметить, что степень активности и эффектив­ность политического участия во многом зависят от полити­ческой культуры.

(правильные ответы под №1)

ЗАДАНИЕ N 15 Тема:

Формирование у личности определенного видения политической реальности и осознанной гражданской позиции

2. продвижение и пропаганду политических идей с целью достижения идеологического единообразия

3. развитие оппозиционности в обществе посредством формирования протестного инакомыслия

4. признание права правящей элиты на абсолютную власть и добровольное подчинение ей

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Законы и закономерности становления, развития и функционирования политической власти и политической системы – это ___________ политологии.

Предмет

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Объектом политологии выступает …

Политическая сфера общественной жизни

2. сфера частных и личных интересов

3. система отношений, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением общественных благ

4. система социального контроля, обеспечивающая целостность и порядок в обществе

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Субъективная сторона политической деятельности, влияние сознания и подсознания на политическое поведение, - это предмет исследования политической …

1.психологии 2. философии

3.социологии 4.антропологии

ЗАДАНИЕ N 14 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Оценочные исследования политических институтов и процессов связаны с ___________ функцией политологии.

Аксиологической

мировоззренческой

регулятивной

нормативной

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Социальные функции политики

мобилизационным

автономным

легальным

нелегальным

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Социальные функции политики

Политическое участие, имеющее принудительный характер и осуществляемое под воздействием определенных стимулов, называется …

Мобилизационным

автономным

легальным

нелегальным

ЗАДАНИЕ N 23 социальные функции политики

Уклонение от участия в политической жизни общества, утрата интереса к политике связаны с проявлением …

Абсентеизма

конформизма

авантюризма

экстремизма

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Социальные функции политики

Важнейшей задачей социальной политики является …

Достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни

поддержание классового господства экономически могущественных групп

формирование правового порядка внутри страны

обеспечение безопасности и целостности политической системы

ЗАДАНИЕ N 15 Тема: Социальные функции политики

Процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых для данного общества, - это …

Политическая социализация

социальная трансформация

политическая модернизация

политическое участие

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Социальные функции политики

Интегративная функция политики имеет своей целью …

Исторический метод

политическое моделирование

анкетирование

психоанализ

ЗАДАНИЕ N 9 Тема: Методология познания политической реальности

Массовый опрос, контент-анализ, наблюдение, кластерный анализ принадлежат к ________________ методам исследования.

Эмпирическим

общелогическим

системным

институциональным

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: Методология познания политической реальности

Бихевиористский анализ предполагает …

Документальный анализ

статистические исследования

контент-анализ

мониторинговые исследования

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Политические отношения и процессы

Развитие местного самоуправления относится к политическому процессу ___________ уровня.

Периферийного

базового

естественного

национального

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Политические отношения и процессы

Под политическими отношениями понимается

Путч

забастовку

санкционированный митинг

пикетирование органов власти

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Политические отношения и процессы

Политический процесс, главная задача которого состоит в обеспечении представительства различных групп, общин, слоев и классов во властных структурах, называют …

Избирательным

интеграционным

законотворческим

институциональным

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Политические отношения и процессы

Упорядочная совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих функций в сфере власти – это политический (-ая) …

Процесс

конфликт

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Политико-правовые учения - конфуцианство и легистская школа, которые оказали существенное влияние на формирование современных теорий государства и права, возникли в …

Китае

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Центральной темой политической философии Средневековья стал спор о приоритете между …

Силы и честолюбия

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Формулировку сущности государства как «государство (республика) есть дело народа (res publica est res populi)» дал …

Цицерон

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

К числу «неправильных» Аристотель относил такую форму государственного устройства, как …

Демократия

царская власть

аристократия

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: История российской политической мысли

Русский мыслитель-анархист, отрицающий государство, всякую власть вообще, - это …

М. А. Бакунин

Г. В. Плеханов

П. Л. Лавров

П. Н. Ткачев

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: История российской политической мысли

Появление теории «Москва - третий Рим» связывают с именами …

Государя всея Руси, Великого князя Ивана III и «старца» Филофея

Царя Ивана IV и митрополита Макария

Бориса Годунова и Патриарха Иова

Царя Ивана IV и князя А.Курбского

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: История российской политической мысли

Развитие консервативно-монархической политической мысли в России конца ХIХ-начала ХХ вв. связывают с именами …

К. П. Победоносцева и К. Н. Леонтьева

Г. В. Плеханова и В. И. Ленина

П. И. Новгородцева и Б. Н. Чичерина

П. Н. Милюкова и П. Струве

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: История российской политической мысли

Б. Н. Чичерин, отстаивающий идею конституционной монархии, при которой существует оппозиция, называл свою политико-правовую концепцию …

«охранительным или консервативным либерализмом»

«ортодоксальным консерватизмом»

«народным парламентаризмом»

«социал-демократизмом»

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: История российской политической мысли

Распространение марксизма в России и марксистской концепции политики связывают с именем …

Г. В. Плеханова

Б. Н. Чичерина

П. И. Новгородцева

М. Я. Острогорского

ЗАДАНИЕ N 5 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

Политическая мысль отцов-основателей США выработала и апробировала на практике знаменитую, действующую по настоящее время, формулу свободы, где свобода- это …

Т. Гоббс

Ж. Ж. Руссо

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

К марксистскому учению о государстве и праве относят …

Дж. Локк

Ж. Ж. Руссо

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

Идею народного суверенитета пропагандировал и отстаивал …

Ж. Ж. Руссо

Б. Спиноза

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Немецкий политолог, разработчик «информационно-кибернетической модели» политической системы – это

Карл Дойч

Антонио Грамши

Томас Джефферсон

Макс Вебер

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Внедрение системного подхода в политологические исследования связывают с именами …

Т. Парсонса и Д. Истона

Г. Моска и В Парето

И. Пригожина и И. Стенгерса

Ч. Мерриама и Г. Лассуэлла

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Современные политические теории и политологические школы

Развитие поведенческого (бихевиористского) направления в исследованиях политических процессов связывают с …

М. Дюверже

Г. Алмонд

Т. Парсонс

ЗАДАНИЕ N 13 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Сферу общественной жизни, находящуюся между семьей и государством, Г. В. Ф. Гегель определял как …

Гражданское общество

буферную зону

нейтральную зону

периферийное пространство

ЗАДАНИЕ N 13 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Совокупность неполитических отношений граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности и самоорганизации, является характеристикой …

Гражданского общества

международного сообщества

правового государства

политического института

ЗАДАНИЕ N 6 Тема: Гражданское общество как условие демократии

К институтам гражданского общества не относят …

Партийной системой

гражданским обществом

политическим режимом

политической системой

ЗАДАНИЕ N 17 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Подсистема политической системы, которая выступает интегрирующим фактором и способна с помощью системы ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую жизнь, называется …

Культурной

нормативной

организационной

коммуникативной

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Политический порядок, который характеризуется высокой терпимостью к оппозиции и достаточно широкими возможностями участия общества в принятии социально значимых решений, называется …

Демократическим режимом

конституционализмом

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Политическая система, согласно определению Д. Истона, - это

Демократическим режимом

конституционализмом

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

К современной конституционной демократии относят принцип …

Политической элитой

группой давления

плюралистической элитой

лоббистской группой

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Политическая элита и лидерство

Основателями элитологии (учения об элитах) как научного направления считаются

Г. Моска и В. Парето

К. Маркс и Ф. Энгельс

Дж. Локк и Т. Гоббс

Д. Истон и Т. Парсонс

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Политическая элита и лидерство

Для обозначения правящей элиты советского государства в политологической литературе используют термин …

«номенклатура»

«аристократия»

«тимократия»

«государственники»

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Политическая элита и лидерство

Под рекрутированием политической элиты понимают …

Абсентеизмом

популизмом

эгалитаризмом

авантюризмом

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: Политическая культура и социализация

Совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о целях развития мира политического, называют политической …

Культурой

идеологией

концепцией

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Политическая культура и социализация

Под политической социализацией понимают процесс …

1. усвоения индивидами и группами норм, правил и моделей поведения, позволяющих реализовывать свои интересы и исполнять политические роли в рамках политической системы, обеспечивать воспроизводство политической жизни

2. воспитания и образования подрастающего поколения, формирования социально активной личности, способной соотносить свою свободу со свободой других людей

3. вовлечения социальных групп и общностей в преобразовательную социальную деятельность на принципах самоорганизации и самоуправления

4. наделения от имени гражданского общества представительными политическими функциями индивидов и элитарные группы

ЗАДАНИЕ N 11 Тема: Политическая культура и социализация

Интегративная функция политической культуры …

Экономического детерминизма

бихевиаризма

волюнтаризма

социального детерминизма

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Политическая жизнь и властные отношения

С точки зрения Аристотеля, человек по природе своей есть существо …

Политическое

экономическое

божественное

биологическое.

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Политическая жизнь и властные отношения

Взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти - это __________ отношения.

Политические

социальные

властные

нормативные

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Роль и место России в мировой системе

Согласно Конституции РФ, приоритеты внешней политики страны определяет …

Президент РФ

Глава правительства

Министр иностранных дел

Государственная Дума

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Роль и место России в мировой системе

Деятельность государства за пределами его границ именуется …

Внешней политикой

иностранными делами

международными отношениями

мировой политикой

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Роль и место России в мировой системе

Окончание «холодной войны» большинство экспертов связывают с …

Методом Дельфы

экстраполяцией

моделированием

контент-анализом

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: Политическое прогнозирование

Предупредительная (охранительная) функция политического прогноза заключается в …

Объективными

абсолютными

субъективными

интуитивными

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Политическое прогнозирование

Исследование перспектив развития социально-политических процессов, возможных будущих состояний объектов и субъектов политики – это область научного знания политической …

Футурологии

антологии

антропологии

кратологии

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Политическое прогнозирование

Политический прогноз, в основе которого лежит научно разработанная модель будущего под заданные параметры и возможные сценарии ее достижения, называется ______________ прогнозом.

Нормативным

поисковым

сценарным

эвристическим

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Технологии управления политическими процессами

Роль и место СМИ в политическом управлении и менеджменте определяются …

Политическим режимом

внешнеполитическим курсом

национальным интересом

международной практикой

ЗАДАНИЕ N 9 Тема: Технологии управления политическими процессами

Скрытое воздействие на политическое сознание электората с целью побудить избирателей к выгодным для субъекта политики действиям, называется политическим …

Манипулированием

программированием

проектированием

взаимодействием

ЗАДАНИЕ N 17 Тема: Технологии управления политическими процессами

Средства массовой информации, выполняя лоббистскую функцию в политике, обеспечивают

Технологиями

решениями

ритуалами

традициями

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Мировая политика и геополитика

Система международных отношений в период «холодной войны» характеризовалась, как …

Биполярный мир

мировое партнерство

мировой хаос

многополярный мир

ЗАДАНИЕ N 19 Тема: Мировая политика и геополитика

На внешнюю политику современных государств и международные отношения определяющее влияние оказывает …

Глобализация

империализм

холодная война

изоляционизм

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Мировая политика и геополитика

Термин «геополитика» в начале ХХ в. ввел в научный оборот …

Р. Челлен

Г. Алмонд

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Мировая политика и геополитика

Полицентризм в международных отношениях проявляется в …

Гуманитарными

политическими

межправительственными

военно-политическими

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Международные организации и их роль в международных отношениях

Постоянными членами Совета Безопасности ООН наряду с Россией и США являются …

Социологией

философией

астрологией

антропологией

ЗАДАНИЕ N 5 Тема: Прикладная политология и ее цели

Задачей прикладной политологии является …

2. разработка критериев оценки эффективности политических действий и решений

3. объяснение политических процессов в рамках категориально-понятийного аппарата

4. разработка новых политических теорий и концепций

ЗАДАНИЕ N 14 Тема: Прикладная политология и ее цели

Политическая конфликтология изучает …

Опросом

моделированием

экспериментом

экспертизой

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

«Легитимность» как фундаментальная характеристика политической власти свидетельствует о том, что …

1. общество добровольно принимает существующую власть, проявляет готовность подчиниться ее воле

2. любая сила, захватившая власть, может считаться законной

3. права и свободы человека не могут быть нарушены со стороны власти

4. отношения господства и подчинения должны сроиться на страхе и силе

ЗАДАНИЕ N 14 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

В системе политических наук выделяют как специализированное знание «кратологию», которая является наукой о(об) …

идеологии

демократии

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

К нормативным ресурсам власти относят

политические традиции, законы и подзаконные акты

силовые структуры, обеспечивающие правопорядок и безопасность

каналы официальной связи и информации

совокупность групп и слоев общества, лояльных к власти

ЗАДАНИЕ N 9 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

Правом на легальное использование принуждения и насилия обладает только _________ власть .

государственная

религиозная

патриархальная (родительская)

партийная (по отношению к постоянным членам партии)

ЗАДАНИЕ N 19 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

Власть политического лидера, основанная на законе или иных правовых нормах, относится к _____________ типу легитимности.

рационально-легальному

традиционному

харизматическому

ситуативному

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Политическое моделирование

Сущность политического моделирования заключается в

1. исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей

2. обосновании методов политического прогнозирования

3. изучении условий разрешения идеологических споров

4. аргументации важности приобретенного опыта

Компьютерное моделирование в политической науке активно используют при исследовании …

1. сложных масштабных систем с большим объемом количественных показателей

2. имиджевых и репутационных характеристик субъектов политики

3. деятельности политических лидеров в конкретных ситуациях

4. предвыборных программ кандидатов и партий

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: Политическое моделирование

Проверка на соответствие имитационной модели реальной политической системы или организации называется …

оценкой адекватности

проблемным анализом

институциализацией

оценкой оптимальности

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Политическое моделирование

Моделирование избирательного процесса используется для …

составления электорального прогноза по выборам

коррекции избирательного законодательства

анализа результатов выборов

ЗАДАНИЕ N 4 Тема: Политическое моделирование

Модели воздействия в виде совокупности приемов, способов и процедур, которые используют субъекты политической деятельности для достижения желаемого результата на выборах, называются …

избирательными технологиями

политическими институтами

избирательными структурами

представительными организациями

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Содержание и структура политологического знания

Исследования поведения конкретных индивидов и малых групп в реальной политической среде относят к ___________ политологического познания.

микроуровню

макроуровню

мезоуровню

мегауровню

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Содержание и структура политологического знания

Отрасль политологии, в рамках которой путем сравнения выделяют общие черты и специфические различия политических процессов и явлений, - это …

сравнительная политология

прикладная политология

политический менеджмент

политический маркетинг

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: Содержание и структура политологического знания

Бихевиористский подход в политологии обращает основное внимание на …

1. поведение человека в сфере политики, изучая его стимулы и реакции в процессе политических взаимодействий

2. зависимость политики от социальных процессов, в особенности от социальной и экономической структуры общества

3. культурные традиции, нормы, правила, которые лежат в природе политической власти, обеспечивая преемственность

4. саморегулирующие механизмы, взаимосвязи и взаимодействия между субъектами политики, которые в своей совокупности обеспечивают целостность политической системы

ЗАДАНИЕ N 11 Тема: Содержание и структура политологического знания

Анализ динамики политического процесса с использованием вектора исследования от прошлого к настоящему характеризует __________ подход в политологии.

исторический

компаративный

институциональный

нормативный

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Содержание и структура политологического знания

К научно-теоретическим методам исследования в политологии относят …

дедуктивный анализ

наблюдение

социальный эксперимент

анкетный опрос

Решение:К научно-теоретическим методам исследования в политологии относят дедуктивный анализ, в основе которого лежит выделение конкретного знания из общего (дедукция - это общелогический метод познания «от общего к частному»). Методы познания, основанные на анализе, обобщении, суждениях называются научно-теоретическими, их результатом являются теории, законы, гипотезы. Наблюдение, эксперимент и опрос относятся к эмпирическому уровню познания.

Политология: Словарь-справочник / М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. - М. : Гардарики, 2000. - С. 152-156.

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Политическое развитие и кризисы

Одна из форм политического процесса, отражающая изменения политической системы и адаптацию к новым социально-политическим условиям, называется политическим …

развитием

конфликтом

кризисом

решением

ЗАДАНИЕ N 4 Тема: Политическое развитие и кризисы

Процесс трансформации институтов политической системы при переходе от традиционного общества к современному называется …

политической модернизацией

социальной революцией

кризисом легитимности

внутрисистемным конфликтом

ЗАДАНИЕ N 19 Тема: Политическое развитие и кризисы

Противоборство, столкновение политических сил, обусловленное противоположностью их политических интересов, взглядов и целей, называется …

политическим конфликтом

кризисом легитимности

процессом трансформации

политическим развитием

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Политическое развитие и кризисы

По масштабам политические конфликты подразделяются на …

межгосударственные, государственные и региональные

открытые и латентные (скрытые)

позиционные и оппозиционные

биполярные, полиполярные и мультиполярные

ЗАДАНИЕ N 18 Тема: Политическое развитие и кризисы

Под кризисом легитимности понимают …

падение доверия к институтам власти со стороны общества

конфликт между законодательной и исполнительной властями

кризис отношений между центром и регионами

конфронтацию партий и фракций внутри Парламента

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Международные отношения и международная политика

К новым вызовам и угрозам для системы международных отношений, которые появились на рубеже ХХ-ХХI вв., относят …

международный терроризм и наркотрафик

экологию и инфекционные заболевания

опасность возникновения возможностей для развития Третей мировой войны

экономические и финансовые кризисы

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Международные отношения и международная политика

Обратной стороной глобализации, которая, в частности, проявляется в усилении позиций национализма, сепаратизма и этнизма, называют …

фрагментацией

интеграцией

мобилизацией

интернационализацией

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Международные отношения и международная политика

Международные отношения – это система реальных связей между

государствами, межправительственными и международными рганизациями

исключительно национальными лидерами

неправительственными неформальными группами и организациями

только всемирными организациями

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Международные отношения и международная политика

К негосударственным субъектам международных отношений относят …

транснациональные корпорации

межправительственные организации

военно-политические союзы

главы государств и правительств

Тесты ноябрь 2013

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Гражданское общество как условие демократии

Одним из факторов, способствующих активности общественных организаций, является …

повышение образовательного уровня населения

активность корпоративно-бюрократических структур

активность государства

стремление правящей элиты к усилению своих позиций в социуме

ЗАДАНИЕ N 3Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

Карл Дойч видел во власти аналог _______ в экономической жизни, который в политике срабатывает там, где нет добровольного согласования действий.

Денег

конкуренции

ЗАДАНИЕ N Тема: Политическая система общества. Политические режимы

ограниченный плюрализм

наличие одной официальной идеологии

полный контроль средств массовой информации

признание фактического равноправия граждан

ЗАДАНИЕ N 7Тема: Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

Идея о том, что государство есть высшая форма человеческого общения, принадлежит …

Аристотелю

Фрасимаху

ЗАДАНИЕ N 8Тема: История российской политической мысли

Представителем «заговорщическо–террористического» течения в народничестве является …

П. Н. Ткачев

П. Л. Лавров

М. А. Бакунин

Н. К. Михайловский

ЗАДАНИЕ N 9Тема: Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХвека

Отцом-основателем Соединенных Штатов Америки, автором «Декларации независимости», принятой 4 июля 1776 года, является …

Томас Джефферсон

Джон Стюарт Милль

Бенджамин Франклин

Джон Адамс

Провозглашая «конец истории», американский политолог Френсис Фукуяма заявил, что концепция __________________ утвердилась в качестве единственного принципа организации человеческого сообщества.

либеральной демократии

классической демократии

социал-демократии

демократического плюрализма

ЗАДАНИЕ N 11Тема: Мировая политика и геополитика

Специфичность международных политических процессов определяется …

отсутствием единого легитимного центра принуждения

наличием развитой коммуникативной системы

разделением стран на «богатые» и «бедные»

существованием международных институтов

ЗАДАНИЕ N 12Тема: Международные отношения и международная политика

Система международных отношений, к основным чертам которой относят биполярность и наличие оружия массового поражения, была сформирована …

Ялтинской и Потсдамской конференциями 1945 года

Версальским мирным договором 1919 года и Вашингтонской конференцией 1921–1922 годов

Хельсинским Заключительным актом 1975 года

Версальским договором 1919 года

ЗАДАНИЕ N 13Тема: Международные организации и их роль в международных отношениях

Влиятельным региональным объединением, созданным для поддержания безопасности и развития сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока» является …

Консоциации

синкретизма

децентрализации

консолидации

По мнению Аренда Лейпхарта, наиболее эффективной при урегулировании конфликтов в мультиэтнических сообществах является стратегия консоциации (от слова «консенсус»), предполагающая согласование этнических интересов путем интеграции этнических групп в политическую и административную структуру общества. Эта ненасильственная стратегия разрешения конфликта означает достижение согласия благодаря участию всех групп в управлении страной, автономии этих групп, пропорциональному представительству и наличию права вето у меньшинства.

ЗАДАНИЕ N 18Тема: Технологии управления политическими процессами

Активного спроса

политического имиджа

рыночных отношений

механизма продаж

ЗАДАНИЕ N 19Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Политическая наука не обладает ______________ на предмет своего изучения.

абсолютной монополией

собственным взглядом

оригинальным воззрением

способами воздействия

ЗАДАНИЕ N 20

Тема: Политическая жизнь и властные отношения

Научный подход, связывающий политику с осуществлением функции целедостижения, предполагающей коллективную деятельность для достижения общих целей, называется …

системным

институциональным

властным

коммуникативным

ЗАДАНИЕ N 25Тема: Методология познания политической реальности

Рассмотрение политики как некой целостности, обладающей структурными элементами, подчиняющимися определенным закономерностям развития и функционирования, предполагает …

структурно-функциональный анализ

системный подход

институциональный подход

бихевиористский анализ

ЗАДАНИЕ N 26Тема: Прикладная политология и ее цели

Ведущими учеными-специалистами в области сравнительной политологии являются …

Габриэль Алмонд и Сидней Верба

Фридрих фон Хайек и Хана Арендт

Морис Дюверже и Джованни Сартори

Самуэль Хантингтон и Френсис Фукуяма

ЗАДАНИЕ N 1Тема: Международные отношения и международная политика

Структура межгосударственных отношений в Европе, основанная на общем согласии наиболее могущественных европейских держав относительно территориального и политического статус-кво в Европе и стремления избегать военных методов для разрешения межгосударственных противоречий, была заложена …

Либеральной демократии

классической демократии

социал-демократии

демократического плюрализма

ФТ Политология 29.05.2013 (экзамен)

(правильные ответы под №1)

ЗАДАНИЕ N 15 Тема: Политология в системе гуманитарного знания

Мировоззренческая функция политологии нацелена на …

Термин «политическое участие» в политологии используется для обозначения преимущественно рациональных, осознанных форм политического поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Основанием для подобного понимания политического участия является как наличие отношений власти и подчинения, так и тот факт, что посредством этого участия управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами.

К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержание кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А.Марш. Он выделяет три основных типа политического участия:

  • - ортодоксальное;
  • - неортодоксальное;
  • - политическое преступление. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Знание 2001. - С.358

К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней, выраженные в законных формах (петиции, лозунги, законные демонстрации).

К неортодоксальному отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направлений (бойкоты, неофициальные забастовки).

В отдельный тип выделяются политические преступления, т.е. политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (незаконные демонстрации, захват помещений, захват заложников, насилие, саботаж, революции, войны).

Сходную позицию занимает американский ученый У. Милбрайт, подразделяющий политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям). К первому типу он относит голосование; участие в работе партий и избирательных кампаний; участие в политической жизни общества; контакты с официальными лицами. Ко второму типу - участие в демонстрациях, бунты, решительные действия против безнравственных действий власти, участие в митингах, протесты, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Неконвенциональное участие подразделяется на ненасильственные активные формы (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.) и насильственные формы политического участия (терроризм, бунт и т.п).

Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности:

  • - формы активного участия;
  • - пассивные, или иммобильные, формы участия. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Знание 2001. - С. 359

Политическое участие зачастую подразделяют на автономное и мобилизованное. Автономное участие - это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Такое участие предполагает достаточную политическую компетентность граждан и является необходимым условием реальной демократии. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становится страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизованное участие направляется исключительно на поддержание политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Мобилизованное политическое участие характерно в большей степени для традиционных обществ (когда люди участвуют в политических акциях под воздействием руководства клана, национального комитета и т.п.), а также использующих угрозу различных санкций тоталитарных политических режимов. Однако нередко оно используется в специфических, преимущественно манипулятивных формах и в демократиях либерального типа, особенно в периоды избирательных кампаний, когда граждане привлекаются к избирательным урнам или кабинам с помощью различного рода развлекательных шоу, сладких посулов и обещаний, о которых быстро забывают после выборов. Мельник В.А. Политология. - М.: Высшая школа, 1999. - С. 89

Манипулятивное участие - разновидность мобилизованного участия. Оно имеет место при внушении массам с помощью пропаганды, дезинформации и других способов чуждых их интересам политических целей. Такого рода участие широко проявляется в националистических и сепаратистских движениях, например, когда их рядовые члены становятся средством реализации корыстных интересов и честолюбивых замыслов политических лидеров, использующих для этого различного рода мифы и утопические идеи.

В зависимости от степени вовлеченности гражданина в политику все типы политического участия делятся на акты низкой и высокой вовлеченности. Первые предполагают минимальную активность и основываются на соблюдении людьми своих гражданских обязанностей, голосовании и пассивном выражении мнения, например посредством социологического опроса. Вторые, акты с высокой вовлеченностью, включают поведение, требующее значительных экономических, психологических, физических и иных усилий. Они проявляются в участии в избирательных кампаниях, демонстрациях, партийно-политической работе и т.д. Мельник В.А. Политология. - М.: Высшая школа, 1999. - С. 90

В политологии выделяют следующие теории политического участия:

  • 1. Теория рационального выбора. Основное положение данной теории сводится к утверждению, согласно которому главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. При этом под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие. Отсюда следует, что участие индивида в политике возможно при том условии, что возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил название «максимизация выгоды». Политология. Учебное пособие/Под ред. Н.П. Денисюк. - М.: ТетраСистемс, 1997. - С. 380
  • 2. Мотивационные теории политического участия. К наиболее общим мотивам относят идеологический, нормативный и ролевой. Преобладание идеологического мотива означает, что личность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальную идеологию общества. Такой мотив обеспечивает идентификацию личных политических ценностей с политическими ценностями государства. Последние фактически входят в структуру личности. Однако расхождение личных и политических установок может вызвать резко негативную и даже враждебную реакцию против государства и политической системы.

Нормативный мотив обуславливает политическое поведение человека по правилам, диктуемым политической системой, без их соотнесения с личностными ценностями и установками. Поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации. Подчинение политической системе рассматривается как исключительно правильная и ценная ориентация. Ролевые мотивы предопределяются той социальной ролью индивида в существующей политической системе.

Поведение человека с доминирующим ролевым мотивом напрямую связано с его социальным положением и собственной самооценкой. Чем ниже социальное положение, тем более вероятным становится радикальный настрой личности против существующей власти. Политология. Учебное пособие/Под ред. Н.П. Денисюк. - М.: ТетраСистемс, 1997. - С. 395

3. Теории социальных факторов политического участия. В рамках этих теорий исследуются взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как институализация, уровень социально-экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильности и др. Так, С. Липсет и Д. Лернер предложили две модели взаимосвязи политического участия с другими факторами: либеральную и популистскую. Согласно либеральной модели, динамичное социально-экономическое развитие обуславливает сглаживание социального неравенства, а, следовательно, обеспечивает укрепление политической стабильности. Оба фактора оказывают влияние на демократический характер политического участия (направленность на укрепление, развитие демократической системы; институализация политической деятельности и т.п.) Политология. Учебное пособие/Под ред. Н.П. Денисюк. - М.: ТетраСистемс, 1997. - С. 397

При построении популистской модели исходят преимущественно из форм прямого участия, направленных на перераспределение имущественных благ и собственности. Усиление подобного участия препятствует экономической модернизации, ухудшает социальные условия экономического развития, ведет к подрыву политической стабильности. Нерешенные проблемы накапливаются, увеличивая количество требований (и требующих), предъявляемых к политической системе, а значит возрастает и политическое участие. В результате политическое участие не ведет к укреплению политической системы, удовлетворяющей интересы различных социальных групп, а лишь дестабилизируют общество и политическую систему, препятствуя социальной и экономической модернизации. Популистская модель тесно связана с такими явлениями, как кризис участия в модернизирующихся обществах.

Люди, интересующиеся политикой и активно участвующие в ней, составляют, как правило, меньшинство. Большинство же проявляет апатию и безразличие, что является характерным признаком многих политических систем. Такое участие называется иммобильным. Существуют различные причины этого положения. Так, многие люди выключены из политической жизни из-за низкого уровня личного развития, образованности. Они потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы. Выделяется группа апатичных граждан, которые не интересуются политикой. Они занимаются собственными проблемами и увлечениями, профессиональной карьерой. Некоторые из них считают политику скучной, непривлекательной, непонятной. Наблюдается отчужденность от политической жизни как результат заорганизованности политической системы. Люди разочаровываются в политике, так как не видят существенной разницы между политическими партиями и их программами. Они считают, что политические решения все равно будут принимать немногие, независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Они не ощущают личной выгоды от политики, считая, что она обслуживает лишь интересы элиты. Есть группы людей, настроенных враждебно к политической системе и ее институтам. Они занимают позицию бойкота, неучастия. На уровень политического участия влияют такие социальные факторы, как образование, социально-экономический статус, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация. Пол существенно влияет на политическую активность человека. Женщины значительно меньше мужчин участвуют в политике. Это объясняется их в среднем более низким социально-экономическим статусом, большей обремененностью семейными делами, ориентацией политических культур на преимущественно мужское политическое участие и затрудненность политической карьеры и другими причинами. В то же время отрыв женщин от мужчин в неконвенциальном политическом участии значительно меньше, что объясняется стремлением женщин оказывать политическое влияние преимущественно через неконституционные, неофициальные каналы. Дегтярев А. А. Основы политической теории. - М.: Проспект, 1998. - С. 192

С определенным типом личности связано не только участие в политике, но и неучастие в ней и, в частности, такое явление, как абсентеизм. Он представляет собой уклонение граждан от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти и т.п., а также их сознательное неучастие в деятельности политических организаций (например, профсоюзов), если они формально являются их членами. Абсентеизм может быть обусловлен разными причинами: аполитичностью граждан, их равнодушием к политике, уходом в личную жизнь; разочарованием людей в политике, утратой доверия в ней, к претендентам на власть, к политическим институтам; низким уровнем политической компетентности избирателей, неуверенностью в правильности своего выбора; сомнениями в возможностях серьезно влиять на политику; низкой значимостью результатов выборов для граждан и т.д. Абсентеизм возникает на основе негативного или равнодушного отношения к власти. Он не охватывает факты неучастия в политике из-за доверия к государственному устройству, правительству, политическим лидерам. Часть граждан мотивирует свое неучастие в политике именно этими причинами, считая, что органы власти будут нормально функционировать и без их помощи. Такие люди обычно включаются в политическую жизнь в случае кризиса власти и обострения политических конфликтов.

В политической науке абсентеизм оценивается неоднозначно. Одни рассматривают его как свидетельство кризиса представительной демократии, угрозу политической стабильности общества, как негативное для государства явление, снижающее легитимность власти и свидетельствующее об отчуждении от нее граждан; другие, напротив, видят в абсентеизме проявление развитости независимого от государства гражданского общества, частной жизни, а также свидетельство наличия у населения возможностей свободно, самостоятельно определять свое поведение по отношению к политике. Абсентеизм нередко трактуется как нормальное для современных западных демократий явление, повышающее компетентность политического выбора за счет того, что в голосовании участвуют те, кто далек от нее. В целом же массовое уклонение граждан от участия в выборах плохо совместимо с демократией как властью народа.

Именно активное участие населения наполняет политический процесс демократическим содержание, предотвращает узурпацию власти узкой группой лиц и злоупотребления ею, позволяет представлять в политике разнообразные общественные интересы.

Политическое участие является также одним из важнейших источников политических измерений, перехода политической системы из одного качественного состояния к другому.

знать

  • понятия "участие", "политическое участие";
  • формы и типы, мотивы политического участия;

уметь

Осуществлять анализ причин, определяющих формы и уровень политического участия граждан, причины абсентеизма;

владеть

Методикой анализа факторов и мотивов политического участия в конкретных политических условиях.

Понятие, формы и мотивы политического участия

Участие граждан в политике является неотъемлемым атрибутом современного демократического общества. Оно дает людям возможность быть субъектами политики, влиять на решения важнейших общественных проблем и определять условия своего существования.

Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие – это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.

Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например участвуют в процедуре голосования.

Во-вторых, политическое участие – это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием.

В-третьих, политическое участие граждан не есть "участие за деньги": если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием.

Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм – уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.

Формы политического участия многообразны. Наиболее популярными являются: массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования), голосование на выборах и референдумах, участие в деятельности политических партий и групп давления, выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или решениях через СМИ, письма и обращения в органы государственной власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими, контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и т.д. Самой распространенной формой политического участия является участие в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах доходит до 90% (Австралия), в большинстве стран развитой демократии она обычно колеблется от 50 до 80%. Остальные виды участия лишь в очень немногих случаях охватывают более 25% граждан.

В силу многообразия форм политического участия его можно классифицировать по различным основаниям. Политическое участие бывает: 1) легальным (участие, разрешенное законом) и нелегальным (запрещенные законом формы политической деятельности, например терроризм или не разрешенные властями акции протеста); 2) индивидуальным и коллективным; 3) постоянным (оно свойственно политическим активистам) и эпизодическим (обычно ограничивается участием в выборах); 4) традиционным (направленным на сохранение политической системы и поддержание стабильности) и инновационным (ориентированным на изменения и реформы); 5) на местном, региональном или высшем уровнях политической системы, и т.д. Формы участия различаются по своей направленности (на решение общественных целей или реализацию частных интересов), количеству усилий и ресурсов , требуемых со стороны участников, уровню конфликта с властями и степени оказываемого на них давления , объему необходимой кооперации и др. Например, протестная активность, как правило, очень конфликтная, может оказать сильное давление на власти и требует определенной кооперации со стороны участников; в то же время контакты с официальными лицами обычно неконфликтны, оказывают незначительное давление на власти и не требуют кооперации.

Мотивы политического участия

Почему люди участвуют в политике? В чем главное предназначение политического участия? В политической науке, как отмечает известный британский специалист в области политического участия Г. Пэрри, сложились три основных объяснения феномена участия. Наиболее распространенной является так называемая инструментальная модель политического участия. Политическое участие – это инструмент влияния на принятие политических решений, с помощью которого граждане реализуют свои цели. Основной мотив участия в политике – реализация индивидуальных и групповых интересов; участвуя в политике, люди добиваются от государственной власти таких решений и действий, которые им выгодны.

Коммунитарная модель политического участия в качестве его источника и главного мотива рассматривает желание людей способствовать совершенствованию общества и сто институтов. Людьми движет не собственный интерес, а чувство сопричастности с жизнью общности, с другими людьми.

В отличие от двух предыдущих концепций образовательная модель обращает внимание не столько на источники участия, сколько на его результаты. Политическое участие рассматривается прежде всего как важнейший элемент политической социализации. Люди приобретают политический опыт и знания в процессе участия в различных видах политической деятельности. При этом участие для некоторых из них становится важной частью их жизнедеятельности, формой самовыражения, возможностью реализовать свой потенциал и способности.

Хотя наиболее распространенными мотивами участия, как показали эмпирические исследования, являются рационально-инструментальные, другие мотивы также могут выступать в качестве его источников. Поэтому данные модели, по сути, отражают три основные функции политического участия – инструментальную, коммунитарную и образовательную.

gastroguru © 2017