Политическое участие имеющее принудительный характер и осуществляемое. Политическое поведение и политическое участие

Лекция:


Политическое поведение и участие


Действия или бездействия субъектов политики формируют политическое поведение. Оно бывает:

    индивидуальным, групповым и массовым;

    конструктивным и деструктивным;

    организованным и стихийным.

Формами отклоняющегося политического поведения являются протест, экстремизм и поведение в толпе. Политическое поведение регулируется государством и обществом. Способами регулирования со стороны государства являются законные ограничения прав, к примеру, запрет собираться на митинги с оружием. Общество регулирует политическое поведение с помощью устоявшихся демократических и моральных ценностей.

Политическое поведение включает в себя политическое участие – деятельность граждан, оказывающих влияние на политические процессы. Оно необходимо для того, чтобы органы государственного управления согласовывали принимаемые решения с желаниями и интересами населения. Существует две формы участия рядовых граждан в политике:

  • прямое (непосредственное) – личное обращение гражданина в органы государственной или местной власти; вступление в партию; участие на выборах и референдумах; участие на митингах, демонстрациях, шествиях;
  • опосредованное – выдвижение своего представителя для обращения в органы государственной или местной власти.
Политическое участие может быть индивидуальным или групповым, поддерживающим или оппозиционным, легальным или нелегальным. Характер политического участия зависит от господствующего в стране политического режима. Как вам известно, тоталитарное государство полностью держит под контролем такое участие, в авторитарных оно ограничено, а в демократических создаются все условия для вовлечения людей в политику. Постоянно участвуют в политике те, чья профессиональная деятельность связана с политикой. Некоторые участвуют эпизодически, например, посещают собрания, выходят на митинги, обращаются в органы государственной власти лично или через письма. Политическое участие может быть и разовым. Названы примеры активного политического участия. Есть ещё и пассивное участие – это нейтральное или негативное отношение к политике, связанное с низким образовательным уровнем человека, разочарованием, апатией (неприятием политики) и другими причинами.

Одним из важных форм политического поведения является электоральное – участие или отказ от участия на выборах. Последнее называется абсентеизмом и бывает двух видов: активный и пассивный. Активный заключается в отказе от участия на выборах, а пассивный характерен для безразличных к политическим процессам людей. Примеры : активный абсентеизм – гражданина Н. призывают прийти на выборы и проголосовать за кандидата Р., но он протестует и говорит, что не будет голосовать ни за одного кандидата, т.к. никто из них не вызывает доверия. Пассивный абсентеизм - гражданин Н. сказал, что придёт на выборы, но не пришёл, подумав, что его голос ничего не решит (низкий уровень политической и правовой культуры).


Политическая социализация и культура

Степень политического участия граждан зависит от уровня их политической социализации и культуры.

Политическая социализация – это процесс приобщения человека к политическим процессам, происходящим в обществе и формирования его политических позиций.


В политологии выделяются два этапа политической социализации:

  • Первичная социализация – на данном этапе происходит приобщение подрастающего поколения к политической информации. Велика роль семьи, школы, СМИ, а также друзей, которые влияют на формирование определённого отношения молодых людей к политике.
  • Вторичная социализация – этап приобретения самостоятельного политического опыта, когда человек меньше поддаётся чужому влиянию и самостоятельно формулирует мнения о политике, участвует в партиях, общественных объединениях. На данном этапе агентами социализации являются органы власти, профсоюзы, СМИ.

Политическая культура – комплекс представлений человека о политике, политических ценностей, ориентиров и навыков, влияющих на его политическое поведение.

Элементами политической культуры являются политические знания, ценности и способы действий. Как важный социальный институт политическая культура выполняет ряд функций:

  • Функция социализации – усвоение индивидом политических знаний и норм и освоение политических форм поведения.
  • Интегративная функция – объединение индивидов и групп на основе общих идеологических взглядов.
  • Функция преемственности – сохранение, воспроизводство и передача молодым поколениям ценностей и норм политической культуры.
  • Регулятивная функция – координация поведение субъектов политики.
  • Контролирующая функция – осуществление контроля за выполнением политических норм, а также соблюдением ценностей и другие функции.

Существует три типа политической культуры:

  • традиционный (патриархальный) тип – человек не имеет политических знаний, мало воспринимает происходящие вокруг политические события и не выполняет своих политических ролей;
  • подданический тип – человек пассивно относится к политическим процессам, ожидая от государства благ или опасаясь наказаний;
  • активистский (демократический или гражданский) тип – человек активно участвует в политических процессах и выполняет политические роли.

Признаками развитой политической культуры человека являются осознание людьми необходимости защиты своих прав и интересов, т.е. высокая правовая культура; высокий уровень включённости в политическую жизнь общества; законопослушность, сотрудничество, толерантность.

Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства.

2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.

3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений.

4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования.

5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования.

Пояснение.

Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие - это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.

Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например участвуют в процедуре голосования. Во-вторых, политическое участие - это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием. В-третьих, политическое участие граждан не есть «участие за деньги»: если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием. Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.

Формы политического участия многообразны. Наиболее популярными являются: массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования), голосование на выборах и референдумах, участие в деятельности политических партий и групп давления, выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или решениях через СМИ, письма и обращения в органы государственной власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими, контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и т. д. Самой распространенной формой политического участия является участие в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах доходит до 90% (Австралия), в большинстве стран развитой демократии она обычно колеблется от 50 до 80%. Остальные виды участия лишь в очень немногих случаях охватывают более 25% граждан.

В силу многообразия форм политического участия его можно классифицировать по различным основаниям. Политическое участие бывает: легальным (участие, разрешенное законом) и нелегальным (запрещенные законом формы политической деятельности, например терроризм или не разрешенные властями акции протеста); индивидуальным и коллективным; постоянным (оно свойственно политическим активистам) и эпизодическим (обычно ограничивается участием в выборах); традиционным (направленным на сохранение политической системы и поддержание стабильности) и инновационным (ориентированным на изменения и реформы); на местном, региональном или высшем уровнях политической системы, и т. д. Формы участия различаются по своей направленности (на решение общественных целей или реализацию частных интересов), количеству усилий и ресурсов, требуемых со стороны участников, уровню конфликта с властями и степени оказываемого на них давления, объему необходимой кооперации и др. Например, протестная активность, как правило, очень конфликтная, может оказать сильное давление на власти и требует определенной кооперации со стороны участников; в то же время контакты с официальными лицами обычно неконфликтны, оказывают незначительное давление на власти и не требуют кооперации.

1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства - да, верно.

2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления - да, верно.

3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений - да, верно.

4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования - нет, неверно.

5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования - нет, неверно.

а) мобилизованное;*

б) нелегитимное;

в) институционализированное;

г) коллективное.

Решение:

Противоположностью автономному, добровольному участию, свойственному демократической системе, выступает мобилизованное, принудительное политическое участие, присущее тоталитаризму. Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы (например, свобода выборов). Тоталитарным режимам свойственна принудительная мобилизация граждан на решение «великих задач» в процессе переустройства мира. Стимулами политической активности становится страх, административное принуждение, традиции и т.д. (Политология: Учеб. / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. – С.411.)

19. Этические (нормативные, ценностные) трактовки политики рассматривают ее как деятельность, направленную на достижение…

а) общего блага;*

б) всеобщего благосостояния;

в) теократического господства;

г) культурного многообразия.

Решение:

Этические (нормативные, ценностные) трактовки политики рассматривают ее как деятельность, направленную на достижение общего блага. Так, Аристотель полагал, что государственная жизнь есть общение ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования. Нормативные трактовки задают обществу гуманистические ценности, к которым должна стремиться политика. (Теория политики: Учеб. пособие / Под. ред. Б.Д. Исаева. – СПб.: Питер, 2008. – С.25.)

20. Согласно теории рационального выбора, человек в политической жизни ориентируется на рациональные соображения и …

а) выгоду;*

б) чувства;

в) эмоции;

г) интуицию.

Решение:

Согласно теории рационального выбора, человек в политической жизни ориентируется на рациональные соображения и выгоду. Поведение человека определяется его материальными интересами, эгоистичными целями и стремлением к пользе. (Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов/ А.И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С.24.)

21. Стадия применения научного метода, заключающаяся в проверке фактов, вытекающих из гипотезы, называется стадией …

а) верификации;*

б) индукции;

в) дедукции;

г) наблюдения.

Решение:

Третья стадия применения научного метода заключается в проверке фактов, которые выводятся из гипотезы. Эта стадия называется стадией верификации. Она призвана окончательно установить правильность гипотезы. (Политология: учеб. / под. ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2009. – С.36.)

22. К приему, не используемому сторонниками бихевиоризма для изучения политических явлений, относится (-ятся) …

а) оценочные суждения;*

б) верификация;

в) квантификация;

г) операционализация.

Решение:

Приемом, который не используется сторонниками бихевиоризма для изучения политических явлений, являются оценочные суждения. Приемы верификации, квантификации и операционализации предполагали исключить субъективный фактор при анализе политики, сделать так, чтобы ценностные суждения ученого не могли повлиять на результаты исследования. (Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2008. – С. 21-22.)

23. По мнению Макса Вебера, изучение политики – это «призвание», _________, то есть род занятий человека, владеющего совокупностью особых теоретических знаний, практических навыков и обладающего опытом известной деятельности.

а) профессия;*

б) искусство;

в) религия;

г) творчество.

Решение:

По мнению Макса Вебера, изучение политики – это «призвание», профессия, то есть род занятий человека, владеющего совокупностью особых теоретических знаний, практических навыков и обладающего опытом известной деятельности. По отношению к политике известный социолог выделял «политиков по случаю» (например, участвующих на выборах в качестве рядового избирателя); «политиков по совместительству» (например, партийные активисты, для которых политика не основной вид деятельности); «профессиональных политиков» (например, государственные деятели, чиновники, партийные функционеры, освобожденные от другой деятельности). (Политология: учеб. / А. Ю. Мельвиль [и др.]. – М. : Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. Велби: Проспект, 2008. – С. 25, 39.)

24. Приход гражданина на политический митинг будет являться примером политического участия в случае, если это …

а) сознательное действие;*

б) случайное появление;

в) освещается в СМИ;

г) разрешено законом.

Решение:

Приход гражданина на политический митинг будет являться примером политического участия в случае, если это сознательное действие. Политическим участием могут быть признаны только целенаправленные поступки человека, который сознательно и специально выбирает определенную собственную стратегию политического поведения. Для понимания политического участия значение имеет сам факт поступков людей в политике, тогда как степень известности или легальности политического события являются вторичными. (Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп.-М. : Аспект Пресс, 2008. – С. 97.)

Политическое участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на государственную или общественную политику, управление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти. Термин «политическое участие» используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Различают политическое участие:

– индивидуальное и коллективное;

– добровольное и принудительное;

– активное и пассивное;

– традиционное и новаторское;

– легитимное и нелегитимное.

По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:

1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;

3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий;

4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

5) посещение политических собраний , освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:

митинги;

демонстрации;

забастовки;

голодовки;

кампании неповиновения или бойкот;

освободительные войны и революции;

7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;

8) встречи с политическими лидерами , представителями государственных и политических организаций и движений.

Конкретные формы, виды, способы, уровни участия граждан в политике выражают функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. Для авторитарных политических систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных режимов – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических режимов – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.

Типы политического поведения и участия человека в политике: высокая постоянная политическая активность; эпизодическое участие в политике; проявление интереса к политике; нейтральное или отрицательное отношение к политике; аполитичность, негативное отношение к своему участию в политике.

Политическое участие в общем смысле - это групповые или частные действия, имеющие целью повлиять на власть, какого бы уровня она ни была. На современном этапе это явление рассматривают как сложное и многомерное. Оно включает в себя большое количество приемов, помогающих оказывать влияние на власть. Участие граждан в степень активности зависят от факторов социального, психологического, культурно-исторического, экономического и другого характера. Индивид реализует его, когда вступает в формальные, упорядоченные отношения с разными группами или с другими людьми.

Политическое участие бывает трех видов:

  • неосознанное (несвободное), то есть то, которое основывается на принуждении, на обычае или на спонтанном действии;
  • сознательное, но тоже несвободное, когда человек вынужден осмысленно следовать каким-то регламентам, нормам;
  • сознательное и одновременно свободное, то есть индивид способен сделать выбор самостоятельно, расширяя тем самым пределы собственных возможностей в мире политики.

Сидней Верба и создали свою теоретическую модель участие первого типа они называют парокиальным, то есть таким, которое ограничено элементарными интересами; второго типа - подданническим, а третьего - партиципаторным. Также эти ученые выделили переходные формы активности, в которых сочетаются черты двух граничащих типов.

Политическое участие и его формы постоянно эволюционируют. Совершенствуются его старые виды и возникают новые в ходе любого социально-исторического процесса, имеющего значения. Особенно это касается переходных моментов, например, к республике от монархии, к многопартийности от отсутствия подобных организаций, к независимости от положения колонии, к демократии от авторитаризма и т. д. В 18-19 веках на фоне всеобщей модернизации происходило и расширение политического участия разными группами и категориями населения.

Так как активность людей определяется многими факторами, то и единой классификации ее форм не существует. Одна из них предлагает рассматривать политическое участие по следующим показателям:

  • легитимное (выборы, петиции, демонстрации и митинги, согласованные с властями) и нелегитимное (терроризм, переворот, восстание или другие формы неповиновения граждан);
  • институционализированное (участие в работе партии, голосование) и неинституционализированное (группировки, которые имеют политические цели и не признаны законом, массовые волнения);
  • имеющие местный характер и общенациональный.

Типологизация может иметь и иные варианты. Но в любом случае она должна соответствовать следующим критериям:

Политическое участие должно проявиться в виде конкретного акта, а не просто на уровне эмоций;

Оно должно быть добровольным (исключение составляют служба в армии, уплата налогов или праздничная демонстрация при тоталитаризме);

Также оно должно завершиться реальным выбором, то есть быть не фиктивным, а действительным.

Некоторые ученые, в том числе Липсет и Хантингтон, считают, что на тип участия непосредственное влияние оказывает тип политического режима. Например, при демократическом устройстве оно происходит добровольно и автономно. А при участие мобилизованное, принудительное, когда массы привлекаются только символически, для имитации поддержки власти. Некоторые формы активности могут даже искажать психологию групп и индивидов. Ярким свидетельством этого служит фашизм и разновидности тоталитаризма.

gastroguru © 2017