Каким будет будущее российско американских отношений. Ричард Вайц: «Нормализации отношений между США и Россией не будет в обозримом будущем

Президенты Дональд Трамп и Владимир Путин решили провести встречу на полях саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который состоится во Вьетнаме. Каждому из президентов на этой встрече надо будет добиться от коллеги ответа лишь на один вопрос. Вопрос Путина звучит так: «Кто в Америке главный?» А вопрос Трампа: «Какую игру ведет Россия?» Ответы на эти вопросы (если таковые появятся) определят траекторию будущих российско-американских отношений.

Если Кремль действительно осуществлял в 2016 году активные мероприятия, чтобы помочь кандидату Дональду Трампу сначала одержать победу над соперниками из Республиканской партии, а затем над Хиллари Клинтон, то российскому правительству на десятом месяце президентства Трампа следует задать себе вопрос о том, стоило ли прилагать все эти усилия. Сегодня движущей силой политики в отношении России является не исполнительная власть, а скептически относящийся к России конгресс. Кроме того, Трамп назначил на связанные с российскими делами ключевые посты в органах национальной безопасности тех людей, которые вполне смогли бы работать в унисон с Джебом Бушем, Марко Рубио и даже с Хиллари Клинтон. Сегодня даже речи не идет о перезагрузке или реформах в американской политике. Несмотря на свои личные заявления, президент довольно пассивен, в то время как его Министерство финансов ужесточает санкции, его Госдепартамент подтверждает свои позиции по Украине и Сирии, которые были сформулированы еще во время администрации Обамы, а его Министерство обороны прорабатывает последние детали предоставления летальной военной помощи Украине.

В феврале, когда появились первые признаки того, что администрация Трампа не захочет настаивать на серьезных изменениях в американской политике по отношению к России, российские эксперты и политики советовали проявить терпение. Они отмечали, что Трампу понадобится время, чтобы поставить на ключевые посты своих людей, взять в свои руки управление политическим процессом и внести изменения в те позиции, которые администрация занимала во второй срок Обамы, и которые все еще определяли характер деятельности аппарата национальной безопасности в первые недели президентства Трампа. Сегодня такие оценки кажутся неоправданными. Здесь может быть два варианта. Либо люди, отобранные президентом, и политика, которую они проводят, отражают истинное мировоззрение администрации Трампа, либо Трамп в какой-то момент в будущем проведет чистки в своей команде национальной безопасности и издаст новые директивы.

Путину необходимо знать ответ на этот вопрос. Иначе у него не будет никаких оснований верить тем заявлениям, которые он может услышать от Трампа во время их встречи с глазу на глаз. В конце концов, у него уже есть печальный опыт хороших личных встреч с Джорджем Бушем, которые почему-то так и не привели к конкретным распоряжениям и приказам для бюрократии. Но и Трампу тоже необходимо выяснить отношения с Путиным.

После продолжительной беседы на саммите «двадцатки» в Германии, которая состоялась в этом году, Трамп как будто намекнул, что российский президент осознал необходимость продемонстрировать конкретные позитивные результаты, дабы создать импульс силы и остановить сползание российско-американских отношений в пропасть. Это могло бы подтвердить заявления Трампа, сделанные им во время избирательной кампании, когда он говорил, что Россия может внести свой вклад в американскую безопасность таким образом, что это оправдает договоренности с Кремлем. Но вместо этого российская стратегия, реализацию которой мы наблюдали летом и осенью, по всей видимости была нацелена на создание проблем для Соединенных Штатов. Москва предоставляет финансовую помощь и спасает оказавшийся в трудном положении режим Николаса Мадуро в Венесуэле. Россия оказывает минимальную поддержку международным усилиям, призванным оказать давление на Ким Чен Ына (возможно, это в большей степени объясняется потребностью Путина в сохранении партнерства с японским премьер-министром Синдзо Абэ, нежели стремлением помочь Вашингтону). А еще до поездки Путина в Азию состоялась его весьма заметная встреча с иранским президентом Хасаном Рухани. Главной темой повестки во время встречи Путина и Трампа станет ситуация вокруг Северной Кореи — и Трамп попросит Россию о дополнительной помощи в сдерживании кризиса. Следует отметить, что всякий раз, когда партнер США вступает в спор или в чем-то не соглашается с Вашингтоном, Россия с готовностью предлагает себя в качестве замены. Это, прежде всего, проявляется в том, как Москва обхаживает традиционных партнеров Америки на Ближнем Востоке Египет, Саудовскую Аравию и Турцию.

Так что Трамп может спросить, действительно ли Путин заинтересован в улучшении двусторонних отношений, и намерена ли Москва в обозримом будущем при каждой удобной возможности ставить США палки в колеса.

Здесь-то и появляется загвоздка, этакий замкнутый круг. Москва не может пойти на серьезные уступки по Сирии, Украине и Северной Корее до тех пор, пока Соединенные Штаты первыми не продемонстрируют свою добрую волю или не предложат некий конкретный компромисс. Однако у администрации Трампа нет политического капитала для того, чтобы пойти на рискованный в политическом плане первый шаг в отсутствие конкретных действий России. А Кремль не готов идти на такие конкретные шаги, если у него не будет гарантий ответных уступок. Личные отношения Трампа и Путина не помогут преодолеть эту дилемму, как бы ни прошла их азиатская встреча.


Николас Гвоздев — профессор кафедры экономической географии и национальной безопасности Военно-морского колледжа США, и пишущий редактор National Interest.


Изложенные в статье взгляды принадлежат автору.

Комментарии читателей

VadimKharichkov
Вот как я представляю себе первую секретную встречу Трампа с разведывательным сообществом:

ПАРЕНЬ ИЗ РАЗВЕДКИ
Господин избранный президент, с 19 века наша цель заключалась в том, чтобы одержать верх над Великобританией, являвшейся мировой экономической, военной и политической сверхдержавой. Нам удалось добиться этой цели путем участия в двух мировых войнах и предоставления займов европейским державам. Мы также добились этой цели, перейдя от традиционного колониализма к финансовому колониализму. И наконец, мы укрепили свое лидерство после падения Советского Союза.


ТРАМП
Что же, великолепно. Но разве мы не можем быть друзьями с Россией, ведь они сейчас капиталисты? Я не считаю Путина плохим человеком, несмотря на все эти сообщения в СМИ. Меня они демонизировали еще больше, черт побери.


ПАРЕНЬ ИЗ РАЗВЕДКИ
14 лет назад, захватив Багдад, мы поняли, что Китай становится нашим важным конкурентом. Но мы не можем противостоять им напрямую, поскольку это нанесет ущерб нашей собственной экономике. Лучший способ убедить правящую элиту этой страны отказаться от стремления к политическому и экономическому превосходству состоит в том, чтобы подтолкнуть их ближайшего соседа и союзника Россию к политическому хаосу. Мы уже начали оказывать давление на Российскую Федерацию, поддерживая чеченских и дагестанских сепаратистов, принимая все новые страны в НАТО, финансируя проамериканские и антироссийские политические партии в странах, некогда входивших в Варшавский договор. А еще мы создаем систему противоракетной обороны вблизи российских границ.


ТРАМП
Но Россия это не Ливия, не Сирия и не Украина. Хаос в этой стране может привести к ядерной войне.


ПАРЕНЬ ИЗ РАЗВЕДКИ
Есть риск, что некоторые ракеты могут полететь. Но если в этой стране начнутся общественные беспорядки, они будут заняты, бомбя друг друга. Мы можем согласиться на такой риск. А если несколько ракет полетят в нашу сторону, мы перехватили их при помощи уже созданных баз ПРО.


ТРАМП
А как насчет ЕС?


ПАРЕНЬ ИЗ РАЗВЕДКИ
На… (нецензурное выражение) на ЕС. Если в России начнется гражданская война, наша военная коалиция как обычно оккупирует отдельные территории этой страны под предлогом того, что нам нужно обеспечить безопасность ядерного оружия. Мы также поддержим те фракции, которые пообещают слушаться нас.


ТРАМП
Я все равно не понимаю. Должен быть выигрышный сценарий для всех сторон, или по крайней мере, для большинства из них.


ПАРЕНЬ ИЗ РАЗВЕДКИ
Конечно, должен. Все наши друзья получат в подарок по прекрасному куску России. Японцы уже давно просят Курильские острова и Сахалин. Польша и Германия также поглядывают на Калининград и Белоруссию. А мы получим полный доступ к их полезным ископаемым. Если осуществить такой план, мировое господство Америки будет обеспечено на следующие два столетия.


ТРАМП
Я хочу узнать еще чье-нибудь мнение по этому вопросу.


ПАРЕНЬ ИЗ РАЗВЕДКИ
Кеннеди тоже хотел. Как раз перед поездкой в Даллас.

Подпишитесь на нас

Надежды, которыми жила российская политическая элита последние полтора года, рухнули. С победой Дональда Трампа и его приходом в Белый дом вектор российско-американских отношений не изменился. Более того, отношения эти продолжили стремительно ухудшаться и ныне подошли к такому порогу, когда можно сказать: они оказались перед угрозой утраты перспективы.

Именно поэтому многие с таким нетерпением ожидали первой личной встречи Трампа и Путина нынешним летом в Гамбурге, которая, к разочарованию многих, так и не привела к перелому.

Повестка дня

Повестка дня российско-американского взаимодействия, которая всегда формировалась с очень большим трудом и отличалась особой уязвимостью, впервые за долгие десятилетия оказалась размыта. Вместо диалога по стратегическим и обычным вооружениям, вместо дискуссий по ПРО и попыток сформировать широкомасштабную антитеррористическую коалицию, взамен слаженной координации усилий обеих сторон, направленных на преодоление новых вызовов и угроз, на первом плане оказались борьба санкций и контр-санкций, аресты дипломатической собственности, обвинения России со стороны США во вмешательстве в избирательную кампанию 2016 года, взаимные высылки дипломатов и пр. Мало сказать, что конструктивная и прагматичная повестка дня ушла на задний план и уступила место взаимным упрекам и громким демаршам. Российско-американский диалог на высшем уровне, не выдержав испытания обстоятельствами, под ударами утраченного взаимного доверия гибнет на глазах у всего мира.

Опасно ли это? Думаю, да. И не только для отношений между двумя государствами, которые вступили в новую эпоху, судя по всему, длительного двустороннего асимметричного противоборства, конечный результат которого с точностью просчитать сейчас вряд ли кто возьмется. Это опасно и для остального мира, так стремительно меняющегося под влиянием глобализации, растущих миграционных потоков и неспособности правительств найти эффективные ответы на террористические угрозы.

Внешнеполитическая активность России, формирующийся самостоятельный российский вектор в последнее десятилетие (воспринимаемые, прежде всего в США, да и на Западе в целом, как дерзкий вызов и провокация, как ревизия уже сложившегося мирового порядка) сами по себе превратились в существенный фактор международных отношений, влияющий на их ускорившуюся динамику. Инициативы России по формированию новых интеграционных объединений, стремление (порой кажется, слишком запоздалое) удержать постсоветское пространство в орбите своего влияния, использование энергетического фактора как мощного инструмента геополитики, решительные действия, предпринятые во время украинского кризиса, и другие проявления самостоятельного российского внешнеполитического поведения не могли не остаться без ответа.

Но зададимся вопросом: может ли подобная активность России существенно поменять мировой расклад в обозримом будущем, потеснить США с занимаемых ими позиций, вызвать к жизни новых игроков мировой политики и привести в движение новые, доселе спящие силы? Вопрос непростой.

До недавнего времени геополитические сдвиги происходили, как правило, после войн европейского или мирового масштаба либо в результате распада империй или крупных государств (например, СССР). Они всегда сопровождались утратами и приобретениями: переделом территорий и аннексиями, формированием новых сфер влияния и новыми миграционными потоками, пересмотром государственных границ и обретением новых позиций.

Современные геополитические сдвиги обусловлены многими факторами, но во многом, на мой взгляд, объясняются прежде всего наследием холодной войны и стремлением современной России как правопреемницы исчезнувшей супердержавы, сбросив груз упущенных возможностей и собственных внешнеполитических просчетов, преодолевая комплекс побежденного, проводя независимую политику, «вернуть себе былое величие». Пересмотр прежнего внешнеполитического курса – всегда задача не из легких, тем более когда он сопровождается ревизией, казалось бы, обретшего свои контуры и в чем-то уже сложившегося миропорядка эпохи 1990‑х гг., миропорядка, созданного скорее по лекалам Запада, нежели в соответствии с интересами России.

Российский фактор

Болезненная реакция США на вызов, брошенный Владимиром Путиным, конечно же, не была неожиданной, хотя вряд ли прогнозировалась в деталях. Экономические санкции, ставшие главным оружием давления на Россию, превратились в инструмент ее долговременного сдерживания, инструмент, отныне ставший фокусом антироссийской внешней политики Вашингтона.

Сегодня сформировалась далеко не самая благоприятная атмосфера для пересмотра общей канвы российско-американского взаимодействия в выгодном для России направлении, к которому стремится высшее российское руководство. Растущая русофобия в самих США, транслируемый по государственным информационным каналам антиамериканизм в России, война экономических и иных санкций, воинственная риторика с обеих сторон – все это имеет так мало общего с серьезными намерениями изменить сам фон, на котором развивается российско-американский конфликт, уже превратившийся в длительный процесс, затянувший оба государства в воронку геополитического и иного противостояния на десятилетия.

Трамп в осаде

Явно не благоприятствует нормализации российско-американского взаимодействия и обстановка внутри самих США. Прошли выборы. Но нападки на Трампа продолжаются. Недовольство, исходящее от либеральной Америки, провоцирует любое действие нового президента, который взялся быстро и радикально решать любые проблемы.

Незнание особенностей этой страны, отторжение ее национальной философии, неверная интерпретация так называемой «американской исключительности», непонимание того, как устроен и на каких принципах работает механизм государственной власти США, нежелание принимать в расчет сложившиеся почти за 250 лет истории константы их внешнеполитического поведения (мессианизм, идеализация американской модели системы государственного управления, универсализм американских ценностей и т. п.) лишь отдаляют реальное восприятие государства, страны и ее народа. Этому способствует и общий негативный фон преподнесения американского материала в российских СМИ (особенно в заполонивших телеэкран разно-образных политических шоу, претендующих на интеллектуальные), что в долгосрочной перспективе может сыграть совсем не ту роль, которая им предназначена.

В сложившейся парадоксальной ситуации кризис в отношениях наверху (между политическими элитами двух государств) может и должен быть нивелирован развитием и укреплением контактов на других, более низких уровнях: между городами и населенными пунктами, между бизнесменами и фермерами, между культурными и научными объединениями, между театрами и музеями, артистами и художниками, писателями и композиторами, между студентами и школьниками, между американским и российским обществами, наконец, между простыми людьми, не сломившимися под ударами информационных войн.

Конечно, активизация двусторонних контактов на таких уровнях не компенсирует дефицита отношений и возможных договоренностей между лидерами и представителями политических элит двух государств. Но именно эти связи позволят удержать российско-американский корабль на плаву в условиях даже самого серьезного надвигающегося шторма.

Удачным примером подобных сдвигов в российско-американском взаимодействии стали недавние инициативы МИД РФ, выступившего в этом году зачинателем целой серии регулярных научных, культурных и иных мероприятий, конференций, круглых столов, направленных на сохранение российского культурного и исторического наследия на территории США. Первая из них – «Диалог Форт-Росс» – проходила в мае этого года в Пскове–Изборске. Вынесенные на подобные площадки дискуссии позволяют понять проблемы и при сохранении критического восприятия друг друга способствовать необходимому диалогу и восстановлению утраченного взаимного доверия.

В нынешних же условиях трудно рассчитывать на полноценный диалог между двумя странами. Слишком неординарная ситуация сложилась в самих Соединенных Штатах после избрания Трампа. Слишком быстро «русский вопрос» стал неотъемлемой частью внутриполитических дискуссий, которые носят откровенно антироссийский характер и целят по иронии судьбы в собственного президента.

Пример США и феномен Трампа – урок для многих. Могущество современного государства и успех его граждан зависят не только от обладания новыми видами вооружений и способности силой решать стратегические задачи. Хотя этот фактор, без сомнения, остается важным и сегодня. Влияние страны на остальной мир зависит прежде всего от состояния самого общества и от способности власти менять его, от состояния экономики и культуры, от качества науки и образования, от уровня развития системы здравоохранения, от той роли, которую играет государственная бюрократия, призванная решать проблемы граждан, способствовать созданию новых рабочих мест и т. п. Это и формирует привлекательный образ страны в мире, препятствуя оттоку населения из нее, превращая бывших врагов в друзей, притягивая новых союзников и партнеров.

Что же касается будущего российско-американских отношений, то оно меньше всего станет определяться Трампом. Слишком ослаблен институт президентской власти в нынешних США. В значительной степени эти отношения будут и впредь задаваться константами уже сложившегося внешнеполитического поведения двух стран и характером геополитического соперничества между ними в различных регионах мира, особо чувствительным из которых является приоритетное для России постсоветское пространство и прилегающие к нему территории. Отбросив всякие иллюзии, необходимо осознать, что российско-американское взаимодействие, скорее всего, станет эволюционировать в условиях долговременной асимметричной конфронтации и политики сдерживания России, принятой на вооружение Соединенными Штатами.

Но даже такая, казалось бы, малообнадеживающая перспектива не перечеркивает возможности взаимовыгодного диалога в решении больших и малых конкретных проблем (Сирия, КНДР, Украина), поиска разумного компромисса, использования традиционных инструментов тонкой дипломатии, что в прошлом не раз приводило к снижению конфронтационного фона.

По мнению Барака Обамы, «Владимир Путин постоянно заинтересован в работе с нами и в том, чтобы выглядеть нашим партнером». Фото Reuters

При всех различиях в оценках современного состояния отношений между Москвой и Вашингтоном вряд ли кто-то возьмется отрицать, что сегодня они переживают один из самых глубоких кризисов в современной истории. Конечно, российско-американское взаимодействие и раньше не было безоблачным. Однако нынешний кризис носит более фундаментальный и всеобъемлющий характер, чем периодический спад в отношениях, который мы видели немало за последние десятилетия. По всей видимости, он станет и самым длительным: очевидных путей выхода из нынешней ситуации в обозримом будущем не просматривается.

Вторая холодная война?

В последнее время стало модным говорить о начале нового издания холодной войны в мировой политике и проводить параллели между нынешним противостоянием Москвы и Вашингтона и советско-американской конфронтацией второй половины прошлого века. Такие параллели выглядят большой натяжкой: если в годы холодной войны отношения между Кремлем и Белым домом составляли главную ось мировой политики, то в ХХI веке они являются хотя и важным, но далеко не определяющим элементом глобальной международной системы. Мир перестал быть биполярным, и вернуть его к жесткой биполярности холодной войны невозможно.

Кроме того, в российско-американском противостоянии сегодня отсутствует тот идеологический фундамент (советский коммунизм против западной демократии), который предопределял тотальный характер противостояния эпохи холодной войны. Если в современном мире и существует антагонистический конфликт цивилизаций, то уж, конечно, не между США и Россией, а скорее между западным либерализмом и исламским фундаментализмом.

Наконец, Россия по своему потенциалу хоть и остается великой державой, но все же не может как Советский Союз на равных конкурировать с США по всем направлениям, особенно в сфере экономики и современных технологий. Ближайшим аналогом Советского Союза, с точки зрения экономического противостояния, для США становится Китай, но с той немаловажной поправкой, что между этими странами существует глубокая экономическая взаимозависимость, которой никогда не было между СССР и Америкой и которая неизбежно сдерживает американо-китайское соперничество в целом.

Означает ли сказанное выше, что нынешний кризис в российско-американских отношениях сегодня менее опасен, чем обстановка в годы холодной войны? Скорее наоборот. За десятилетия холодной войны Москва и Вашингтон смогли выработать и зафиксировать определенные «правила игры», позволявшие снижать риски неконтролируемой конфронтации. Совместными усилиями была создана плотная инфраструктура каналов коммуникаций, консультационных механизмов, двусторонних и многосторонних соглашений, призванных повысить предсказуемость и управляемость отношений. Сформировавшаяся в годы холодной войны уникальная архитектура двусторонних отношений между Москвой и Вашингтоном была в целом стабильной, что и позволяло ей оставаться практически в неизменном виде на протяжении достаточно длительного времени.

Нынешнее положение дел в отношениях между Россией и США стабильным никак не назовешь. Практически все каналы коммуникаций между странами заблокированы, договорно-правовая база отношений разрушается буквально на глазах, об общих «правилах игры» в мировой политике и говорить не приходится. Объективно растут риски возникновения конфликтов в результате случайностей, технических неполадок или неверно истолкованных действий противоположной стороны.

Неблагоприятно складывается общий международный фон: резко возросла нестабильность международной системы, терроризм приобретает глобальный характер, множатся региональные конфликты, растет угроза распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и т.д.

Дополнительным осложняющим фактором является президентская избирательная кампания в США, которая резко сужает горизонты внешнеполитического планирования для Белого дома и увеличивает факторы неопределенности для американских партнеров на мировой арене.

События самого последнего времени зародили надежду на то, что в Москве и Вашингтоне начинают осознавать масштабы нарастающих рисков и угроз международной безопасности: ведутся консультации по Украине, активизировались усилия по политическому урегулированию в Сирии, продолжается взаимодействие по ядерному досье Ирана, стороны придерживаются близких позиций по ядерной проблеме Корейского полуострова. Все это так, но говорить о стабилизации отношений более чем преждевременно.

Существующие риски перерастания конфронтации политической в военную по-прежнему нарастают, о новых «правилах игры» в двусторонних отношениях договориться пока не удается. Ненормальное состояние и негативная динамика отношений между Москвой и Вашингтоном становятся серьезной проблемой не только для наших двух стран, но и для международной системы в целом.

Отталкиваясь от известного афоризма Отто фон Бисмарка о том, что «политика есть искусство возможного», попробуем определить, что возможно и что невозможно в российско-американских отношениях на обозримую перспективу.

Судя по всему, сторонам будет весьма сложно добиться главного: восстановить доверие в отношениях друг с другом. Никакие встречи на высшем и высоком уровнях, никакие «вторые треки», никакие договоренности по частным - пусть и важным – вопросам не решают проблемы глубокой взаимной подозрительности, не снимают с повестки дня многочисленных взаимных претензий и обид. Доверие между Москвой и Вашингтоном подорвано основательно, и для его восстановления потребуется много времени, усилий, а главное – политической воли с обеих сторон.

У России и США отсутствует и вряд ли скоро возникнет единое видение основополагающих тенденций мирового развития, движущих сил этого развития, будущего мирового порядка, судьбы ведущих международных организаций, реформ международного права и т.д.

Между Кремлем и Белым домом – глубокое расхождение в понимании того, что является «законным», «справедливым», «этичным», «ответственным» в мировой политике. И в этом смысле можно констатировать «разрыв в ценностях» между российской и американской политическими элитами, что, в свою очередь, необязательно означает столь же глубокого разрыва в базовых ценностях между российским и американским обществами.

В силу отсутствия доверия и общего видения развития международных отношений в обозримой перспективе практически нереальным представляется сценарий повторной «перезагрузки» российско-американских отношений – независимо от того, кто придет в Белый дом в январе 2017 года и кто будет находиться в Кремле после выборов 2018 года.

«Перезагрузка» стала возможной при уникальном стечении исторических обстоятельств. И даже при этом она очень быстро исчерпала себя, не приведя к необратимому прорыву в отношениях, к переводу их в новое качество. Тот же Договор СНВ-3 при всем своем позитивном значении не выходит за рамки старой стратегической культуры периода холодной войны.

Что же тогда можно отнести к категории «возможного» в российско-американских отношениях?

Для ответа на этот вопрос стоит обратиться к тем сферам международных отношений, где роль России и США в обозримой перспективе будет оставаться значительной и где без их активного взаимодействия каждая из сторон будет сталкиваться с нарастающими проблемами.

Прежде всего, несмотря на различные представления о грядущем миропорядке, Россия и США не заинтересованы в обвальном разрушении миропорядка нынешнего. Обе державы остаются по преимуществу консервативными игроками, в целом ориентированными на удержание глобального статус-кво. В новом мировом порядке, какую бы форму он ни принял, роль Москвы и Вашингтона будет менее значимой, чем сейчас.

Очевидно также и то, что Россию и США объединяет и будет объединять общее желание избежать ядерного конфликта. При всем значении ядерных арсеналов третьих стран сегодня, как и в период холодной войны, существуют лишь две ядерные сверхдержавы. И такое положение сохранится на долгое время.

Российские и американские интересы совпадают и в том, что касается противодействия распространению ОМУ и борьбы с международным терроризмом. Не следует забывать, что усилия по разрешению ядерной проблемы Ирана и по ликвидации химического оружия в Сирии продолжались даже в самые острые моменты украинского кризиса. Конечно, отсутствие доверия будет ограничивать масштабы и глубину сотрудничества, но это сотрудничество неизбежно будет развиваться. Там и тогда, где и когда будут затрагиваться фундаментальные интересы национальной безопасности сторон.

С чего начинать?

Существует мнение, что прогресс в российско-американских отношениях возможен только после прихода к власти в США новой администрации, то есть не раньше января 2017 года. Фактически же с учетом времени, необходимого для формирования новой президентской команды, любые сколько-нибудь важные инициативы следует отложить до лета, а то и до осени следующего года.

Насколько оправдан такой выжидательный подход? Прежде всего не следует преувеличивать значение партийных разногласий во внешней политике США. Новая американская администрация может отличаться от своих предшественников по стилю, по тактическим решениям, но не по своему пониманию основополагающих национальных интересов. Перевернуть страницу и начать новую главу с «чистого листа» в отношениях между Москвой и Вашингтоном в любом случае не получится. Напротив, чем более существенный позитивный задел унаследует преемник действующего президента США, тем легче ему будет двигаться вперед.

Кроме того, стремительно меняющаяся международная обстановка делает любую паузу в российско-американском диалоге непозволительной роскошью. Исторический опыт показывает, что такие паузы лишь усугубляют кризисные ситуации в различных регионах мира, ведут к повышению рисков прямого военного столкновения России и США, к усилению позиций сторонников конфронтации в обеих странах.

Чтобы избежать худших сценариев в российско-американских отношениях, надо не выжидать «благоприятного» момента, который может и не представиться, а, не откладывая, начинать работать по конкретным направлениям.

Во-первых, необходимо восстанавливать разрушенные каналы российско-американского диалога. На разных уровнях и с разными участниками – от военных до парламентариев, от чиновников до представителей спецслужб. Диалог никогда не считался уступкой одной стороны другой и тем более одобрением политики другой стороны. Но отсутствие диалога неизбежно порождает недоверие, страхи, создает дополнительные риски.

Во-вторых, крайне важно приглушить враждебную риторику – прежде всего на официальном уровне. Ведь такая риторика влияет на общественное мнение, апеллирует к застарелым комплексам и темным инстинктам национального самосознания, приобретая собственную инерцию, которую будет все труднее остановить.

В-третьих, надо попытаться в максимальной степени оградить сохраняющиеся позитивные аспекты российско-американских отношений от негативного воздействия нынешнего кризиса. Это касается, например, двустороннего сотрудничества по проблемам Арктики, ряда приоритетных для обеих сторон научных проектов, университетских партнерств или взаимодействия по линии муниципалитетов. Конечно, полностью изолировать все эти аспекты от общего негативного политического фона вряд ли получится, но стремиться к этому нужно.

В-четвертых, высокий градус российско-американской конфронтации может быть понижен за счет участия обеих стран в работе многосторонних механизмов: ближневосточный «квартет», G-20, АТЭС, международные экономические и финансовые институты. Не случайно именно в многостороннем формате был достигнут прогресс в решении иранской ядерной проблемы, в многостороннем формате обсуждаются вопросы сирийского урегулирования, идут переговоры по ядерной проблеме КНДР и т.д. Такой формат позволяет сторонам демонстрировать большую гибкость, избегая при этом видимости односторонних уступок.

В-пятых, весьма актуальным, хотя и нелегким делом должно стать возрождение и развитие диалога по линии российского и американского гражданских обществ.

В-шестых, все более актуальной становится задача укрепления и развития русистики в США и американистики в России. Профессиональные сообщества в двух странах уже давно испытывают значительные финансовые трудности, а сегодня к ним добавляется еще и деформирующий политический контекст. Грань между экспертом и пропагандистом, между академической наукой и околонаучной публицистикой становится практически неразличимой. Снижение качества независимой экспертизы или малая востребованность такой экспертизы объективно уменьшают шансы на перевод российско-американского диалога в конструктивное русло.

Выход из текущего кризиса в российско-американских отношениях – перспектива не самого ближайшего времени. Ближайшей же задачей должно стать изменение динамики этого кризиса с негативной на позитивную. Это создаст необходимые предпосылки для постановки более амбициозных задач.

5 ноября (24 октября по старому стилю) 1809 года. После революции 1917 года Соединенные Штаты отказались признавать Советское правительство. Дипломатические отношения между СССР и США были установлены 16 ноября 1933 года.

Российско-американские отношения за сравнительно короткий срок прошли сложную эволюцию — от готовности России и США к сотрудничеству до взаимных разочарований и постепенного дистанцирования стран друг от друга.

Первый президент России Борис Ельцин впервые посетил США 31 января — 1 февраля 1992 года. В Кэмп-Дэвиде прошел саммит с участием российского лидера и американского президента Джорджа Буша-старшего. Стороны договорились продолжать процесс сокращения стратегических ядерных вооружений, сотрудничать в области торговли оружием, сфере нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и пр. По итогам встречи принята Кэмп-Дэвидская декларация, зафиксировавшая новую формулу российско-американских отношений, впервые было официально провозглашено окончание холодной войны .

7-16 ноября 2001 года президент России Владимир Путин совершил первый государственный визит в США . Главной темой российско-американских консультаций стала координация совместных усилий в борьбе с терроризмом. Обсуждалась общая международная обстановка и ситуация в отдельных регионах мира — в Центральной Азии, в Ираке, в зоне арабо-израильского конфликта и на Балканах. По итогам переговоров Владимир Путин и Джордж Буш-младший приняли совместные заявления по положению в Афганистане и ситуации на Ближнем Востоке, борьбе с биотерроризмом, противодействию незаконному обороту наркотиков, новым отношениям между США и Россией, экономическим вопросам.

В настоящее время отношения России и США переживают непростой период из-за различных подходов к урегулированию ряда важных международных проблем. В контексте внутриукраинского кризиса, во многом спровоцированного Вашингтоном, с марта 2014 года администрация Барака Обамы пошла по пути сворачивания связей с Россией, в том числе прекратила взаимодействие по линии всех рабочих групп совместной Президентской комиссии и в несколько этапов ввела санкции против российских физических и юридических лиц. С российской стороны предприняты ответные шаги, как зеркальные, так и асимметричные.

В этих условиях особую значимость имеет продолжающийся политический диалог на высшем и высоком уровне.

29 сентября 2015 года президент России Владимир Путин и президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама провели двустороннюю встречу "на полях" сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

30 ноября 2015 года Владимир Путин встретился с президентом США Бараком Обамой "на полях" конференции ООН по вопросам изменения климата в Париже. Состоялся подробный обмен мнениями по сирийской проблематике, обсуждалась также ситуация на Украине.

5 сентября 2016 года лидеры России и США встретились "на полях" саммита "Группы двадцати" в Ханчжоу (Китай). Также обсуждались актуальные вопросы международной повестки дня, в частности, ситуация в Сирии и на Украине.

Владимир Путин и Барак Обама также неоднократно общались по телефону.

28 января 2017 года состоялся телефонный разговор Владимира Путина с президентом США Дональдом Трампом. Владимир Путин поздравил Дональда Трампа с официальным вступлением в должность, пожелал успехов в предстоящей деятельности. В ходе беседы с обеих сторон был продемонстрирован настрой на активную совместную работу по стабилизации и развитию российско-американского взаимодействия на конструктивной, равноправной и взаимовыгодной основе.

4 апреля 2017 года лидеры России и США вновь пообщались по телефону .

Регулярный контакт поддерживали руководители внешнеполитических ведомств Сергей Лавров и Джон Керри, проведшие в 2015-2016 годах более 20 встреч и десятки телефонных разговоров.

В 2015-2016 годах Джон Керри четыре раза посещал Россию с рабочими визитами (12 мая и 15 декабря 2015 года, 23-24 марта и 14-15 июля 2016 года).

16 февраля 2017 года состоялась министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Переговоры Лаврова и Тиллерсона прошли в Бонне в преддверии министерского заседания G20.

Продолжается интенсивный обмен мнениями по актуальным международным и региональным проблемам, включая ситуацию на Ближнем Востоке, в Афганистане и на Корейском полуострове, противодействие международному терроризму и другим вызовам. При ведущей роли России и США выработана договоренность по урегулированию иранской ядерной проблемы, запущена работа Международной группы поддержки Сирии и введен в действие режим прекращения огня в этой стране.

Интенсивность обсуждения тематики контроля над вооружениями и нераспространения была резко снижена Вашингтоном в 2014 году наряду со свертыванием им контактов между военными. Вместе с тем, продолжается реализация Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанного 8 апреля 2010 года в Праге (вступил в силу 5 февраля 2011 года, срок действия — 10 лет с возможностью продления). Одним из наиболее проблемных в военно-политической сфере остается вопрос развертывания ПРО США. Диалог по нему приостановлен американцами, не желающими учитывать российские озабоченности, еще до событий на Украине.

В последние несколько лет динамика межпарламентских связей существенно снизилась из-за негативного отношения к сотрудничеству с российскими парламентариями со стороны членов Конгресса. После введения американцами санкций против целого ряда представителей Федерального Собрания имеют место только отдельные эпизодические контакты.

В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и санкций отмечается снижение двустороннего товарооборота. По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и США по итогам 2016 года составил 20276,8 миллиона долларов (в 2015 году — 20909,9 миллиона долларов), в том числе российский экспорт — 9353,6 миллиона долларов (в 2015 году — 9456,4 миллиона долларов) и импорт — 10923,2 миллиона долларов (в 2015 году — 11453,5 миллиона долларов).

По доле в российском товарообороте в 2016 году США заняли пятое место, по доле в российском экспорте — 10-е место, по доле в российском импорте — третье место.

В структуре экспорта России в США в 2016 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: минеральные продукты (35,60% от всего объема экспорта России в США); металлы и изделия из них (29,24%); продукция химической промышленности (17,31%); драгоценные металлы и камни (6,32%); машины, оборудование и транспортные средства (5,08%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (1,63%).

Российский импорт из США в 2016 году был представлен следующими группами товаров: машины, оборудование и транспортные средства (43,38% от всего объема импорта России из США); продукция химической промышленности (16,31%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (4,34%); металлы и изделия из них (4,18%); текстиль и обувь (1,09%).

В сфере двусторонних отношений действует несколько десятков межправительственных и межведомственных договоренностей по различным вопросам, включая транспорт, реагирование на чрезвычайные ситуации и т.п. В сентябре 2012 года вступило в силу соглашение об упрощении визовых формальностей. Россия ставит вопрос о дальнейшей либерализации режима взаимных поездок.

В области культурных связей с большим успехом в США проходят гастроли российских исполнителей классической музыки, театра и балета. Значительные усилия предпринимаются для сохранения и популяризации российского культурно-исторического наследия в США, включая музей на месте крепости Форт-Росс в Калифорнии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

2017 год, по всей видимости, останется в истории как год рецидива новой холодной войны. Под занавес года Дональд Трамп представил новую Стратегию национальной безопасности США, в которой Россия и Китай прямо названы угрозами Америке. Вашингтонскими стратегами поставлена цель достичь энергетического доминирования в мире. Принято решение о поставках американского оружия Украине и Грузии. Тем временем, в экспертных кругах США наалось публичное обсуждение готовности Америки к войне «на два фронта» с Россией и Китаем. Корреспондент «Евразия.Эксперт» подвел итоги года в беседе с Директором Центра военно-политического анализа Гудзонского института в Вашингтоне Ричардом Вайцем.

- Господин Вайц, какие бы Вы выделили основные изменения в новой Стратегии национальной безопасности США?

Стратегия содержит элементы преемственности с предыдущими редакциями [документа]. Как и раньше, присутствует заявка США на глобальное лидерство с использованием всех элементов своей мощи, не только военных. Кроме того, в документе сделан неожиданный, учитывая заявления Трампа во время президентской кампании, акцент на важности союзников и международных институтов, таких как ООН.

Есть и ряд аспектов, которых не было в предыдущих редакциях Стратегии национальной безопасности. Во-первых, стратегия выдержана в темных, даже мрачных тонах по сравнению с предыдущими версиями. Отмечается множество угроз США и множество различных типов вызовов.

Вместо обсуждения изменения климата в стратегии речь идет о доминировании США в энергетике. Новое – это и восприятие Китая как как более серьезной угрозы, чем в предыдущих документах.

- В документе утверждается, что Китай и Россия бросают вызов американскому влиянию, ценностям и богатству, а также посягают на безопасность и благополучие Америки. Усиление конфронтации между США, с одной стороны, и Россией с Китаем – с другой теперь неизбежно?

В стратегии стало больше неопределенности, связанной с глобализацией, которая воспринимается в негативном свете. Так, в тексте отмечается нелегальная иммиграция как потенциальный риск для безопасности. Стратегия фокусируется на китайском и российском влиянии в мире, даже в Латинской Америке. В отношении России это не ново по сравнению с другими документами, вышедшими в США после 2014 г. В новой стратегии не говорится, что Россия – более серьезный оппонент, нежели Китай.

- Кстати, в Китае подвергли критике новую Стратегию национальной безопасности США, заявив, что Белый дом возрождает атмосферу и образ мышления времен холодной войны…

Китайцев насторожила новая стратегия, поскольку произошел возврат к языку предвыборной гонки Трампа. Тогда он выступал с негативными заявлениями о китайском агрессивном экономическом поведении, манипуляции его валютным курсом, кибер-воровсте интеллектуальной собственности США и т.д.

Трамп во многом отбросил эту риторику после выборов. Когда китайский и американский лидеры встретились во Флориде в марте , они договорились о сотрудничестве по северокорейскому кризису.

Но в новой стратегии Китай воспринимается негативно. Тому есть ряд причин [которые приводятся в документе]: враждебное воздействие Китая на национальную безопасность США, американские ценности, экономическая агрессия, враждебное влияния на Южную Азию, воровство американской интеллектуальной собственности. Вполне понятно, почему китайское правительство недовольно этим документом.

- Недавно был опубликован доклад известного американского «мозгового центра» RAND Corporation. Авторы утверждают, что США могут проиграть войну против объединившихся России и Китая. Состояние вооруженных сил США оценивается как неудовлетворительное. Как вы объясняете такие оценки?

Неудовлетворительная оценка зависит от того, какая ставится задача. Способность американской армии победить Северную Корею или Иран или одолеть террористов в Сирии и Ираке явно удовлетворительная.

Могут ли США победить объединенные силы России и Китая? Исход будет удовлетворительным только если США быстро нанесут поражение обеим странам без больших потерь. Но очевидно, что это невозможно.

США не смогут оккупировать территории обеих стран и не смогут перехватить все ракеты, направленные на цели в США. Это нанесет неприемлемый ущерб США. Поэтому США не могут «удовлетворительно выиграть» полномасштабную войну против России и Китая одновременно. К счастью, новая Стратегия национальной безопасности не ставит задачи воевать против Китая или России.

- Какие изменения могут произойти во внешней политике США в отношении России в 2018 г.? Стоит ли ожидать нормализации отношений двух стран?

Думаю, мы все разочарованы тем, что произошло в 2017 г. Полноценная нормализация отношений не ожидалась, но немногие догадывались, что российско-американские отношения станут столь плохими после избрания Трампа. Полагаю, обе стороны согласятся с утверждением, что отношения между Москвой и Вашингтоном сейчас в самом плохом состоянии с момента окончания холодной войны.

Решение США снабжать вооружениями украинскую армию, вероятно, окажет негативный эффект на американо-российские отношения. Оно может привести к обострению военных действий на Украине в ближайшем будущем, даже если в долгосрочном плане это приведет к разрешению украинского конфликта.

Несмотря на ограниченный выводов российских сил из Сирии, возможности по кооперации в Афганистане и в войне против ИГИЛ (запрещенная организация – прим. «ЕЭ»), мало кто ожидает, что полная нормализация отношения произойдет в обозримом будущем.

- Какую в таком случае США будет проводить политику на постсоветском пространстве?

На сегодняшний день ни Центральная Азия, ни Южный Кавказ не рассматриваются администрацией Трампа как приоритет. Администрация Обамы также не была серьезно вовлечена в регион.

Действительно, администрация Трампа недавно решила поставить некоторые виды вооружений Грузии и заинтересована в процессе реформ в Узбекистане. В Казахстане есть важные американские бизнес-интересы.

Вместе с тем, США не предпринимали крупных усилий по разрешению Нагорно-Карабахского конфликта.

Дипломатические усилия США в постсоветских республиках фокусируются на украинском конфликте и России. Это не значит, что интерес США не может усилиться к другим регионам. Это будет зависеть от внешних факторов, например, возобновления военных действий. Это также относится и к другим бывшим советским республикам, таким как Молдавия или Беларусь. Обострение ситуации, изменения на правительственном уровне и другие региональные факторы могут привести к тому, что внимание США к этим странам возрастет.

gastroguru © 2017