Выбор читателей
Популярные статьи
ГЛАГОЛ (из ст.-слав. "слово, речь", терминологическая калька с греч. rhema , как и лат. verbum ), грамматический класс слов (часть речи), основным грамматическим свойством которых является способность выражать категории аспекта, времени, модальности, залога и нек. др., а основным синтаксическим свойством – предикативность, или финитность, т.е. способность выступать в роли сказуемого – синтаксической вершины предложения. По-видимому, класс глаголов следует считать универсальным, в том смысле, что не существует естественных языков, в которых глаголы так или иначе не выделялись бы из общего лексического состава.
Данные формально-грамматические свойства глаголов находятся в определенной корреляции к их семантическим свойствам: «настоящим», или «прототипическим» глаголам свойственно прежде всего обозначать изменяющиеся во времени ситуации, состоящие из отчетливо выделимых этапов, или временных фаз (ср. строить , царапать , гореть , бежать и мн. др.). Тесная связь понятий «глагол» и «время» отражается и в грамматической терминологии многих языков, ср. немецкое название глагола Zeitwort (букв. "временное слово"), или польское czasownik . Тем не менее отнесение некоторого слова к классу глаголов основывается прежде всего именно на его грамматических свойствах, и в языках мира есть глаголы, в семантическом отношении достаточно сильно отличающиеся от прототипических, а также слова с прототипической глагольной семантикой, принадлежащие к другим грамматическим классам (ср. в русском языке существительные горение или бег , прилагательные строящийся или бегущий ). По поводу русских примеров можно заметить, что приводимые в них существительные и прилагательные являются производными от «изначально» глагольных корней (таких, как бег -[а ]- или гор -[е ]-), но вопрос о том, можно ли произвольно взятый корень однозначно охарактеризовать как «глагольный» или «неглагольный», остается открытым. Поэтому проблема выделения глаголов как особого грамматического класса слов наиболее остро стоит для таких языков, в которых мало или практически нет аффиксальной морфологии и практически отсутствуют специализированные показатели грамматических значений (такие языки принято называть аморфными или, в другой терминологии, изолирующими). В изолирующих языках выделение глагола опирается прежде всего на синтаксические и семантические критерии, которые дают классы с более подвижными и проницаемыми границами, чем критерии морфологические; иными словами, в этих языках существуют скорее именные, глагольные и прочие «функции», или «позиции», чем именные и глагольные «классы» (т.е. практически не существует единиц, способных выступать только в одной из данных функций и не выступать в другой). Тем не менее и для таких языков осмысленно говорить о противопоставлении по крайней мере двух грамматических классов – глагола и имени, где глаголы, в соответствии с их семантикой, обозначают прототипические «ситуации» (т.е. то, что «происходит» или «делается» в определенный момент времени), а имена – прототипических «участников» этих ситуаций (т.е. неживые объекты или живых существ в процессе этих изменений): ср. семантику слов "гореть" и "огонь", "жить" и "дом" и т.п.
Внутри семантического класса обозначений ситуаций (т.е. слов с потенциально глагольной семантикой, или предикатов ) существует целый ряд подклассов, образующих своего рода шкалу глагольных свойств. Одно из наиболее важных делений на этой шкале известно как противопоставление стативных и нестативных предикатов. Стативные предикаты обозначают состояния и свойства, т.е. такие ситуации, которые обладают длительностью и значительной устойчивостью во времени. Стативные ситуации стабильны; они существуют, как правило, независимо от воли субъекта и не требуют специальных усилий по их поддержанию. Примерами стативных предикатов являются: "быть высоким", "быть мокрым", "быть веселым", "желать", "спать" и др. Языки мира существенно различаются в зависимости от того, какую грамматическую трактовку в них принимают предикаты состояния. Поскольку эти предикаты в наименьшей степени обладают прототипическими глагольными свойствами, они оформляются как глаголы в сравнительно небольшом числе языков; тем не менее такие языки существуют (к ним относится вьетнамский, тайский и многие другие языки Юго-Восточной Азии, целый ряд языков Западной Африки и др.). Но даже и в таких языках обычно выделяют особый подкласс глаголов – глаголы состояния, или стативы, имеющие целый ряд грамматических особенностей (например, отсутствие каких-либо форм, возможных у глаголов других классов). Несколько чаще стативы морфологически противопоставлены глаголам и образуют ядро грамматического класса прилагательных . Следует опять-таки заметить, что в разных языках прилагательные, даже выделяясь в качестве самостоятельного грамматического класса, могут обнаруживать большую или меньшую близость к глаголам. Так, в классическом латинском или греческом языках прилагательные являются скорее грамматическим подклассом имен, чем глаголов (поскольку имеют практически тот же набор категорий и средств их выражения, что и существительные); в английском языке прилагательные (имеющие в качестве морфологической категории только степени сравнения) равноудалены от имен и от глаголов (аналогична ситуация в тюркских и ряде других языков); наконец, существуют языки, где прилагательные имеют целый ряд общих категорий с глаголами (например, согласуются с субъектом по лицу/числу), но имеют и собственные категории (например, степени сравнения). При этом стативные предикаты с одинаковой или близкой семантикой могут в разных языках вести себя по-разному. Так, в русском языке мокрый – типичное прилагательное, тогда как в латинском соответствующий предикат является глаголом (ср. madere "быть мокрым"). С другой стороны, в русском и в латинском знать (соответственно, noscere ) – глаголы, а в языке догон (Западная Африка) данный смысл может быть выражен только прилагательным igi (букв. "знающий, осведомленный"). Смысл "голодный" выражается прилагательным в русском и в английском (hungry ), во французском соответствующего прилагательного вообще нет – данная идея передается с помощью служебного глагола "иметь" и существительного "голод" (faim ), зато в латинском языке существовал специальный глагол esurire "испытывать голод" (аналогичное значение имело и старославянское алкать , но в современном русском это слово сохранилось только в переносном значении) и т.д. Описание эмоциональных и ментальных состояний человека (т.е. знаний, мнений, ощущений) с этой точки зрения является наиболее подвижной областью, которая приблизительно с равной степенью вероятности может описываться как глаголами, так и неглагольными словами, имеющимися в данном языке.
«Собственно глагольной» зоной, таким образом, являются нестативные предикаты, обозначающие не состояния, а другие типы ситуаций. Внутри нестативных предикатов, однако, также возможна семантическая классификация (часто имеющая грамматические корреляты). Так, существенным является деление нестативных предикатов на обозначения событий и обозначения процессов , а последних – на обозначения процессов предельных и непредельных .
Событиями принято называть мгновенные ситуации, состоящие в переходе от одного состояния к другому, – такие, как "упасть", "вспыхнуть", "проснуться", "понять" и т.п. Слово «мгновенные» в определении событий не следует понимать буквально: физически ситуация, описываемая предикатом события, может, разумеется, занимать какой-то отрезок времени, однако с точки зрения языка события как бы не имеют длительности и сводятся к «точке» на временной оси, поскольку у них нет никакой промежуточной фазы. Так, в русском языке названия событий (все они совершенного вида) не сочетаются ни с какими обозначениями длительности: нельзя сказать ни *упал пять минут , ни даже *упал одну секунду (ср. нормальное падал пять минут , описывающее длительность процесса падать ). По-русски можно, правда, сказать: проснулся за пять минут , но в данном случае обстоятельство длительности описывает отрезок времени, на котором само событие проснуться занимает только заключительную точку: весь предыдущий период соотносится не с событием проснуться , а с процессом просыпаться . Строго говоря, выражение проснулся за пять минут на самом деле означает нечто вроде "просыпался пять минут и в результате проснулся".
События противопоставляются процессам , основным свойством которых является как раз наличие длительности, т.е. способность занимать значительные отрезки временной оси (ср. гореть , бежать , нести , резать , открывать и т.п.). Это свойство сближает процессы с состояниями, которые также обладают длительностью. Отличие процессов от состояний заключается прежде всего в том, что для поддержания процесса требуется некоторый постоянный приток энергии, без которого процесс продолжаться не может, а состояние длится как бы «само по себе». Другим важным отличием является то, что состояния никогда не описывают изменений, а процессы приспособлены именно для описания различных изменений во времени. Это свойство процессов иногда называют «негомогенностью», имея в виду, что они соотносятся с ситуациями, состоящими из качественно разнородных временных фаз (так, бегущий человек в разные моменты времени принимает разное положение и находится в разных точках пространства; масса горящих дров с течением времени необратимо уменьшается и т.п.). При этом среди негомогенных процессов особо выделяется одна группа процессов, называемых предельными : предельные процессы описывают такое изменение, которое не может продолжаться бесконечно и при нормальном развитии событий завершается некоторым заранее известным финалом. Так, финалом предельного процесса гореть будет, естественно, полное сгорание объекта, финалом предельного процесса падать – событие упасть и т.п. Это свойство предельных процессов отчасти сближает их с событиями: и те и другие описывают переход от одного состояния к другому, но только события – мгновенный, а предельные процессы – длительный и многоступенчатый.
Семантическая классификация предикатов (помимо состояний, процессов и событий может выделяться, разумеется, еще много других подклассов) очень важна для описания грамматических свойств глаголов в разных языках. Так, в русском языке обозначения событий, как правило, совершенного вида, а глаголы, образующие так называемые чисто видовые пары (типа решать ~ решить или открыть ~ открывать ), соотносятся как обозначение предельного процесса и обозначение события, являющегося естественным финалом этого процесса. Непредельные процессы (типа гулять ) и состояния (типа принадлежать ) обычно несовершенного вида и не имеют чисто видовых коррелятов противоположного вида. В английском языке глаголы состояния (типа know "знать" или love "любить") не имеют в нормальном случае актуальных форм (т.е. форм серии continuous) и т.п.
Как следует из сказанного, предикаты разных семантических типов могут иметь разный набор грамматических категорий, но в общий фонд глагольных категорий, представленных в наибольшем числе языков, входят прежде всего аспект , или вид (описывающий динамику развертывания ситуации во времени), время (описывающее соотнесенность ситуации с моментом речи) и наклонение (описывающее степень реальности ситуации или отношение говорящего к описываемым событиям; см . КАТЕГОРИИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ). При этом, если грамматическое выражение времени в целом ряде случаев может отсутствовать, то практически нет ни одной известной в языках мира глагольной системы, в которой так или иначе не выражались бы значения из сферы аспекта или наклонения.
Глагол
- часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
Глаголы изменяются по наклонениям.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.
Глаголы несовершенного вида
отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида
- что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки.
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.
Переходные и непереходные глаголы.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными.
, если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь)
.
Возвратные глаголы.
Глаголы с суффиксом -ся (-сь)
называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся
они не употребляются).
Глаголы в изъявительном наклонении
обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее и будущее простое.
Глаголы в условном наклонении
обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л-
и частицы бы (б)
. Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.
Глаголы в повелительном наклонении
выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и-
или нулевого суффикса. Глаголы ы повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном - -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка
, которая несколько смягчает приказание.
Настоящее время.
Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи.
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.
Прошедшее время.
Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время.
Глаголы в форме прошедшего временя образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-
.
Глаголы в неопределенной форме на -чь, -ти, -нить
(несовершенного вида) образуются формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л-
.
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе - по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.
Будущее время.
Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.
Будущее время имеет две формы: простую и составную.
Форма будущего составного
глаголов несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть
и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое
, от глаголов несовершенного вида - будущее время составное.
I.
Часть речи. Общее значение.
II.
Морфологические признаки:
1.
Начальная форма (неопределенная форма).
2.
Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3.
Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III.
Синтаксическая роль.
Части речи |
Оглавление
Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать? ) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься . Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.
В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться . Он не мог участвовать в турнире ), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача ), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться ), обстоятельства (Он уехал учиться ), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать ).
Глаголы бывают переходные
и непереходные
. Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать
журнал, любить
оперу, отправить
телеграмму, привезти
газеты
.
Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю
.
Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь) , называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить) . Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается , купаются , купался , купаются .
Все возвратные глаголы — непереходные.
Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный .
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть . Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели ) и будущее простое , состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют ). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь . Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели ), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — слова буду , будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь ).
Глаголы имеют формы наклонений , которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:
В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.
В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.
Число | Лицо | Окончания I спряжения | Окончания II спряжения |
Единственное | 1-е 2-е 3-е | (я) -у (-ю)
(ты) -ешь (-ёшь) (он, она, оно) -ет (-ёт) | -у (-ю)
-ишь -ит |
Множественное | 1-е 2-е 3-е | (мы) -ем (-ём)
(вы) -ете (-ёте) (они) -ут (-ют) | -им
-ите -ат (-ят) |
Примечания
- Глаголы хотеть , бежать относятся к разноспрягаемым . В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет ) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят ). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите .
- Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем ; 2-е л.- дашь, ешь ; 3-е л.- даст, ест ; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим ;2-е л.- дадите, едите : 3-е л.- дадут, едят . Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…
Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:
В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило ; Мне нездоровится что-то; Не спится , няня.
Глагола (спряжение) не во всех языках чётко противопоставлено формообразованию имени (особенно прилагательного), а набор грамматических категорий глагола является далеко не одинаковым в разных языках.
Во многих языках различают собственно глагол и так называемые вербоиды. Собственно глагол, или финитный глагол (лат. verbum finitum ), используется в предикативной функции и, таким образом, в языках типа русского обозначает «действие» не отвлечённо, а «во время его возникновения от действующего лица» (А. А. Потебня), хотя бы в частном случае и «фиктивного» (ср. «светает»). В соответствии со своей функцией финитный глагол характеризуется тем или иным набором специфически предикативных грамматических категорий (время , вид , наклонение , залог), а во многих языках также согласовательными категориями (повторяющими некоторые категории имени и местоимения). Вербоиды (по другой терминологии - нефинитные формы глагола) совмещают некоторые черты и грамматические категории глагола с чертами других частей речи - существительных, прилагательных или наречий . Вербоиды выступают в качестве различных членов предложения , а также в составе аналитических финитных форм и некоторых близких к ним конструкций. К вербоидам относят инфинитивы (и другие «имена действия» - герундий , масдар, супин), причастия и деепричастия . В некоторых языках нет морфологического противопоставления финитных и нефинитных форм; форма глагола, выступая в непредикативной функции, получает особое синтаксическое оформление. Так, в китайском языке глагол, функционируя в качестве определения , обязательно присоединяет частицу , как бы аннулирующую свойственную ему предикативность (ср. wǒ kàn shū 我看書 ‘Я читаю книгу’ и wǒ kàn de shū 我看的書 ‘читаемая мною книга’).
В другой плоскости лежит разделение глаголов на динамические и статические. Динамические обозначают действия в прямом смысле слова («рублю», «пишу», «бегу») или же события и процессы, связанные с теми или иными изменениями («чашка разбилась», «дерево растёт», «снег тает»). Статические обозначают состояния, зависящие от воли субъекта («стою») либо не зависящие от неё («болею», «мёрзну»), отношения («соответствует», «превосходит»), проявления качеств и свойств («трава зеленеет» в значении ‘видится зелёной’). Динамические и статические глаголы разграничиваются своим употреблением, а в некоторых языках (китайском, ряде кавказских) статические глаголы (или отдельные их группы) обособляются и морфологически: они имеют более бедный состав форм и в ряде отношений сближаются с именами.
Наконец, выделяются ещё более дробные разряды, так называемые способы действия (взаимодействующие с категорией вида), например в русском языке начинательный («запел», «побежал»), многократный («певал»), одноактный («толкнул»), однонаправленного перемещения («бежал», «нёс»), ненаправленного перемещения («бегал», «носил»), кумулятивный («накупил», «набедокурил»), дистрибутивный («перепробовал», «пооткрывал») и др.
В языках с богатой морфологией наблюдается подразделение глаголов на формально-грамматические разряды типа «тематического» и «атематического» спряжения древних индоевропейских , «сильного» и «слабого» спряжения германских, I и II спряжения русского языков. По формально-морфологическим основаниям выделяются и такие группы, как возвратные глаголы и отложительные (депонентные) глаголы, хотя обычно эти группы характеризуются и семантико-синтаксическими признаками (непереходностью и др.).
Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).
1. Постоянные:
2. Непостоянные
Неопределённая форма – это начальная форма глагола.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ , не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь ).
В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.
ЗАПОМНИ!
Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.
Выделяют 2 спряжения глагола:
I спряжение -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть );
II спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить ).
ИСКЛЮЧЕНИЯ!
ЗАПОМНИ!
Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.
Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.
Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ .
Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся) .
Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.
В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.
Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.
Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).
(Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).
Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).
ЗАПОМНИ!
НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес. ).
ЗАПОМНИ!
Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.
ЗАПОМНИ!
Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ , нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ , а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ .
Статьи по теме: | |
Подача заявления на налоговый вычет при покупке квартиры
Налогом на доходы физических лиц, или сокращенно НДФЛ, облагаются все... Заговор на выигрыш крупной суммы денег в лотерею
Если человека обходят стороной финансовые потоки, а тонкая энергия денег... Проблема бедности и пути её решения
Все мы знаем, что бедность это тяжелое социальное явление в любом... |