Кто открыл гаити. Краткая история гаити

Гаити - это первое государство негров, освободившихся от рабства в результате восстания... Но увы, История Гаити это не романтика Свободы, а почти готовый сценарий для треш-хоррор муви!

Гаити занимает западную треть острова Гаити (Эспаньола) в группе Больших Антильских островов. Остальная часть острова принадлежит Доминиканской Республике. В приятной во всех отношениях метисно-мулатной ДР - тишь да гладь, солнце, туристы и вечный карнавал. Как может совсем рядом с ней существовать трагическое недоразумение под названием Гаити? Уму непостижимо...

История Гаити сюрреалистична и донельзя кровава, начиная с "открытия" авантюристом Колумбом. Гаити не повезло с самого начала, если на востоке острова обосновались испанцы, породившие современную Доминикану, то запад стал пристанищем пиратов и сопутствующих люмпенизированных элементов со всего света (центр - прибрежный остров Тортуга), в конце концов формально признавших власть Франции. "Искатели приключений" к середине XVII века полностью вырезали коренное индейское население.

Постепенно французы, как стоящие вне закона, так и официальные представители королевской власти, стали основывать постоянные поселения. В 1659-1660 годах на острове стали возникать табачные и сахарные плантации, обрабатываемые неграми. Официально Франция стала владеть западной частью острова только в 1697 году. Восточная часть, охватывавшая 2/3 острова, оставалась испанской, хотя и по численности населения, и по своему богатству значительно уступала французской части.

В 18 веке французская часть острова, носившая название Сен-Доминго, стала важнейшей и самой богатой колонией Франции. Около 40 % сахара, 60 % кофе, потребляемых в Европе, производились в Сен-Доминго. Кроме того, из этой колонии вывозилось большое количество сахара, какао, индиго и хлопка.

Разумеется, такое процветание колонии стало возможным лишь благодаря масштабному применению рабской черной силы.

Эксплуатация рабов была действительно очень жесткой. Большинство рабов умирали через несколько лет работы на плантации. Но они уже к этому времени многократно окупали все расходы на покупку и содержание, так что хозяин мог смело покупать новых рабов. На Сен-Доминго в середине 18 века приходилась треть всей трансатлантической работорговли. В год на остров привозили от 15 до 40 тысяч рабов. Поскольку большинство негров на Гаити того времени были привезены из Африки, а не были местными уроженцами, как в большинстве других американских колониальных владений европейских государств в Вест-Индии, то это привело к тому, что в быте и культуре негров Гаити преобладали африканские черты. Во многом нынешние гаитяне сохранили африканские черты жизни. В частности, хотя почти все гаитяне считаются (и сами себя считают) католиками, фактически господствует в стране африканская языческая религия вуду, совсем немного разбавленная католическими терминами и обрядами..

К концу 18 столетия в Сен-Доминго насчитывалось 500 тысяч рабов, 32 тысячи белых, 28 тысяч мулатов, примерно 20 тысяч свободных негров. Фактически население было еще больше, поскольку рабовладельцы укрывали от переписей часть своих негров, что бы не платить налог на владение рабами, несколько тысяч беглых негров - маронов, проживали в горных районах, также оказались вне учета, наконец, среди белых было немало тех, кто имел проблемы с законом, и поэтому они всячески стремились укрыться от официальной статистики.

Руководящая роль в жизни колонии играли белые колонисты. Хотя в 18 веке не существовало социологического понятия «уровень жизни», по мнению историков, белое население Сен-Доминго имело самый высокий жизненный уровень в тогдашнем мире. Разумеется, далеко не все белые были богаты, скорее, напротив, «маленькие белые», то есть бедняки европейского происхождения, составляли основную часть всего белого населения.

Мулаты занимали вторые позиции в обществе колонии. Хотя мулатам запрещалось, например, носить шпаги, вступать в брак с белыми, но они были лично свободны и могли обладать собственностью. К концу колониальной эпохи треть всех плантаций и четверть всех негров принадлежали мулатам. Как это часто бывает, мулаты как рабовладельцы были еще более алчные и беспощадные, чем европейцы. Среди самих мулатов существовали (и поныне существуют) различные категории, в зависимости от доли негритянской крови. Так, имевшие 1/8 часть крови негров назывались мюстифами, 1/4 именовались квартеронами, мюлатр - те, кто были наполовину неграми, грифф - негр на 3/4, марабу - на 7/8.

Свободные негры стояли еще ниже на социальной лестнице, хотя среди них тоже было определенное количество плантаторов и рабовладельцев. В основном свободные негры занимались мелкой торговлей и ремеслами. В горах укрывались мароны, которые периодически устраивали нападения на плантации. В 1751-58 году предводитель маронов Макандал наводил на колонию ужас своими набегами. Будучи жрецом вуду, Макандал проповедовал полное уничтожение всех белых и мулатов. По официальным данным, от рук маронов Макандала было убито 6 тысяч человек, в основном белых. Только через 7 лет Макандал был арестован и казнен.

В 1789 году во Франции разразилась революция. На истории Гаити это отразилось самым непосредственным образом. В колонии началась вооруженная борьба между роялистами и республиканцами. Распри среди белых привели к усилению роли мулатов, которые подняли восстание, требуя себе тех же прав, что и европейцы. Наконец, в 1791 году разразилось грандиозное восстание негров-рабов. В первые же два месяца восставшие убили 2 тысячи белых и неопределенное количество мулатов и свободных негров, сожгли 280 плантаций. Восстание было в основном подавлено, но порядок в колонии не был восстановлен. Несколько тысяч повстанцев, во главе которых стоял получивший образование бывший раб Туссен-Лувертюр, продолжало сражаться. Между тем во Франции якобинцами было провозглашена отмена рабства во всех колониях. Это не могло не привлечь на сторону Французской республики многих цветных. Ко всему прочему, Франция вместе со всеми своими заокеанскими владениями оказалась в состоянии войны против всей Европы. Английские и испанские войска высадились на Гаити. На Гаити началась война всех против всех. Дрались друг с другом французские роялисты и республиканцы, мулаты пытались создать свое государство в пределах острова, воюя с белыми и неграми, среди негритянских атаманов не было единства, и в большинстве своем они воевали друг с другом, иногда объединяясь против белых и мулатов. Англичане и испанцы также вступали в бои друг с другом.

Туссен-Лувертюр предпочел воевать на стороне Французской республики, отменившей рабство. Его черная армия нанела поражение англичанам и испанцам, соперникам из числа негритянских генералов, а также французским роялистам и мулатам. В 1801 году Туссен-Лувертюр стал хозяином острова. Он отменил рабство, конфисковал собственность белых, которая перешла в руки негритянской верхушки (мулаты были обойдены, что вызвало новый всплеск войны негров и мулатов). Была принята конституция, согласно которой Франция формально продолжала владеть Сен-Доминго, но фактическая власть принадлежала пожизненному губернатору, которым был сам Туссен-Лувертюр.

Пришедший к власти во Франции Наполеон отказался утвердить эту конституцию и послал на остров карательную экспедицию. На 60 кораблях 40-тысячная армия отплыла в Карибское море под командованием генерала Леклерка, женатого на сестре Наполеона Полине Бонапарт. Это обстоятельство, а также численность отправленных войск (вдвое больше, чем та армия, с помощью которой Наполеон только что пытался завоевать Египет), наглядно свидетельствовало о значении, которое Бонапарт придавал Гаити. В экспедиционной армии были не только французы, но и уроженцы подвластных Бонапарту стран. Были итальянцы, бельгийцы, швейцарцы, рейнские немцы и даже 6 тысяч поляков из числа польских эмигрантов.

Леклерк первоначально действовал успешно. На его сторону перешли предводители мулатов Риго и Петион, ряд негритянских генералов. Туссен-Лувертюр был захвачен и вывезен во Францию, где и умер в 1803 году. Под влиянием успехов Наполеон объявил о восстановлении рабства. Кстати, во Францию был запрещен въезд негров, а также браки французских военных с негритянками и мулатками в колониях.

Однако восстановление рабства моментально подняло практически все цветное население Гаити против французов. Главным союзником восставших была желтая лихорадка, косившая целые полки французов. От лихорадки умер и генерал Леклерк. Начавшиеся в Европе новые войны Наполеона сделали невозможным прибытие новых подкреплений на остров. Генералы негров Жак Дессалин и Анри Кристоф, мулатский генерал Петион подняли восстание, и в конце 1803 года с французским владычеством было навсегда покончено.

1 января 1804 года генерал Дессалин объявил о независимости государства, которому дали название Гаити, которым ранее индейцы называли эту часть острова. По распоряжению Дессалина в ознаменование независимости, на Гаити началась беспрецедентная массовая резня белого населения. В течение нескольких (!) дней негры убили абсолютно всех, до единого, белых и мулатов - более 100 тысяч человек. После этого европейского населения в Гаити практически не осталось.

До сих пор история гаитян может вызывать симпатии. В самом деле, первое в истории победоносное восстание рабов, первая независимая латиноамериканская страна, наконец, первое государство черных, сохранившее в дальнейшем независимость. И все же государство афроамериканцев имело и свои исторические особенности.

Предводитель победоносного восстания Жак Дессалин через несколько месяцев после провозглашения независимости объявил себя императором. Разумеется, немедленно начались распри свежеиспеченного монарха с недавними товарищами по оружию. Уже в 1806 году император Дессалин был убит, а Гаити погрузились в междоусобицу. Мулаты во главе с Петионом создали свое государство в южной части Гаити, а негры во главе с Анри Кристофом - свое на севере.

Кристоф вскоре провозгласил себя королем. Своих сподвижников, неграмотных бывших рабов и командиров прежних повстанческих отрядов, король Анри превратил в маркизов, графов и принцев. Король и его «дворяне» завладели брошенными плантациями и фактически восстановили рабство. Бывший раб, а затем полевой командир, король Анри Кристоф построил себе роскошный дворец Сан-Суси. Недалеко от дворца 20 тысяч рабов 13 лет строили крепость Ла-Ферьер, которая и поныне является самым крупным фортификационным сооружением западного полушария. В 1820 году, узнав о мятеже армии, король застрелился. Но при этом Кристоф проявил своеобразную экстравагантность, пустив с себя пулю, отлитую из чистого серебра.

Мулаты с юга сумели захватить бывшее королевство, объединив страну. Более того, на два десятилетия гаитяне сумели овладеть всем островом, захватив испанскую часть. Но страна по-прежнему управлялась диктаторами, заботившихся только об удовлетворении своих прихотей.

В 1847 году власть захватил совершенно неграмотный негр Фостен Сулук. Он провозгласил себя императором. Сулук прославился дикими выходками. Подобно Кристофу, он своих сподвижников сделал дворянами, причем придумывал им аристократические имена типа «граф Антрекот», или «герцог Вермишель», почерпнув их из меню французского ресторана. Свою гвардию Сулук одел в русские меха, закупив их в России (единственная в истории торговая сделка между нашими странами). Какая польза в тропическом климате Гаити от мехов, видимо, знал только император.

Сулук устроил вторжение в соседнюю Доминиканскую республику. Вторжение закончилось поражением, но Сулук объявил ее великой победой, построив множество памятников себе в честь «победы».

После свержения Сулука Гаити вновь объявили республикой, но политический режим в стране оставался прежним. В области экономики Гаити пребывало в полном упадке.

Плантационное хозяйство было уничтожено.Бывшие рабы стали мелкими крестьянами. Не имея необходимых агрономических познаний, гаитянские крестьяне уничтожили большую часть тропических лесов, что вызывало эрозию. Значительная часть земель тропического острова в благодатном карибском климате превратились полупустыни. В целом количество обрабатываемых земель в начале 21 века стало меньше, чем в конце колониальной эпохи два века назад. Крестьяне Гаити ведут натуральное хозяйство, еле-еле поддерживая полуголодное существование.

В начале 20 столетия в Гаити по-прежнему следовали перевороты за переворотами, с калейдоскопической быстротой сменялись правительства, промышленности не было никакой, а сельское хозяйство было в полном упадке.

США в 1915 году устроили в Гаити интервенцию, оккупировав страну, не встретив сопротивления. Под американской оккупацией Гаити пребывало до 1934 года. Американцы создали на Гаити телефонную связь, построили ряд средних учебных заведений. Впрочем, оккупантам пришлось столкнуться с рядом восстаний гаитян, самым крупным из которых было под руководством Шарлеманя Перальта в 1918-20 гг. В конце концом, американцы пришли к выводу, что расходы по оккупации Гаити превышают доходы от эксплуатации страны. В 1934 году президент США Ф. Д. Рузвельт вывел американские войска с острова. После этого там все пошло, как прежде.

Через 23 года на Гаити установилась террористическая диктатура печально знаменитого Франсуа Дювалье, жреца вуду и бывшего санитара, известного как "Папа Док" (его высказывание: "я - знамя Гаити, единое и неделимое"). Государственным лозунгом стал "black power", а фактической государственный "религией" - вуду. Страна при Папе Доке окончательно превратилась в реально воплощённый трэш-хоррор-муви. Он официально провозгласил себя "бароном Субботой", а также "Солнцем Гаити", "Королём Счастья", "Поднебесной Радугой", "Апостолом Единства", "Великим Благодетелем", "Помазанником Африканских Богов", "Вампиром и Повелителем Зомби". Главной опорой Дювалье были "тонтон-макуты" - жуткие отряды вудуистов в обязательных солнцезащитных очках, уничтожившие сотни тысяч людей (зачастую просто так, безо всякой причины), зверски убивавшие христианских священнослужителей, армейских офицеров, не успевших эмигрировать гаитян с каким-либо образованием. "Тонтон-макуты" не получали жалования и существовали на самообеспечении. В литературе принято считать их самыми настоящими выходцами из загробного мира, не имевшими потребности в материальных благах и одержимыми жаждой убийства. Один из второстепенных сподвижников "пожизненного президента" впоследствии признавался, что получил от Дювалье приказ убивать ежегодно не менее пятисот человек.

Республиканские и демократические президенты США - особенно Эйзенхауэр и Джонсон - последовательно поддерживали, спонсировали режим Дювалье из геополитических соображений, ввиду близости Кубы (использование гаитянских аэродромов и портов). Лишь Кеннеди пришёл в ужас от творящегося в Гаити беспредела и приостановил экономическую помощь. В ответ Папа Док публично истыкал иголками восковую фигурку Кеннеди, и гибель Кеннеди была представлена как следствие данного обряда. В 1971 году Папу Дока сменил его 19-летний сын Жан-Клод Дювалье, он же "Бэби Док". К "тонтон-макутам" добавились "леопарды"; большинство гаитян стремилось убежать с острова. В 1986 году, после голодных бунтов, Бэби Док был свергнут и отчалил с награбленными миллиардами долларов во Французскую Ривьеру, где благополучно тусит и по сей день.

Последовала обычная для Гаити череда переворотов. В 1994 году произошла кратковременная американская интервенция, в 1995 распущена армия (или то, что называлось армией). Ежемесячно вспыхивали локальные мятежи, обратившиеся в 2004-м в полный хаос, войну всех против всех (одна из основных противоборствующих банд носит символичное наименование - "Армия каннибалов"; слова из заявления для прессы их лидера: "в знак уважения к демократии мы не съели убитых, а лишь отрезали им уши и сожгли"), деятельное участие в которой принимают экс-"тонтон-макуты". Тогдашний президент, психически неадекватный священник-расстрига, левак Жан-Бертран Аристид бежал на родину предков в Центральноафриканскую Республику. Сейчас пост президента занимает (если так вообще можно говорить после катастрофического землетрясения) бывший официант из нью-йоркского гаитянского квартала Рене Преваль.

Землетрясению, превратившему в руины 2,5-миллионную столицу Порт-о-Пренс, предшествовали катастрофические эпидемии, оползни, наводнения, засухи и ураганы последних лет, происходившие через примерно равные промежутки времени.

Поистине "чёрная дыра" на карте мира. Абсолютная нищета, абсолютная жестокость, абсолютный хаос. Отсутствие минеральных ресурсов, вырубленные под корень леса, эрозия почв, непригодность дорог для транспорта, огромная детская смертность, чрезвычайно низкая средняя продолжительность жизни (40 лет) и грамотность (20-25%). Сатанизм-вудуизм. СПИД. Голод. Мрак.

Настроение: нас и здесь неплохо кормят

Музыка: там на гаити...

Остров Гаити был открыт 6 декабря 1492 года Христофором Колумбом, который назвал остров Эспаньолой, потому что его долины показались ему похожими на земли Кастилии. Началась постепенная колонизация острова. Через несколько недель, корабль сел на рифы. С помощью местных жителей с корабля сняли все пушки, а также запасы провизии. Из обломков корабля на острове был построен форт, который назвали Ла-Навидад (что в переводе означает «Рождество»).

В 1677 году западная часть острова перешла под влияние Франции, а центральная и восточная часть осталась под контролем Испании (Санто-Доминго). Местные индейцы были уничтожены, а вместо них были завезены чернокожие рабы из Африки. В 1789 года на острове было уже около 500000 негров, 36000 белых и 28000 мулатов (которые обладали свободой, в отличие от негров-рабов). В начале 1804 года произошло успешное восстание, в результате чего образовалось независимое государство чернокожих гаитян, а мулаты при этом образовали свою республику. Затем в 1825 году Франция признала независимость Гаити .

С 1915 по 1934 годы Гаити была оккупирована войсками Соединенных Штатов Америки, а в 1957 году президентом стал диктатор Франсуа Дювалье, который передал власть своему сыну в 1971 году. Далее в 1986 году этот режим был свергнут, произошло несколько государственных переворотов, после чего к власти пришло демократическое правительство, а в следующем году была введена новая Конституция Гаити, которую поддержало большинство населения страны.

В августе 1991 года в стране произошел военный переворот, в результате которого был свергнут стоявший у власти бывший священник Аристид. Начался период политической нестабильности, который закончился в 1994 году, когда при помощи военной силы США, был восстановлен в своей должности Аристид. После роспуска армии в 1995 году началась эпоха вооруженных формирований, которые устроили анархию в стране вплоть до того момента, когда президент Аристид покинул страну и французские войска взяли под контроль все ключевые места столицы.

Летом и осенью 2004 года в стране произошел ряд оползней и ураганов, в результате которых погибли несколько тысяч человек. Зимой 2006 года президентом страны был избран Рене Преваль, который раньше уже был президентом страны и премьер-министром. В начале 2010 года на Гаити произошло сильнейшее землетрясение , которое унесло жизни сотен тысяч человек. Почти сразу после их захоронения, в стране началась эпидемия холеры. В марте 2011 года президентом Гаити во втором туре выборов был избран Мишель Мартейи, который подал в отставку в феврале 2016 года на фоне непрекращающихся демонстраций и переноса второго тура новых президентских выборов. В настоящее время, исполняющим обязанности президента страны является Жоселерм Привер.

Однажды мой знакомый, посетивший несколько десятков стран, убеждал меня:

— Знаешь, в каждой стране есть своя изюминка. Даже в самых отсталых странах люди радуются жизни, веселятся, надеются на лучшее...

— И даже в Гаити? — спросил я.

Собеседник запнулся, а потом отрезал:

— Нет. Гаити — это полный...

«Сказать, что страна нищая — не сказать ничего»

Последнее слово, к сожалению, не пропустит цензура. Но оно появляется в рассказе о Гаити абсолютно у всех путешественников.

В 2014 году известный российский блогер Илья Варламов , побывавший в этой стране, писал так: «Как приготовить Гаити? Записывайте рецепт. Берем за основу сомалийскую разруху из Могадишо и перемешиваем ее с кабульской грязью. Добавляешь щепотку индийского смрада, две горсти конголезской дикости из Киншасы, немного злости из Кот-д’Ивуара. Теперь добавляем нигерийских пробок. Украшаем блюдо расписными автобусами из Пакистана, пару капель российской коррупции... теперь ставим на медленный огонь и поливаем соусом из бесконечных стихийных бедствий, голода и государственных переворотов. М-м-м-м-м! Вы видите? У нас получается Гаити!».

Если взять географический справочник тридцатилетней давности и то, что пишут о Гаити сегодня, то и там, и там будет сказано: «Гаити — одна из беднейших стран мира». Бедность Гаити — это не экономический кризис, это состояние, в котором стабильно живут многие поколения людей в этой стране.

Журналист «Аргументов и Фактов» Георгий Зотов , имевший сомнительное удовольствие посетить Гаити, на своей странице в Facebooк пишет: «В 2008-м я по полной насладился там бременем белого человека. Ну сказать, что страна нищая — не сказать ничего. Это просто (то самое слово, которое нельзя ставить в материал — прим. АиФ.ru). Кто вот говорит, что Куба страдает при коммунистах, рекомендую съездить в Порт-о-Пренс, дабы увидеть, как народ процветает. Выходишь на балкон отеля с коктейлем, и видишь, как внизу люди сотнями на свалках роются и за объедки дерутся, а в соседнем парке толпы бездомных на траве спят. Красота расчудесная, в общем: недаром республика считается большим другом США».

Христофор, кто тебя сюда звал?

Остров Гаити — второй по величине из группы Больших Антильских островов в Вест-Индии, в Карибском море. Роскошный климат и живописную природу острова первыми оценили его коренные обитатели, индейцы.

Вслед за ними Гаити понравился мореплавателю по имени Христофор Колумб , который 6 декабря 1492 года причал к берегам острова и нарек его «Эспаньолой». На Гаити была создана первая в Новом Свете испанская колония Ла-Навидад.

Прибывшие испанцы мечтали о несметных сокровищах, а местных «дикарей» воспринимали в лучшем случае как слуг. Когда же индейцы попытались оказать сопротивление, началось их методичное истребление. Убийства, рабская эксплуатация захваченных в плен, а главное, занесенные из Европы болезни сделали свое дело — коренные обитатели Гаити попросту исчезли.

Помимо Испании на территории острова претендовали колонизаторы из других стран. Более всего преуспели французы, закрепившиеся на западе острова. По договору 1697 года Испания уступила Франции западную треть острова, где было создана французская колония Сан-Доминго.

Христофор Колумб высаживается на острове Эспаньола, 1492 год. Источник: Public Domain

«Жемчужина», созданная потом и кровью

К середине XVIII века Сен-Доминго стало самым процветающим заморским владением Франции, «жемчужиной Антильских островов». Расцвет колонии был связан с плантациями сахарного тростника, на которых к моменту начала Великой Французской революции 1789 года обеспечивали производство 86 тысяч тонн в год. Колониальные товары с Сен-Доминго составляли треть французского экспорта.

Труд на плантациях сахарного тростника был неимоверно тяжелым, и, как можно догадаться, французские колонизаторы не горели желанием им заниматься. «Экономическое чудо» Сен-Доминго базировалось на эксплуатации чернокожих рабов, которых стали завозить на Гаити после истребления индейцев. К концу XVIII века треть всей трансатлантической торговли рабами была связана с Сен-Доминго.

К 1789 году население делилось на три группы: 36 тысяч белых, 28 тысяч свободных мулатов и около 500 тысяч негров-рабов.

Под влиянием революции во Франции мулаты стали требовать уравнения в правах с белыми, что вылилось в вооруженное восстание. К нему присоединились чернокожие рабы, хотя мулаты и не выступали за отмену рабства.

Растянувшееся на 14 лет противостояние завершилось в 1804 году победой восставших и созданием нового государства, получившего старое индейское название «Гаити».

Мы обрели свободу! Пора вырезать всех белых

Первая в мире республика бывших рабов, скинувших свои цепи — звучит красиво и романтично. Но на практике все было не так радужно. Победители начали с того, что учинили массовую резню белого населения — тех, кто не успел сбежать и не погиб раньше. С начала февраля до 22 апреля 1804 года было истреблено около 5000 мужчин, женщин и детей.

Резня 1804 года надолго испортила репутацию Гаити и осложнила международное положение молодой республики — большинство стран не хотело иметь дела с гаитянами. Кроме того, признание независимости Гаити Франция увязала с выплатой компенсации в размере 90 миллионов золотых франков. Эту гигантскую сумму Республика Гаити выплачивала вплоть до середины XX века.

Основатель Гаити Жан-Жак Дессалин , провозгласивший новую республику «страной только для черных» и отдавший приказ об истреблении белого населения, осенью 1804 года провозгласил себя императором. Правил он недолго — 17 октября 1806 года его убили во время нового государственного переворота.

С тех пор потянулась бесконечная череда государственных переворотов, заговоров, убийств, которая сопровождает всю историю Гаити. В 1844 году восточная часть острова, бывшие испанские владения, отделилась, объявив о создании независимой Доминиканской Республики. В этой республике, впрочем, также не было ни политической, ни экономической стабильности.

Резня на Гаити 1804 года. Источник: Public Domain

Период оккупации

В 1915 году с целью защиты интересов корпораций Соединенных Штатов по приказу президента США Вудро Вильсона в столице Гаити Порт-о-Пренсе высадили 330 морских пехотинцев. Так началась 19-летняя оккупация Гаити Соединенными Штатами.

Оккупация вызвало массовые протесты гаитян, а Шарлемань Перальт поднял вооруженное восстание, которое было подавлено американцами, уничтожившими около 13 тысяч жителей Гаити.

В 1934 году американская оккупация официально завершилась, но влияние Соединённых Штатов на Гаити не прекращалось никогда.

Её политическую элиту составляли кадры, воспитанные американцами. Одним из них был Франсуа Дювалье , которому суждено было определить историю Гаити на несколько десятилетий вперёд.

Дювалье, будучи по профессии медиком, сыграл немалую роль в борьбе с тифом, благодаря чему создал себе хорошую репутацию.

О том, что добрый доктор мечтает о неограниченной власти, мало кто догадывался.

Франсуа Дювалье. Фото: www.globallookpress.com

Добрый доктор приходит к власти

В 1956 году, после новой серии переворотов, в Гаити, в который уже раз, пытались вернуться к построению государства на принципах демократии.

На президентский пост претендовали четыре кандидата: сенатор Луи Дежуа , адвокат Клеман Жюмель , учитель математики Даниель Финьоле и доктор Франсуа Дювалье.

Доктор, считавшийся аутсайдером, предложил для предотвращения «гражданской войны» назначить временным президентом Даниеля Финьоле. Финьоле принял предложение конкурента и 25 мая 1957 года стал временным главой Гаити.

Между тем Дювалье смог привлечь на свою сторону генерала Антонио Кебро , который занялся формированием и подготовкой боевых отрядов из сторонников доктора.

Финьоле, формировавший правительство национального единства, назначил генерала Кебро начальником Генштаба. Таким образом он сам запустил механизм собственного свержения.

Всего через 19 дней генерал Кебро прямо на заседании правительства арестовал президента и выслал его вместе с семьёй из Гаити.

Когда возмущённые сторонники Финьоле вышли на улицы, там их встретили военные части и боевики, подготовленные генералом Кебро. Во время разгона акций протеста были убиты около тысячи человек.

Образованная Кебро военная хунта заявила о верности идеалам демократии, сообщив, что 22 октября 1957 года пройдут новые президентские выборы. На них, как и следовало ожидать, победил Франсуа Дювалье.

Франсуа Дювалье (слева). Фото: www.globallookpress.com

Хижина «Папы Дока»: как строился ад на земле

Эпоха правления Франсуа Дювалье, получившего прозвище «Папа Док» — это худший из кошмаров даже посреди кошмарной истории Гаити.

Дювалье не просто расхищал государственный бюджет и подавлял оппозицию. «Папа Док» объявил себя колдуном вуду и вождем мертвых, вызывая у малообразованного населения поистине мистический страх. Он опирался на тонтон-макутов — добровольческие формирования, которые взамен на право грабить и убивать уничтожали любого, кто был замечен в политической неблагонадежности. Тонтон-макуты сжигали людей заживо, забивали камнями, выставляя останки жертв в публичных местах с целью устрашения.

У самого «Папы Дока» в президентском дворце была собственная камера пыток, где, среди прочего, находилась «человековыжималка» — ящик, утыканный лезвиями, в котором закрывали жертву и постепенно сдавливали, подвергая мучительной смерти.

«Папа Док» не брезговал рэкетом — все бизнесмены острова должны были выплачивать «добровольные пожертвования» в его фонд. Граждане Гаити обязаны были купить книгу лучших изречений Дювалье.

Даже кровь соотечественников «Папа Док» обратил в доход — два раза в месяц в США из Гаити отправляли 2500 литров донорской крови. Разумеется, население сдавало ее исключительно добровольно. Тем, кто не хотел, услужливые тонтон-макуты помогали сдать всю кровь сразу.

Мастер вуду, или Отчего умер Джон Кеннеди

В Вашингтоне о художествах Дювалье были прекрасно осведомлены. Но поскольку «сукин сын» был верен Америке, ему оказывали всяческую поддержку, используя в качестве противовеса кастровской Кубе. К тому же «Папа Док» создал идеальные условия для американских компаний, которые выкачивали из Гаити все, что только можно выкачать.

Во времена Кастро на Кубе советские специалисты фактически с нуля создавали медицину, строили промышленные предприятия, больницы, школы, готовили в советских институтах кубинских специалистов.

Ничем подобным американцы на Гаити не занимались — такая благотворительность вообще не в их стиле.

Находились, конечно, и брезгливые — Джон Кеннеди , в отличие от других представителей американской власти, восторга от Дювалье не испытывал и недвусмысленно дал понять, что терпеть «Папу Дока» не собирается.

В ответ Дювалье соорудил куклу вуду и стал публично протыкать её иглой, обещая американскому президенту страшную смерть. Над «Папой Доком» посмеивались до тех пор, пока Джона Кеннеди не застрелили в Далласе. После этого влияние Дювалье на сограждан значительно выросло.

До и после Дювалье

В 1971 году «Папа Док» умер, но принципиально на Гаити ничего не изменилось, ибо новым президентом стал сын покойного, 19-летний Жан-Клод Дювалье , известный как «Бэби Док».

В 1986 году Соединенные Штаты посчитали, что от семейки Дювалье Вашингтон стал получать больше проблем, нежели выгоды, и «Бэби Дока» свергли в результате государственного переворота. Дювалье-младший сбежал, прихватив с собой сотни миллионов долларов.

За время правления семьи Дювалье было уничтожено не менее 50 тысяч противников режима, более 300 тысяч вынуждены были эмигрировать.

Экономика была разрушена, и необходимо было восстанавливать ее практически с нуля.

Но заниматься этим оказалось некому. Тонтон-макуты, жившие террором и грабежом, от своих привычек не отказались. Граждане, избавившиеся от диктатуры, по примеру предков, совершивших революцию 1804 года, сочли, что свобода — это отличный повод зарезать или сжечь живьем сторонников прежней власти, а заодно их и ограбить. Те, кто был более политически грамотен, взялись за оружие и принялись выяснять, кто самый демократичный.

В 1991 году президентом Гаити был избран Жан-Бертран Аристид , священник, который казался международному сообществу прогрессивным деятелем. В Гаити он был известен тем, что учил своих сторонников сжигать политических противников при помощи облитой бензином шины, надетой на шею жертве — фанаты Аристида называли это «ожерельем».

Священника вскоре свергли в результате очередного переворота, но американцы снова вернули его к власти при помощи военной силы. Игра «Аристид — не Аристид» продолжалась до 2004 года, когда все те же американцы, утомленные тем, что их ставленник погряз в коррупции и репрессиях, насильно отправили его в Центрально-Африканскую республику.

Впоследствии отказавшийся от политической карьеры Аристид вернулся на родину, и вскоре был посажен под домашний арест по обвинению в коррупции.

Жан-Бертран Аристид. Фото: www.globallookpress.com / Peggy Peattie

Выхода нет. И не будет

В 2010 году Гаити постигла новая большая беда — но теперь уже жители были ни при чем. В результате мощного землетрясения погибли свыше 220 тысяч человек, более 300 тысяч были ранены, 3 миллиона человек остались без крова. Материальный ущерб, по самым скромным оценкам, составил 5,6 млрд евро.

Для нищей страны с 10-миллионным населением подобная катастрофа явилась настоящим «концом света».

Представители 50 стран пообещали, что на восстановление Гаити будет выделено в общей сложности около 10 млрд долларов.

Деньги действительно выделялись, но чудесным образом исчезали, как исчезает все в Гаити. Не восстановили даже здания государственных учреждений в столице, что уж говорить об остальном.

Гаити сегодня — это страна трущоб, мусора, который присутствует везде, криминала и попрошайничества. Последним занимаются абсолютно все — от властей, которые попрошайничают у международного сообщества, до простых жителей, которые попрошайничают у неосторожных туристов или друг у друга. Гаитяне привыкли к гуманитарной помощи, распределение которой тоже стало источником коррупции.

Элитой Гаити сегодня являются те, кто связан с распределением всевозможной международной помощи. В криминальных схемах, как утверждают журналисты, замешаны даже представители ООН. Отлично чувствует себя в Гаити организованная преступность, в частности, группировки, занимающиеся контрабандой и торговлей наркотиками.

Едва ли не главная статья дохода Гаити — переводы бывших соотечественников, сумевших устроиться на работу в других странах, прежде всего США. Таких, по подсчетам социологов, около 1 миллиона. Возвращаться домой, как вы догадываетесь, они не имеют ни малейшего желания.

В Республике Гаити на сегодняшний день существуют все мыслимые и немыслимые проблемы одновременно. Как их решать — никто толком не понимает. Международное сообщество продолжает снабжать гаитян гуманитарной помощью, что позволяет им не умирать, но никак не отвечает на вопрос, что со всем этим делать?

  • © / Георгий Зотов
  • © / Георгий Зотов
  • © / Георгий Зотов
  • © / Георгий Зотов
  • © / Георгий Зотов
  • © / Георгий Зотов
  • © / Георгий Зотов
  • © / Георгий Зотов
  • © / Георгий Зотов
  • © / Георгий Зотов
  • ©

5 декабря 1492 года Колумб открыл остров Гаити. Здесь он увидел «прекраснейшие в свете долины, весьма похожие на земли Кастилии. По этой причине адмирал назвал остров Эспаньолой. В переводе с кастильского Isla de la Espanola означает «Испанский остров».

Туземное название - Хаити - означает «гористый» (по другой версии - «каменистая земля» или «высокая»). В XVI-XVIII веках остров обычно именовали Эспаньолой или Санто-Доминго (по названию главного города). В1804 году в западной части острова образовалось независимое государство , и вскоре это название распространилось на весь остров.

Появление нации

Остров был открыт Христофором Колумбом в 1492 году и был первым островом в Новом Свете, на котором обосновались испанцы. В 1550 году самобытная культура индейцев Таино исчезла с острова, и остров стал управляться людьми Испанской империи.

В середине 1600-х годов западную треть острова заполонили искателей удачи, потерпевшие кораблекрушение, и своенравные колонисты, преимущественно французы, которые стали пиратами, и жили на острове, охотясь на дикий крупный рогатый скот и свиней, который здесь разводили первые европейские поселенцы. В середине 1600-х годов французы использовали пиратов в качестве наемников (флибустьеров) в неофициальной войне против испанцев.

В Договоре о Рисвике 1697 года заставила Испанию уступить западную треть острова Гаити. Эта область стала французской колонией Сан-Доминго. К 1788 году колония стала «жемчужиной Антильских островов», а именно самой богатой колонией в мире.

В 1789 году революция во Франции вызвала разногласия в колонии, население которой составляло на тот момент уже полмиллиона рабов (половина всех рабов в Карибском бассейне). Двадцать восемь тысяч составляли мулаты и свободные негры, многие из которых были богатыми землевладельцами. Кроме того на Гаити проживало около тридцати шести тысяч белых плантаторов, ремесленников, надсмотрщиков и мелких землевладельцев.

В 1791 году тридцать пять тысяч рабов организовали восстание, сравняли с землей несколько тысяч плантаций и вышли на холмы. После восстания последовало тринадцать лет войны и чумы. Испанские, английские и французские войска вскоре начали сражаться друг с другом за контроль над колонией. Имперские силы милитаризации обучили рабов искусству современного сражения.

Гран Блан (богатые белые колонисты), Блан (мелкие фермеры и представители рабочего класса с белой кожей), мулаты и свободные чернокожие боролись против колониальной власти. Каждая локальная группа имела интерес в том, что происходило в стране, каждая из групп старалась достичь при каждом удобном случае своих политических и экономических целей. Из хаоса, который творился на острове, вышли несколько из самых талантливых черных военнослужащих в истории, в том числе Туссен Лувертюра.

В 1804 году последние европейские войска были побеждены и были изгнаны с острова коалицией бывших рабов и мулатов. В январе 1804 г. повстанческие генералы объявили о своей независимости, а также они объявили остров Гаити в качестве первого суверенного «черного» государства в современном мире и второй колонии в Западном полушарии, которое получило независимость от имперской Европы.

С момента обретения независимости Гаити превратился в остров моментальной славы. На протяжении восемнадцатого века островом правил Анри Кристофа, в его правление процветали и процветают территории на севере. Конец девятнадцатого века был периодом интенсивной междоусобной войны, в которой большое количество народа пало жертвами политических действий.

В 1915 году американские морские пехотинцы оккупировали остров на девятнадцать лет, так что в эти годы Гаити был одним из беднейших государств в Западном полушарии.

Национальное единство, этнические отношения на Гаити

За долгое столетие относительной изоляции от мира, которая последовала после получения независимости, крестьянство разработало и укоренило четкие традиции в кухне, музыке, танцах, одежде, ритуалах и религии.

Некоторые элементы африканских культур выжили, это были например определенные молитвы, словосочетания и десятки духовных лиц, но культура Гаити все равно сильно отличается от африканской и других культур Нового Света.

Население острова имеет несколько подразделений: сирийцы, которые иммигрировали в начале двадцатого века, белые гаитяне, прибывшие из стран Европы и темнокожие гаитяне, которые имеют африканское происхождение. Все три группы искренне считают себя коренными жителями острова Гаити.

В соседней Доминиканской Республике, несмотря на проживание большого количества (более миллиона) гаитянских сельскохозяйственных рабочих, служащих и городских рабочих, существует интенсивное предубеждение против гаитян. В 1937 году доминиканский диктатор Рафаэль Трухильо приказал вырезать по сведениям от пятнадцати до тридцати пяти тысяч гаитян, проживающих в Доминиканской Республике.

Ко времени прибытия Христофора Колумба на Эспаньолу во время его первого плавания через Атлантику в 1492 году от Рождества Христова остров уже около 5000 лет был населен индейцами. Во времена Колумба жители относились к группе индейцев-араваков, которых называли тайно, они занимались сельским хозяйством, делились на пять общин и насчитывали около полумиллиона человек (оценки колеблются в пределах от 100 000 до 2 000 000 человек). Колумб полагал, что мест-ные жители миролюбивы и дружелюбны, и так и было до тех пор, пока испанцы не начали жестоко с ними обращаться.


К несчастью для индейцев тайно, у них было золото, кото-рого испанцы жаждали, но не хотели добывать сами. Завоева-тели разделили остров вместе с индейским населением между испанскими аристократами, которые фактически превратили индейцев в рабов, заразили их европейскими болезнями, хоть и непредумышленно, и убивали. К 1519 году, через 27 лет пос-ле прибытия Колумба, численность коренного населения, ра-нее составлявшая около полумиллиона человек, снизилась примерно до 11 ООО человек, большинство из которых умерли во время эпидемии оспы — уцелело всего около 3000 человек. Те, кому удалось выжить, в течение нескольких последующих десятилетий постепенно вымерли или же ассимилировались. Это заставило испанцев искать рабов в других местах.

Около 1520 года испанцы обнаружили, что Эспаньола при-годна для выращивания сахарного тростника, и начали ввозить рабов из Африки. Сахарные плантации острова приносили ко-лонии богатство, и Эспаньола процветала в течение большей части XVI века. Однако вскоре испанцы забросили Эспаньо-лу. Это произошло по различным причинам, в том числе из-за открытия новых земель на материке. Эти земли, особенно Мексика, Перу и Боливия, были населены гораздо более мно-голюдными, богатыми и политически развитыми индейскими сообществами. В этих странах можно было, захватив власть, эксплуатировать многочисленное население, а также разраба-тывать серебряные копи в Боливии. Поэтому испанцы переста-ли уделять внимание Эспаньоле, да и закупка рабов в Африке с последующей перевозкой была слишком дорогостоящей, а индейцев можно было получить бесплатно, просто завоевав. К тому же Карибское море кишело английскими, французски-ми и голландскими пиратами, нападавшими на испанские по-селения на Эспаньоле и в других местах. Сама Испания посте-пенно приходила в политический и экономический упадок, что было выгодно Англии, Франции и Голландии.


Наряду с французскими пиратами французские купцы и аван-тюристы основали поселение в западной части Эспаньолы, до-вольно далеко от восточной части, где была колония испанцев. Франция, бывшая в то время богаче и политически стабильнее Испании, вкладывала крупные денежные средства в импорт ра-бов и развитие плантаций в западной части Эспаньолы в таком количестве, какого испанцы не могли себе позволить, и пути двух частей острова начали расходиться. В 1700-х годах в ис-панской колонии было немногочисленное население, мало ра-бов и слабая экономика, основанная на разведении крупного рогатого скота и продаже шкур, тогда как французская колония имела гораздо большее население, больше рабов (700 ООО в 1785 году, по сравнению с лишь 30000 в испанской части), мень-ше свободных поселенцев (только 10 процентов по сравнению с 85 процентами) и экономику, основанную на сахарных планта-циях. Французский Сен-Домен, как называлось поселение, стал самой богатой европейской колонией в Новом Свете и вносил в казну Франции четверть ее доходов.

В 1795 году Испания окончательно уступила Франции вос-точную часть острова, больше не представлявшую для нее ценности. Таким образом, Эспаньола ненадолго объединилась под властью Франции. После восстаний рабов, вспыхнувших во французском Сен-Домене в 1791 ив 1801 годах, Франция направила на остров армию, которая была разбита армией ра-бов и вдобавок понесла тяжелые потери в результате болез-ней. В 1804 году, после продажи Соединенным Штатам своих североамериканских владений («луизианская покупка»), Франция сдалась и оставила Эспаньолу. Неудивительно, что бывшие рабы Французской Эспаньолы, переименовавшие свою страну в Гаити (что в переводе с языка индейцев-таино означает «остров»), убили множество белых, живших на Гаи-ти, разрушили плантации и их инфраструктуру, чтобы невоз-можно было восстановить рабскую систему плантаций, и раз-делили плантации на маленькие семейные фермы. Именно этого добивались бывшие рабы лично для себя, однако такой передел стал гибельным для производительности сельского хозяйства Гаити, экспорта и экономики. В условиях недоста-точной помощи фермерам от правительств Гаити, сменявших друг друга, попытки развивать товарные культуры не увенча-лись успехом. Также Гаити лишилась людских ресурсов, пото-му что большая часть белого населения была убита, а осталь-ные белые жители эмигрировали.

Тем не менее ко времени провозглашения независимости в 1804 году Гаити была богаче, сильнее и населеннее, чем дру-гая часть острова. В 1805 году гаитяне дважды захватывали восточную (бывшую испанскую) часть острова, которая в то время называлась Санто-Доминго. Четыре года спустя, по их собственной просьбе, испанские поселенцы снова получили статус колонии Испании; метрополия, однако, настолько пло-хо управляла Санто-Доминго и была настолько не заинтересо-вана в своей заново обретенной колонии, что в 1821 году вновь была провозглашена независимость. Их земли были немедлен-но аннексированы гаитянами, которые оставались хозяевами восточной части острова до тех пор, пока их не вытеснили в 1844 году, после чего в 1850-х годах гаитяне продолжили по-пытки завоевать восточную часть острова.


Таким образом, к 1850 году Гаити на западе контролирова-ла меньшую площадь, чем ее сосед, однако имела большее на-селение, экономику, основанную на натуральном хозяйстве, с небольшим экспортом. Ее население составляли в большей степени чернокожие жители африканского происхождения и в меньшей — мулаты (люди смешанного происхождения). Хотя элита, состоявшая из мулатов, говоривших по-француз-ски, и считала себя приближенной к Франции, опыт, пережи-тый Гаити, и страх перед рабством привели к принятию кон-ституции, запрещающей иностранцам быть собственниками земли или контролировать средства производства через инве-стиции. Подавляющее большинство гаитян говорили на соб-ственном языке, произошедшем от французского, он называл-ся креольским. Доминиканцы на востоке обладали большей территорией, но с меньшим населением, а их экономика все еще базировалась на разведении крупного рогатого скота. Они тепло принимали иммигрантов, предлагали им гражданство; говорили по-испански. В XIX веке немногочисленные, но эко-номически важные группы иммигрантов в Доминиканской Республике включали евреев с острова Кюрасао, жителей Ка-нарских островов, ливанцев, палестинцев, кубинцев, пуэрто-риканцев, немцев и итальянцев, к которым после 1930 года присоединились австрийские евреи, японцы и еще большее количество испанцев. Наибольшее сходство между Гаити и Доминиканской Республикой заключалось в политической нестабильности. Перевороты следовали один за другим, и власть переходила от одного местного лидера к другому, при-чем каждый имел личную армию. Между 1843 и 1915 годами на Гаити из двадцати двух президентов двадцать один был либо убит, либо смещен с поста, тогда как в Доминиканской Рес-публике с 1844 по 1930 год сменились 50 президентов, в том числе революционным путем, за это время в стране произошло 30 революций. В обоих государствах президенты приходили к власти ради собственного обогащения и обогащения своих сторонников.


Иностранцы оценивали Гаити и Доминиканскую Республи-ку по-разному. Европейцы упрощенно воспринимали Домини-канскую Республику как испаноговорящее, в некотором роде европейское общество, дружественно настроенное к европей-ским иммигрантам и готовое к торговле с Европой, тогда как Гаити представлялась африканским обществом, говорящим покреольски, состоящим из бывших рабов и враждебным к ино-странцам. С помощью инвестированного капитала из Европы, а затем и из США Доминиканская Республика начала разви-вать рыночную экспортную экономику, тогда как Гаити полу-чала гораздо меньше инвестиций. Экономика Доминиканской Республики базировалась на какао, табаке, кофе и (начиная с 1870-х годов) сахарных плантациях, которые, по иронии судь-бы, когда-то служили отличительным признаком скорее Гаи-ти. Но оба государства все еще оставались политически неста-бильны. К концу XIX века доминиканский президент взял в долг у европейских кредиторов очень большую сумму и не смог ее вернуть, так что Франция, Италия, Бельгия и Германия посла-ли военные корабли и угрожали оккупировать страну с целью взыскать долги. Чтобы предотвратить угрозу европейской ок-купации, Соединенные Штаты захватили доминиканскую та-можню, единственный источник доходов правительства, и на-правили половину денежных поступлений на уплату внешне-го долга. Во время Первой мировой войны, обеспокоенные угрозой Панамскому каналу вследствие тревожной обстанов-ки на Карибах, Соединенные Штаты установили военную ок-купацию обеих частей острова, которая продолжалась с 1915 по 1934 год на Гаити и с 1916 по 1924 год в Доминиканской Рес-публике. После этого в обеих странах снова установилась по-литическая нестабильность и началась борьба между соперни-чающими кандидатами в президенты.

gastroguru © 2017