Спасение через покаяние. Архимандрит Зосима (Шевчук)

Третье тысячелетие христианской культуры

Войдя в двадцать первое столетие по Рождестве Христовом, человек с новым интересом и новой энергией обращается сегодня к вопросам христианской культуры. Этот интерес и эта энергия, разумеется, неслучайны. На поверхности лежат многочисленные явления нравственного, социального, политического, экономического и природоохранного характера, слишком хорошо известные, чтобы о них здесь говорить. Особо упомянуть, быть может, стоит лишь религиозно-политический и религиозно-идеологический аспект, а именно, глобальный и массовый подъем нехристианских и антихристианских верований и идеологических движений, который, как это стало ясно буквально в последние годы, угрожает миру невиданными катастрофами.

Христианская культура ставит для нас и чисто внутренние задачи, которые возникают и ищут разрешения в пределах христианской цивилизации, в непосредственном контакте и взаимодействии с Православной Церковью.

Всего лишь 70 лет тому назад крупнейший русский мыслитель И.А. Ильин посвятил основам христианской культуры одноименную работу, многократно с тех пор переизданную и ставшую по существу классической. Однако революционный, хаотический характер современных исторических процессов вызывает потребность в коррективах и свежем взгляде на предмет и смежные с ним вопросы. Свидетельство тому - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году, и текущая полемика в связи с обучением школьников основам православной культуры.

Христианская культура: быть или не быть?

Вполне естественно и логично, И.А. Ильин прежде всего ставит вопрос о возможности христианской культуры как таковой. «Как возможна ныне христианская культура, - спрашивает он, - когда образованные слои человечества уходят от христианства и пытаются увлечь за собою необразованные и полуобразованные массы?.. Когда первая же положительная сила отпора, проснувшаяся в человечестве, сила национализма - доселе не принята и не облагодатствована христианством и сама не осознала своих христианских корней?»

Истекшие три четверти века лишь добавляют скептицизма во взгляде на возможность христианской культуры. Тенденции, упомянутые Ильиным, превратились в магистральные направления новейшей истории, а национализм, в результате усилий Гитлера и его единомышленников по всему лицу Земли, стал настолько губительной антигуманной и антихристианской силой, что и само понятие «православного национализма» поневоле вызывает в людях неприязнь и протест - почему оно и должно исчезнуть, уступая место православному патриотизму.

Какие же существуют альтернативы христианской культуре? «Казалось бы, - продолжает И.А. Ильин, - что человечеству открыты сейчас только два пути: или создавать нехристианскую культуру, или же совсем отвергнуть культуру из христианских побуждений». Первое оказывается невозможным: «Народы, бывшие долго христианскими и утратившие эту веру, не приобретя никакой другой, могут делать только напрасные попытки создать культуру вне веры и Бога. т. е. безбожную культуру». Это утверждение Ильина оказалось пророческим: если в прошлом люди готовились приветствовать «светлое и радостное общество будущего, свободное от религиозных рамок», то политические, социальные и нравственные реалии второй половины ХХ века вполне доказали правоту русского мыслителя.

Характерно, что именно страны «постхристианской», т. е. западной культуры оказались на сегодня средоточием деградации и распада по всем направлениям (кроме разве что финансового) - в то время как нехристианские народы Востока, освобождаясь от экономической отсталости и политической зависимости, открывают для себя новые перспективы. «Разумеется, - отмечает иеромонах Серафим (Роуз) в своей ранней работе „Человек Наизнанку“, - помимо христианства существуют иные выражения всеобщего смысла и порядка… Например, последователю традиционной индийской или китайской философии в какой-то мере открыта истина и внутренний мир, из нее происходящий, - но не вся истина, и не тот „мир Божий, который превыше всякого ума“, плод одной лишь Абсолютной Истины. Отступающий от этой относительной истины и частичного мира теряет многое, но еще не всё, как отступник-христианин. Потому-то и царит невиданная прежде растерянность в нашем сердце, что мы отступили от закона и истины, открытых нам полностью в Самом Христе…»

Что касается второй альтернативы - отказаться от культуры вообще, якобы «ради Небесного Царства», - то она хоть и возможна, но недопустима. «Это значило бы, - пишет Ильин, - отвергнуть или исказить великий смысл Христова пришествия и перестать быть христианином. Ибо христианин призван не бежать от мира и человека, отвергая и проклиная их, но вносить свет Христова учения в земную жизнь и творчески раскрывать дары Святого Духа в ее ткани. А это и значит создавать христианскую культуру на земле».

В известном смысле вторая альтернатива таит в себе худшие опасности, чем первая. Строительство безбожной, «постхристианской» или «неохристианской» культуры обречено на провал, и в этом факте день за днем наглядно убеждаются все здравомыслящие люди; в то же время уход в гетто, в скорлупу псевдоблагочестивого изоляционизма в принципе осуществим - чему мы видели и продолжаем видеть целый ряд примеров и что в конечном итоге, по верному замечанию Ильина, ведет к предательству православия и отступничеству от Спасителя.

Вывод из сказанного очевиден: вне христианской культуры мы существовать не можем. Созидание христианской культуры представляет собой прямую обязанность и ответственность каждого верующего, и тезис, скомпрометированный в последнее время сомнительными околоцерковными группировками, в этой связи приобретает свежий и ясный смысл: «Православие или смерть».

Христианин и мир

На пути к пониманию христианской культуры, и тем более к ее созиданию, возникает проблема взаимоотношений личности и окружающего мира. Знакомые всем слова Св. Писания: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей», «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» и многие другие, как могло бы показаться, воспрещают верующему участвовать в созидательном культурном строительстве. Хуже того, в отсутствие точной трактовки этих новозаветных положений создается почва для лицемерия и лжи, для подачи христианской истины в двух «версиях» - для «серой массы» (терпи скорби и лишения, откажись от всего доброго и радостного) и для «просвещенных» (наслаждайся благами и удовольствиями мира). Нечего и говорить, насколько это губительно.

И.А. Ильин замечает совершенно справедливо, что слово «мир» не имеет в Писании единого значения: «В Евангелии и в Посланиях „мир“ отвергается лишь постольку, поскольку он сам отпал от Бога, и вот, - противостоит Ему, как самостоятельный, чуждый Ему и далекий; это есть мир, утверждающий себя без Бога и против Бога… Мир приемлется, как созданный Богом и получивший от Бога свой смысл и свое предназначение».

Человек получает от Бога свободу выбора между добром и злом, и «мир» тем самым становится ареной борьбы, на которой указанный выбор реализуется. Наша самоотверженная помощь друг другу в этой борьбе, в совершении выбора в пользу добра, против атакующего нас зла, составляет подвиг любви к Богу и к ближнему, то есть смысл христианской жизни.

На той же позиции находятся и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где вслед за Вл. Соловьевым формулируется задача общества, состоящая «не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад».

«Создание христианской культуры, - подчеркивает И.А. Ильин, - эта задача не может быть разрешена одною эпохою, одним народом, одним поколением, раз навсегда, ибо каждая эпоха, и каждый народ, и каждое поколение должны стремиться к разрешению ее по-своему, - по-своему достигая и не достигая…» Тем самым ясно выражен диалектический характер указанной задачи. Если «Христос вчера и днесь Тот же, и во веки», то этого никак не скажешь о мире, о людях и устроении их земной жизни. А между тем христианская культура как раз и представляет собою мост между вечным и временным, мост, по которому Христос идет в мир и люди восходят к Спасителю.

«Церковь не объемлет всю жизнь человека, - продолжает Ильин, - и не „регулирует“ всю культуру человечества… Времена Савонаролы и Кальвина прошли и не возвратятся. Помышлять о земной „теократии“ могут только церковные честолюбцы, лишенные трезвения и смирения». Последний вывод совершенно справедлив, но посылка нуждается в уточнении: не потому Савонарола и Кальвин не служат для нас примером, что «прошли их времена», а потому, что и в свое время как тот, так и другой, и многие им подобные уклонились от православной истины, от золотого срединного пути трезвения и смирения, сохраняющего равновесие между земным и небесным.

«Основы православной культуры» в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии

Истекший 2006 год, можно надеяться, был переломным для нашей епархии и той многолетней борьбы, которую мы - вместе со всей страной - ведем за внедрение курса «Основ православной культуры» в школьное образование.

С февраля 2007 года, по совместной инициативе Преосвященного Иосифа, епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского, и губернатора Ивановской области Михаила Александровича Меня, силами духовенства епархии и профессорско-преподавательского состава Ивановского госуниверситета и Шуйского педагогического университета, в областном Институте переподготовки кадров и повышения квалификации учителей проводятся занятия по преподаванию «Основ православной культуры» с учителями начальных классов.

Каждая группа слушателей занимается в течение двух недель. За это время они получают 72 часа академических занятий по различным содержательным направлениям курса; проводятся экскурсии по храмам города, а также в Ивановскую православную среднюю школу в честь Феодоровской иконы Божией Матери. По отзывам слушателей, значительная часть которых была лишь поверхностно знакома с православием и церковной жизнью, занятия вызывают у них огромный интерес и воодушевление. В результате у них возникает уверенность не только в успехе преподавания ОПК, но и в настоятельной необходимости внедрения этого курса в школе.

До августа текущего года такую подготовку пройдут 450 учителей - все те, кто в 2007-2008 учебном году будут преподавать в первых классах. В дальнейшем занятия с учителями продолжатся в том же темпе, так что за четыре года начальная школа области будет полностью обеспечена преподавателями ОПК.

Среди трудностей на данном этапе отмечается большая нагрузка на учителей, которые вынуждены совмещать учебу со своей работой в школе. Кроме того, во многих случаях остается открытым вопрос о размещении ОПК в сетке часов без ущерба для других дисциплин и без перегрузки учащихся.

Спектр направлений православной культурологии

В заключение перечислим ряд вопросов из сферы православной культуры, наиболее существенных для школьного преподавания «Основ православной культуры». Часть из них раскрыта в «Основах социальной концепции РПЦ» и других церковных документах, другие ждут своей богословской и методической разработки.

1. Человек, его непреходящее достоинство как образа Божия, и его права, обусловленные историческими обстоятельствами. Духовное и телесное здоровье; образование, физическая культура, спорт. Возникновение зависимостей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т. п.) и освобождение от них. Деструктивные и тоталитарные секты, отношение к ним и к их последователям.

2. Православный патриотизм как основа национального сознания, как противоположность и противодействие шовинизму, религиозной и этнической вражде. Охрана родной природы; человек как хранитель и возделыватель природной среды. Христианское понимание власти и государства.

3. Христианская нравственность и противоречащие ей обычаи и нормы современной жизни. Брак, безбрачие и отношения полов в христианстве и в обычаях нехристианского общества. Христианский взгляд на супружество и семью как «малую Церковь» и противоречащие ему тенденции.

4. Трудовая этика, выбор профессии и работы. Технический прогресс, его прямые и косвенные воздействия на материальную и духовную жизнь. Христианский взгляд на отношения собственности и материальное благополучие.

5. Современная эволюция эстетических оценок и норм в свете христианского мировоззрения. Исследование отдельных видов искусства, их духовно-нравственного потенциала и влияния на современников.

Практически любой из этих вопросов, как было сказано выше, требует скрупулезного соблюдения баланса между различными сторонами проблемы, отметая всякую возможность формального подхода и прямолинейного решения «раз и навсегда». Православная культура жива, пока живут, молятся и стремятся к совершенству творящие ее люди.

Архимандрит Зосима (Шевчук) - ректор Свято-Алексиевской Ивано-Вознесенской духовной семинарии

Данная статья представляет собой доклад на международной церковно-богословской конференции “Россия – Афон: тысячелетие духовного единства (к 450-летию преставления прп. Максима Грека)”, которая состоялась в Москве в 2006 году. Не смотря на прошедшее десятилетие, доклад не утратил своей актуальности, так как в настоящее время ересь «имябожничества» очень активно навязывается православным людям.

Уместно будет начать этот доклад с цитаты из “Путей Русского Богословия” протоиерея Георгия Флоровского, который в свою очередь цитирует Блока:

“Нам внятно всё – и острый галльский смысл,
и сумрачный германский гений”…

Этот дар “всемирной отзывчивости”, во всяком случае, роковой и двусмысленный дар. Повышенная чуткость и отзывчивость очень затрудняет творческое собирание души… Есть в русской душе даже какая-то особенная страсть и притяжение к таким перепутьям и перекресткам. Нет решимости сделать выбор. Нет воли принять ответственность”.

На одном из таких перепутий русское Православие оказалось 100 лет назад: в 1907 г. первым изданием вышла книга схимонаха Илариона “На горах Кавказа”, вскоре положившая начала лжеучению имябожничества среди русских монахов на Афоне (именно так – имябожничество, а не “имяславие” – названо оно в документах Святителя Тихона и Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг., и я не вижу причин, почему мы – коль скоро речь идет об именах – должны отступать от этого законным образом зафиксированного имени). Боевым знаменем нового движения стал тезис “Имя Божие есть Сам Бог”; его последователи взялись составлять манифесты и “исповедания веры”, предавая проклятию тех, кто отказывался признать их правоту…

А в 1997 году книга “На горах Кавказа” была издана снова, и снова послужила началом нестроений и соблазнов. Вот, например, что вынужден был заявить по этому поводу Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Екатеринодарский и Кубанский:

“1. Книга напечатана без архипастырского благословения. Вместо этого есть указание на “постановление” некоего ученого совета “Русской Православной Академии Богословских наук и Научно-Богословских исследований”, что, конечно же, является нарушением общепринятых норм в практике православного книгоиздательства.

2. Публикация текста книги схимонаха Илариона “На горах Кавказа”, которая в начале XX века послужила поводом к возникновению пагубного разномыслия в монашеской среде по вопросу природы Имени Божия, не имеет не только объективного богословско-исторического комментария, но снабжена “послесловием от редакции”, написанным исключительно в оправдательном по отношению к имябожническому вольномыслию тоне.

3. Мы вынуждены признать, что в целом издание книги схимонаха Илариона “На горах Кавказа”… представляет собой факт откровенной проповеди учения имяславчества внутри самой Православной Церкви”.

Однако дальнейшее развитие событий говорит в пользу суждения о. Георгия Флоровского о нашем недостатке решимости и воли. С тех пор появилось немалое количество книг, брошюр и статей, в той или иной форме пропагандирующих имябожничество. Есть материалы и для “простецов”, и для “интеллектуалов”. Вдобавок ко всему, свою печальную лепту вносит сюда Интернет, где самозванцы, ряженые в “митрополитов”, “протоиереев” и “иеромонахов”, упражняются в еретических словопрениях, а малоопытные верующие натыкаются на их бредни и принимают за откровение истины.

Только осенью прошлого года, восемь лет спустя, была переиздана оригинальная брошюра “Имябожнический бунт, или Плоды учения книги “На горах Кавказа”. Правда, благословение Святейшего придает этому изданию необходимый авторитет – и то лишь для тех, кому не будет препятствием мизерный тираж в 3 тыс. экземпляров.

Другое весьма авторитетное издание – “Путь умного делания” – во втором томе посвящает имябожнической ереси более двух страниц, правда, мелким шрифтом в подстрочном примечании. Но и здесь мы обнаруживаем недосказанность, даже робость.

“Эта книга ["На горах Кавказа"]… послужила поводом к богословским спорам, возникшим в 1912 г., и печально известным афонским событиям”, – сообщает автор. Каким событиям? Кому известным – если здесь о них ничего не сказано, а послесловие к переизданию “На горах Кавказа” чисто по-советски аккуратно обходит предмет молчанием? А между тем здесь же мы находим свидетельство о прав. Алексии Мечёве: “Рассказывая со слов очевидца о действиях имяславцев там [на Афоне], батюшка страшно негодовал, ужасался и говорил, что не может быть истины в такой злобе и неистовстве”. Если такова была реакция праведника, причисленного ныне к лику святых, на “известные события”, то каковы же сами события??

К счастью, этот зияющий пробел заполнил преосв. Иларион (Алфеев) в своем недавнем труде “Священная Тайна Церкви”. Вл. Иларион знакомит читателя с “прикровенными” фактами, вполне объясняющими негодование и ужас прав. Алексия Мечёва (речь идет об изгнании из афонского Андреевского скита в январе 1913 г. игумена Иеронима, который не разделял имябожнической ереси):

Свидетельство о. Иеронима:

“…[Булатович], поддерживаемый кричавшими, вскочил на стол, предварительно крикнув: “Ура! Берите!” – причем хотел схватить меня, но его удержали. После этого бывшие с ним бросились избивать находившихся при мне отцов, единодушных со мною. Меня не били и вывели за ворота из скита, предварительно обыскав меня. От страха трое из отцов выскочили из окна из второго этажа и разбили себе ноги; других же, избитых и израненных до крови, в одних подрясниках и без шапок выбросили также за ворота из скита… У нескольких братий, запершихся от страха в своих кельях, взломали двери и избили их до беспамятства”.

Свидетельство другого участника “событий”:

“В это время братия исполнилась непомерного гнева и бросилась на “ура”. Был великий бой с обеих сторон. Сперва кулаками, а потом один другого давай таскать за волосы. Это было чудное зрелище. Внизу руки, ноги, туловища, а вверху виднелась одна шерсть (то есть волоса). И начали вытаскивать (иеронимовцев) из этой кучи по одному человеку в коридор, где братия стояла в две шеренги, получая добычу и провожая (иеронимовцев) кого за волосы, кого под бока и с приговором, кого за что бьют, чтобы он знал. Таким образом провожали до лестницы, а по лестнице спускали, кто как угодил: одни шли вниз головой, другие спускались ногами книзу, а затылком считали ступеньки…” – И т. д., и т. п.

Я призываю вас отнестись к этим документам с полным вниманием и серьезностью, именно потому, что они столь сильно напоминают сценарии сегодняшних “развлекательных” телефильмов. Ведь перед вами те самые монахи, “ангелы в человеческом облике”, которые, согласно их собственным теориям, очистили свою душу от страстей и греха посредством “умного делания” и “непрестанного произнесения Сладчайшего Имени Иисусова”…

О ком звонят колокола, но молчит Андрей Кураев.... January 6th, 2014

mixmaxov : "С Арсением вы попали в точку. Я сталкивался с ним лично один только раз. Это когда после интервью для фильма Патриараха Алексия https://www.youtube.com/watch?v=_amhuLI7bvg на его вопрос: "Есть ли у вас батюшка, какие-нибудь проблемы?" (Это была наша третья встреча, так - как быть священником он меня и благословлял в ТСЛ) я ответил "У меня одна проблема - содомиты в военном отделе патриархии" (здесь я об этом написал http://mixmaxov.livejournal.com/960772.html) Святейший, еще поговорив, попросил меня: "Завтра же" записаться к нему на прием.
"Завтра" меня привели к Арсению, который и должен был меня "записать". Кабинетик небольшой, в Чистом переулке. "По какому вопросу ты к нему идешь?" - спросил он строго, после всех моих целований ручек. Я объяснил "по какому", Арсений не сразу начал со мной говорить, а почему-то взял телефонную трубку и куда-то стал звонить (мобильника еще не было). Откинувшись, отбросив одну руку на спинку кресла, он кричал со злобой в трубку примерно следующее: " Товарищь генерал, мне заграничные паспорта нужны через два дня! Ни какой вы не генрерал, если не можете сделать паспортов за два дня...." И все это с матерком и шуточками. До него я уже перевстречал генералов больше роты, начиная с раннего детства, и знал, как они могут говорить, и как с ними можно разговаривать. Помню, что я себе сказал: "Зачем он передо мной выделывается?" - точно понимая, что никакому генералу он не звонит, и никакие паспорта ему не нужны. "Расшаркавшись" с "генералом", Арсений лег локтями на стол и мне крикнул: "Пошел отсюда на хуй!" . Я, конечно, обалдел и попытался переспросить. Он выскочил из-за стола и опять закричал: "Пошел отсюда на хуй, иначе сейчас позову, тебя... Ну в общем приобщат к хорошей жизни. Я "пошел". Но попытки "записаться" не оставил. Тогда я "контактировал" по ходу съемок сериала с Державиным и попытался через него к Святейшему попасть. Тот стал шарахаться от меня, как от прокаженного. Но комиссия в военный отдел все же была послана и даже было составлено заключение расследования. Как я уже писал, староста храма генерал Родионов, с которым мы были в хороших отношениях, просто не выдержал того, что там было написано. Я читал этот документ и первое желание было найти автомат и по одному вылавливать этих скотов и убивать. Но мне три очень значимых для меня человека, включая одного генерала, объяснили, что скорее прикончат меня, и попросили "протянуть! в Церкви, сколько смогу и сделать все, что в моих силах. НУ, я протянул" еще 8 лет. То, что было в справке я до сих пор озвучивать в Интернете не решаюсь, так как это мерзко и мало относится к человеку вообще, и уж тем более к Церкви.
Продолжение не менее мерзкое и уже связано с самим Арсением. В свое время я подружился с настоятельницей Марфо-Мариинской обители, куда "устраивал" девочек на обучение. Когда у них не двигались дела с центром Грабаря и вообще. Она попросила ей помочь. Я написал программу под то, что Мариинка может стать частью реабилитационного комплекса для детей, болеющих раком крови (фон "Подари жизнь" этим занимается). Затем она встретилась с руководителем программы, и он привел сюда Ресина. Лужков выделил большие деньги на реставрацию Мариинки под такой центр. Но пока все это шло, при Мариинке создали лечебницу, а затем и начали реставрировать гостинный комплекс. Я надеялся, что его отрестарвируют, и начнем программу, но.... Вдруг матушка сообщает, что на гостиницу "положил глаз" Арсений и что он его велел готовить под свое "резиденцию" и гостей. Матушка на наши упреки, что мы столько сделали, чтобы запустить программу и финансирование, обещала, что она его уговорит, и объяснит, что все нужно отдать детям. Но как-то она просит меня приехать и, чуть не плача (не видел её плачущей никогда) объясняет мне, что после создания "гостиницы" для Арсения, он и его "гости" стали просить, чтобы их обслуживали её воспитанницы сестры милосердия. Она боялась, что из просто сделают шлюхами. Попросила помощи. Так как у нас был серьезный выход на училище, в котором воспитанницы учились на медсестер (мы же это официальное обучение их там и пробивали), то вышли на директора училища и добились, чтобы девочек из Мариинки перевели в общежитие училища. Им дали целый этаж. Но у матушки и Мариинки начались "проблемы (вот о них http://www.luchmir.com/RoyalFamily/MarfyMarii08.htm и вот http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=53340&fullview=1&order=) и еще массу сайтов об этом найдете, но я считаю, что преждевременная смерть настоятельницы и все последующие проблемы как раз и произошли потому, что она не дала Арсению сделать там публичный дом. И конечно, он, по видимому, попекает всю их сеть. (я слышал об этом от нескольких владык.) Много знаю еще "историй" про эту мерзость, но разрываюсь в чувстве жалости к прихожанам, которые узнав всю правду, могут, как генерал Родионов, помереть от той мерзости, что услышат, и желанием "вычистить" Церковь от этой нечисти.
Я изучал вопрос, почему они там держаться - все дело в ФСБ (раньше в КГБ). Но последние "веяния" из "конторы" говорят, что там им они тоже уже не нужны. Понятно, что возобновившиеся возможности по "международным отношениям" , которые появились у РПЦ в последнее время, повышает их шанс участия в "играх", но внутри страны, когда системы наблюдения стали столь совершенными, что пьяный разговор с партнером в постели мало чего может добавить к "оперативной информации", - они рудимент. Последний генерал мне только задал вопрос: "А куда их девать?" Они же носители информации. Его выкинь на улицу - завтра же все выложит врагу"
С ними не знают что делать - вот причина того, что они "доживают" свой век "в лоне церкви". Почему-то у меня складывается впечатление, что Кураев все же "огласил" тему не спроста. Мне кажется, что "чистых" (по-своему) епископов, накопилась критическая масса, способная влиять на ситуацию. Тем более, что и у них тоже есть дружба с генералами:-) Да и самой РПЦ, при желании углубления дружбы с Папой Франциском, нельзя подойти к ней в таким состоянии. Ему же тоже на стол кладут такие списки. Так -что Ждемсссс:-)"

mixmaxov : "Написал комментарий у Кураева
здесь http://diak-kuraev.livejournal.com/574590.html?view=157994878#t157994878
Я тоже могу вспомнить свою "историю", как я обнаружил, что из детского приюта в Военном отделе патриархии при епископе Савве сделали публичный дом. Я рассказал об этом Патриарху. Комиссия выявила такие педофильские и другие "деяния", что староста храма генерал Родионов, не знавший, что творится, прочитав, умер от сердечного приступа. Я лично разговаривал с Саввой, что мне не нравится, что у них творится. На это он мне сказал, чтобы я не сильно выступал, так как в нашей епархии (Ивановской) такой же архимандрит Зосима (Шевчук) и меня просто сотрут в порошок. Зосима после общего собрания подозвал меня и сказал, что заставит пожалеть о том, что я сделал, и я буду сидеть у него с кружкой в метро (временами у него до 40 человек там сидело). У меня на приходе прошло несколько проверок и им было собрано несколько писем от недовольных прихожан. Одна из них рассказывала, что письмо он сам диктовал. Мне приходили письма с поддельной подписью архиепископа Амвросия с требование оставить церковь. Я их ему показывал, и он говорил, что подпись поддельная, а бланк у него украли. Зосима не успел меня уничтожить, но пришел новый епископ и с ним игумен Виталий Уткин. Хоть они и делали вид, что Зосима плох, устроив "голубятню" в семинарии и сам имея "подвиги", но Зосиму просто перевели во Владимирскую епархию. Уткин с ним близок, так как даже служил с ним Литургию на Селигере (отдельный разговор). Уткин, сделал все, чтобы обещание Зосимы выполнить. Меня из епархии вымели, составив грязнейшее по лжи дело, и заставив клеветать на меня клириков, прихожан. И они так поступают со всеми "вякнувшими". Дьякон Михаил, поднявший вопрос в военном отделе, как мне говорили, вообще был убит. Я протодьякона Андрея Кураева не сильно уважаю. При гонениях на меня, Уткин пользовался его именем и его высказываниями. Но, возможно, и из благих побуждений, он поднял эту тему - я и добавляю свою лепту. Не думаю, что ее сейчас будут в патриархии продолжать, но капля камень точит, может, когда-то права восторжествует. Да-а, забыл сказать: меня приглашали реабилитировать детей после их использования в проституции в приюте. Это страшно!"

Сейчас во всем мире отмечается резкий рост преступности, наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, абортов. Одни людские грехи прикладываются к другим; все мы сейчас являемся свидетелями того роста мирового зла, которое скоро может переполнить меру долготерпения Божия. Всеобщая ненависть друг ко другу; положение, при котором одни жируют, а другие буквально умирают с голода, когда во главу угла поставлены не любовь к Богу и ближним, а похоть очес, похоть плоти и гордость житейская (1 Ин. 2, 16), приводит к тому, что в разных уголках мира вспыхивают войны, равно убийственные для обеих сторон. Возьмите конфликт в Югославии: Америка уже начинает платить за кровь невинных людей, убитых во время бомбежек. Расплата приходит изнутри: сумасшедшие подростки убивают десятки детей в школе маленького провинциального американского городка, разрушительные смерчи обрушиваются сразу на несколько штатов. И это только «начало болезней», которые изнутри поразят Америку за грехи ее граждан, не только погрязших во всевозможных пороках и страстях, но и поражающих беззащитные суверенные государства. Есть мнение определенного ряда священнослужителей, что Америка и есть та апокалиптическая «великая блудница», которой суждено, подобно Атлантиде, скрыться под морем.

Я не хочу, чтобы кто-то подумал, что я религиозный фанатик и экстремист, ненавидящий американцев. Я люблю американцев, как и всех людей, но, как пастырь, не могу не сказать о том, что следствие греха – болезнь и смерть. Совершающий грех – убивает, в первую очередь, самого себя и своих потомков. Ни один грех не уходит в небытие; грехи имеют свойство накапливаться, чтобы затем своей тяжестью раздавить не только совершавшего их, но и его потомков. То ужасное состояние нашего общества, которое мы видим сегодня, – закономерное следствие преступного богоборчества наших дедов и отцов. Взорванные храмы, оскверненные алтари, зверски замученные священники и миряне, верующие и неверующие, миллионы, десятки миллионов жертв Гулага, убийство Царской Семьи, государственный атеизм – вот далеко не полный перечень «подвигов» наших недалеких предков. Язык человеческий не может изречь, даже воспаленное воображение не может представить тех жутчайших мучений, которым подвергали нечестивые безбожники своих современников: их распинали на крестах, сжигали, заживо бросали на съедение крысам и собакам, расстреливали, вешали, топили, в большевистских застенках подвергали изощреннейшим пыткам. И кровь этих жертв, особенно невинных жертв, принявших мучение и смерть не за свои грехи, а за грехи своего народа, вопиет к Богу об отмщении.

Многие совершившие эти ужасные преступления сейчас находятся уже в аду, терпя муки большие, чем те, которые они причиняли своим ближним; за исключением, может быть, единиц, успевших осознать свои грехи и искренне в них раскаяться и принять на земле страдания во искупление их. И на что хорошее можно рассчитывать нашему государству, если государство состоит из людей, а русские люди сегодня в своем большинстве или преступники, или их дети, внуки, воспринявшие в наследство наклонность ко греху, погрязшие в пороках и страстях и не желающие каяться?

Советская власть истребляла русский народ одним способом, сегодня народ истребляется духовно. Огромную разрушительную роль играют средства массовой информации. Свобода слова в нашей стране сегодня превратилась в свободу богохульства, в свободу проповеди разврата, в свободу безнаказанного оскорбления ближнего. В адрес архиереев, духовенства, публикуются различные инсинуации и компроматы, безбожные СМИ рады любому случаю лишний раз оскорбить Церковь и ее служителей. Но все это не должно нас смущать или останавливать, когда мы начнем нелегкое дело духовного возрождения Родины. Ни ругательная лживая статейка, ни ропот безбожников, ни глухое недовольство людей, ставших на путь церковного служения не из любви к Богу, а ради суетных почестей или гнусной наживы, не должны нас смущать. Господь близко и Он сказал: Церковь Мою врата ада не одолеют во веки (Мф. 16, 18).

Мы живем сейчас плохо, но может быть еще хуже. Еще немного – и Господь попустит за наше нечестие массовую гибель людей, как попустил за русскую революцию смерть миллионов, погибших в гражданской войне и в Гулаге, как попустил за грехи всего мира в этом веке две мировые войны. Причем третья мировая война будет самой разрушительной и необратимой по своим последствиям.

Наш долг – не допустить мировой катастрофы. Но вы спросите: что можем сделать в масштабах всего мира мы – люди, не облеченные какой-либо властью и полномочиями? Оказывается, многое. Мы можем покаяться, а сердце сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. За десять праведников Господь был готов помиловать погрязшие в нечестии города. А вспомним Ниневию!

В какой пучине греха утонул некогда этот город, само название которого впоследствии стало нарицательным! Казалось, ниневитянам нет прощения и гибель нависла над этим городом. Но вот Господь избирает пророка Иону, чтобы он сказал жителям Ниневии, что их ждет гибель, но искреннее покаяние может их спасти. Иона же, чисто по-человечески, испугался. Поставьте себя на его место: каждый ли из нас решится обратиться, например, к толпе беснующихся под громовые раскаты демонической рок-музыки, накачанных наркотиками и алкоголем подростков, у которых вся система жизненных ценностей определяется тремя базисными понятиями: «крутые бабки», «секс» и «оттянуться»; так вот, каждый ли из нас сможет начать говорить этим подросткам о том, что для них совершенно чуждо и непонятно, – о покаянии, о необходимости изменения своей жизни? И вот Иона тоже испугался. Он решил бежать. Но от Бога убежать невозможно. Иона садится на корабль, но из корабля попадает не в место, куда он хотел бежать, а в море, где его проглатывает огромный морской зверь. Три дня невредимым находится он во чреве этого зверя и все это время зверь плывет к Ниневии. И неподалеку от Ниневии зверь выбрасывается на берег и сдыхает, выблевывая из чрева Иону. Видя, что бежать от воли Божией некуда, Иона идет и проповедует ниневитянам о том, что если они не покаются, то их ждет скорая гибель. Он не надеется на успех своей проповеди, но происходит чудо: ниневитяне каются во «вретище и пепле», плачут и постятся, взывая ко Господу о прощении… И Господь помиловал Ниневию.

Пример Ионы должен сегодня постоянно стоять перед нашим мысленным взором. Перед нами огромная Ниневия – испоганенная, но от того внутренне не менее прекрасная богоизбранная Родина наша. Погибнет она или нет – во многом зависит от каждого из нас. Без лености и страха должны нести мы народу проповедь покаяния, ибо только оно способно спасти Россию. Но покаяния лишь на словах – недостаточно. Нужна реальная перемена жизни. Господь наш Иисус Христос назвал то условие, по которому можно выявить Его учеников среди остального народа: Его ученики должны иметь любовь между собою.

Одними гневными и высокопарными обличениями мы не поможем нашему народу. Что толку указать на раковую опухоль и не предложить лекарства? Необходимое же лекарство – покаяние, никогда не родится в душе человека, будучи насаждаемо насильно. Чтобы покаяться, человек должен осознать мерзость бездны своих грехов. А чтобы осознать ее, он должен увидеть пример нравственной чистоты. Как справедливо отмечает митрополит Сурожский Антоний, ни один человек не может придти к Богу, пока не увидит на лице другого человека сияния небесной славы. И вот таким примером нравственной чистоты для окружающих должны стать мы, христиане, ибо нас Апостол Павел называет царственным священством, народом Христовым, людьми, взятыми в удел. Постоянно должны мы помнить мудрые слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». То есть мы должны, видя весь ужас окружающего нас мира, не предаваться панике, но до самой последней секунды пытаться спасти этот мир через спасение своей души; потому что душа человека – больше всего мира, душа человека – это макрокосм, который ценнее всех царств мира. Все царства мира, все богатства и почести готов был бы диавол отдать для того, чтобы погубить душу одного святого. И вот это бесценное сокровище – свою душу – мы должны хранить от всякого зла, постоянно освящая ее непрестанной молитвой, любовью к Богу и ближним.

Настоящий христианин должен уметь жить в этом страшном мире без страха, полностью предаваясь на всеблагую волю Божию. Никто нас не разлучит от любви Божией, как свидетельствует об этом Апостол. Наши страх и смущение происходят от маловерия. Просите и дастся вам, – говорит Господь. Он говорит нам: Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: подвинься и вверзись в море – будет. Нет ничего невозможного для верующего сердца, просящего в простоте своей у Подателя всех благ – Бога милости – себе и ближним. Если даже скажут такому христианину, имеющему столь сильную веру, что вот завтра будет война, или землетрясение, или иные катаклизмы, то он, обратившись всей душой своей к Богу, сумеет умолить Его о помиловании этого града или веси. Так, например, в XIV веке по молитвам святителя Алексия, митрополита Московского, страна наша была избавлена от очередного набега татарских орд. И это лишь один из множества примеров чудной силы молитвы великих угодников Божиих.

Бесполезно пытаться изменить настроения нашего общества социальными преобразованиями – они имеют духовный корень.

Но не бесполезно каждому из нас, в меру своих сил, таланта, способностей, возможностей трудиться для духовного возрождения России. У каждого из нас свой талант. Апостол Павел говорит: Разве все апостолы? Разве все пророки? Не каждый из нас способен к такой высокой молитве, о которой я говорил; некоторые из пришедших в Церковь годами не могут научиться просто хоть как-то молиться не языком только, но и всем помышлением своим. Да, духовная стезя – очень трудная. Но нет человека, который был бы уж совершенно ни к чему не способен в деле спасения. В дому Отца Моего обители многи суть (Ин. 14, 2), – говорит нам Божественный Спаситель. Церковь – тело, Глава которого Сам Христос, а в теле важны самые разные части.

Не может кто-то молиться – не делай зла другим или трудись честно и усердно на благо Церкви и ближних; есть у тебя талант – посвяти его Богу. Можешь хорошо говорить – говори о Боге, можешь петь – воспевай Ему славу в храме Его, можешь рисовать – пиши иконы, имеешь деньги – помогай несчастным и обездоленным, помогай Церкви. Ни одно доброе дело наше, сделанное ради Бога, не пропадает зря. Копится над миром греховная грозовая туча, но рассеивают ее светлые солнечные лучи искреннего покаяния, любви к Богу и ближним и добрых дел верных христиан. Нам всем – верующим и тем, кто пока еще только ищет свой путь в Церковь, – нужно объединить свои силы в деятельности по возрождению нашей родины, причем деятельность эта должна иметь характер не столько социальный или даже просветительский, сколько духовный.

Молитва, пост, покаяние, всеобщее примирение и любовь способны в самые краткие сроки вывести нашу страну не только из духовного, но и из социально-экономического и политического кризиса. С нами Господь, Он с нами во все дни до скончания века, и это должно придавать нам силы для борьбы с духами злобы поднебесной, мироправителями тьмы века сего. Без Церкви мы Россию не возродим – это сегодня стало ясно уже и многим людям, пока еще от нее далеким.

Дух мира сегодня пытается ворваться в Церковь. От нас требуется отдать Богу свое сердце, любить Его больше всего на земле, всеми силами души своей стремиться угодить Ему, творя Его святую волю. И тогда Господь помилует и спасет нас, а через нас – и наших близких, а через них – и то селение, где мы живем. Как грех подобен снежному кому, так подобна ему и добродетель. Селение людей, живущих праведно, способно отвести гнев Божий от целого края; ведь мы помним из Ветхого Завета, что за десять праведников Господь был готов помиловать два нечестивых города. Поэтому изменим духовно себя, а через это Господь незримо изменит духовно и окружающий нас мир.

Цветник духовный

Спастись – значит найти Бога и самого себя. Каждый человек – неповторимое явление, в этом выражены премудрость и красота Создателя. Некоторые считают спасением отказ от себя как личности и индивидуальности, растворение в какой-то общей, абстрактной идее. Это, как нам кажется, заблуждение.

Цветник духовный

«Ежедневно, как матери, кайся в грехах твоих Божией Матери». *** «Какое мы имеем право презирать других?…» *** «Надо быть умереннее в еде, а то ведь чревоугодие вредит пищеварению. Даже воду нужно употреблять в умеренном количестве».

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475

gastroguru © 2017