Изобразительное искусство древней руси. Изобразительное искусство древней руси Фреска Ферапонтова монастыря

Богоматерь Оранта. МозаикаОбразу Богоматери на Руси
всегда придавали гораздо
большее значение, чем
Деве Марии в католической
церкви. У каждого образа
Божьей Матери свое
значение. Церковные
предания хранят истории
создания, появления на
Руси икон с образом
Пресвятой Богородицы как
высокочтимых.

Богоматерь. Оранта

«Нерушимая Стено!
Матерь всего сущего,
великая Берегиня,
Заступница людская,
Оранта». Такими
эпитетами наделил
русский народ образ
Марии.

Богоматерь Владимирская

Объятия Богоматери и
Божественного Младенца
раскрывают полноту
Божественной любви,
высшим проявлением
которой и является жертва,
приносимая Христом для
спасения людей. Именно об
этой жертве напоминает
изображение престола с
орудиями страстей на
обороте иконы,
выполненное в начале XV
века.

Богоматерь Владимирская. Оборотная сторона иконы. Престол и орудия страстей

Икона "Богоматерь
Владимирская" принадлежит к
числу наиболее древних и
прославленных святынь русской
Церкви. История Владимирской
чудотворной иконы теснейшим
образом связана с историей
русского государства, именно с
ней предание связывает
возвышение Северо-Восточной,
а затем и Московской Руси. Как
свидетельствуют древние
летописи и литературные
сказания, через эту икону
Богоматерь нередко оказывала
чудесную помощь и
покровительство Владимиру,
Москве и всей земле Русской.

Новгородская живопись.

Ангел Златые Власы. Икона

В этом поэтически
одухотворенном
образе безвестный
иконописец раскрыл
свое представление
о красоте.

Пантократор. Фреска из церкви Спаса на Ильине

По монументальности и
могучему живописному
темпераменту фрески
Феофана Грека
занимают особое место
в мировом искусстве
XIV века. Согласно
канону, в куполе храма
изображен ХристосПантократор. Суров и
грозен Бог.

Старец Макарий Египетский. Фреска

Грандиозный образ Макария
Египетского запоминается
навсегда. Разителен
контраст темного лика,
темных ладоней,
обращенных в молитве к
Богу, и белых волос и
длинной, белоснежным
потоком спадающей бороды.
Вместо человеческого тела светящийся белый столп,
чудесным образом
преображенная
человеческая природа.

Чудо Георгия о змие. Икона.

Особой любовью
новгородцев пользовался
святой Георгий, отважный
всадник-воин, поражающий
копьем чудовище-дракона. В
сознании людей того
времени Егорий Храбрый,
как называли его в народе,
был воплощением светлого
начала, поражающего
враждебную человеку силу,
часто в нем видели
бесстрашного ратоборца,
защитника Родины.

Битва новгородцев с суздальцами Вторая половина XV в. .

Икона "Битва новгородцев с
суздальцами (Чудо от иконы
"Знамение")" происходит из
Успенской церкви села
Курицкое на озере Ильмень.
В основе этого
оригинального
иконографического типа
лежит предание об иконе
"Богоматерь Знамение",
чудесным образом
оказавшей помощь
Новгороду при осаде его
суздальскими войсками в
1170 году.

Изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества

Дмитрий Солунский. Икона

В истории Русской
Православной Церкви воинская
тематика всегда занимала
важное место, это проявлялось
в особом почитании тех святых
мучеников, которые по роду
занятий своих были воинами
В образах мучеников-воинов
отразилось идеальное
представление о мужестве,
беззаветной храбрости, вере и
верности своему Отечеству,
ведь это было Отечество
православное, а ратный подвиг
в православных странах
рассматривался как
высочайшая форма служения
христианина.

Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль. Фрагмент стены

Творчество Рублева и Дионисия.

Фреска Ферапонтова монастыря. Богоматерь с коленопреклоненными ангелами

Гимном Богородице, заступнице Русской земли
звучат фрески, исполненные Дионисием в церкви
Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. .

Фреска Ферапонтова монастыря. Богоматерь с ангелами

Фреска Ферапонтова монастыря. Святой Николай

Дионисий существенно
изменяет образ человека:
фигуры сильно удлиняются,
голова, руки и ноги
подчеркнуто уменьшаются. В
этом отразилась
аристократичность вкусов
царственной Москвы.
Гармония, абсолютное
внутреннее равновесие,
праздничное любование
характерно для творчества
Дионисия.

Распятие. Дионисий

Икона "Распятие"
происходит из
праздничного ряда
иконостаса
Троицкого собора
Павло-Обнорского
монастыря близ
Вологды.

Фрески в Успенском соборе Владимира Рублев Андрей

В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украсили
фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси
- Успенский собор во Владимире. Среди дошедших фрагментов
лучше всего сохранилось изображение "Страшного суда",
которое занимало западную часть трех нефов собора.

Спас. Из деисусного чина (Звенигородского) Рублев Андрей

Несмотря на отсутствие
каких-либо
исторических
свидетельств, иконы
Звенигородского чина
рассматриваются
большинством
исследователей как
произведения Андрея
Рублева.

Троица Рублев Андрей

"Да будут все
едино, как Ты,
Отче, во Мне, и
Я в Тебе, так и
они да будут в
Нас едино".

Богоматерь Оранта. Мозаика Образу Богоматери на Руси всегда придавали гораздо большее значение, чем Деве Марии в католической церкви. У каждого образа Божьей Матери свое значение. Церковные предания хранят истории создания, появления на Руси икон с образом Пресвятой Богородицы как высокочтимых. Образу Богоматери на Руси всегда придавали гораздо большее значение, чем Деве Марии в католической церкви. У каждого образа Божьей Матери свое значение. Церковные предания хранят истории создания, появления на Руси икон с образом Пресвятой Богородицы как высокочтимых.


Богоматерь. Оранта «Нерушимая Стено! Матерь всего сущего, великая Берегиня, Заступница людская, Оранта». Такими эпитетами наделил русский народ образ Марии. «Нерушимая Стено! Матерь всего сущего, великая Берегиня, Заступница людская, Оранта». Такими эпитетами наделил русский народ образ Марии.


Богоматерь Владимирская Объятия Богоматери и Божественного Младенца раскрывают полноту Божественной любви, высшим проявлением которой и является жертва, приносимая Христом для спасения людей. Именно об этой жертве напоминает изображение престола с орудиями страстей на обороте иконы, выполненное в начале XV века. Объятия Богоматери и Божественного Младенца раскрывают полноту Божественной любви, высшим проявлением которой и является жертва, приносимая Христом для спасения людей. Именно об этой жертве напоминает изображение престола с орудиями страстей на обороте иконы, выполненное в начале XV века.


Богоматерь Владимирская. Оборотная сторона иконы. Престол и орудия страстей Богоматерь Владимирская. Оборотная сторона иконы. Престол и орудия страстей Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви. История Владимирской чудотворной иконы теснейшим образом связана с историей русского государства, именно с ней предание связывает возвышение Северо-Восточной, а затем и Московской Руси. Как свидетельствуют древние летописи и литературные сказания, через эту икону Богоматерь нередко оказывала чудесную помощь и покровительство Владимиру, Москве и всей земле Русской.






Пантократор. Фреска из церкви Спаса на Ильине По монументальности и могучему живописному темпераменту фрески Феофана Грека занимают особое место в мировом искусстве XIV века. Согласно канону, в куполе храма изображен Христос- Пантократор. Суров и грозен Бог. По монументальности и могучему живописному темпераменту фрески Феофана Грека занимают особое место в мировом искусстве XIV века. Согласно канону, в куполе храма изображен Христос- Пантократор. Суров и грозен Бог.


Старец Макарий Египетский. Фреска Грандиозный образ Макария Египетского запоминается навсегда. Разителен контраст темного лика, темных ладоней, обращенных в молитве к Богу, и белых волос и длинной, белоснежным потоком спадающей бороды. Вместо человеческого тела - светящийся белый столп, чудесным образом преображенная человеческая природа. Грандиозный образ Макария Египетского запоминается навсегда. Разителен контраст темного лика, темных ладоней, обращенных в молитве к Богу, и белых волос и длинной, белоснежным потоком спадающей бороды. Вместо человеческого тела - светящийся белый столп, чудесным образом преображенная человеческая природа.


Чудо Георгия о змие. Икона. Особой любовью новгородцев пользовался святой Георгий, отважный всадник-воин, поражающий копьем чудовище-дракона. В сознании людей того времени Егорий Храбрый, как называли его в народе, был воплощением светлого начала, поражающего враждебную человеку силу, часто в нем видели бесстрашного ратоборца, защитника Родины.


Битва новгородцев с суздальцами Вторая половина XV в.. Икона "Битва новгородцев с суздальцами (Чудо от иконы "Знамение")" происходит из Успенской церкви села Курицкое на озере Ильмень. В основе этого оригинального иконографического типа лежит предание об иконе "Богоматерь Знамение", чудесным образом оказавшей помощь Новгороду при осаде его суздальскими войсками в 1170 году.




Дмитрий Солунский. Икона В истории Русской Православной Церкви воинская тематика всегда занимала важное место, это проявлялось в особом почитании тех святых мучеников, которые по роду занятий своих были воинами В образах мучеников-воинов отразилось идеальное представление о мужестве, беззаветной храбрости, вере и верности своему Отечеству, ведь это было Отечество православное, а ратный подвиг в православных странах рассматривался как высочайшая форма служения христианина. В образах мучеников-воинов отразилось идеальное представление о мужестве, беззаветной храбрости, вере и верности своему Отечеству, ведь это было Отечество православное, а ратный подвиг в православных странах рассматривался как высочайшая форма служения христианина.










Фреска Ферапонтова монастыря. Святой Николай Дионисий существенно изменяет образ человека: фигуры сильно удлиняются, голова, руки и ноги подчеркнуто уменьшаются. В этом отразилась аристократичность вкусов царственной Москвы. Гармония, абсолютное внутреннее равновесие, праздничное любование характерно для творчества Дионисия.


Распятие. Дионисий Икона "Распятие" происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды. Икона "Распятие" происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды.


Фрески в Успенском соборе Владимира Рублев Андрей В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украсили фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси - Успенский собор во Владимире. Среди дошедших фрагментов лучше всего сохранилось изображение "Страшного суда", которое занимало западную часть трех нефов собора. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный украсили фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси - Успенский собор во Владимире. Среди дошедших фрагментов лучше всего сохранилось изображение "Страшного суда", которое занимало западную часть трех нефов собора.


Спас. Из деисусного чина (Звенигородского) Рублев Андрей Несмотря на отсутствие каких-либо исторических свидетельств, иконы Звенигородского чина рассматриваются большинством исследователей как произведения Андрея Рублева. Несмотря на отсутствие каких-либо исторических свидетельств, иконы Звенигородского чина рассматриваются большинством исследователей как произведения Андрея Рублева.


Троица Рублев Андрей "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино". "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино".

Cлайд 1

Cлайд 2

Византийские образы и каноны. С принятием христианства в храмовой архитектуре была принята художественная система, разработанная Византией. Основу крестовокупольного храма составляет квадрат, расчленённый четырьмя опорами – на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой, на плане образует крест. Крестовокупольная система перекрытия.

Cлайд 3

В X веке князь Владимир расширил город, включив в него торг и посад и окружив их новой системой оборонительных сооружений – огромными валами и рвами. На территории города насчитывалось более десяти деревянных и каменных церквей. В 1037 г. начато строительство Софийского собора. Вид древнего Киева. Реконструкция.

Cлайд 4

XI в. Реконструкция. Софийский собор построен сыном Владимира Ярославом Мудрым (1037- 1050). София Киевская – пятинефный собор крестовокупольной системы, на востоке ограничен пятью апсидами, увенчан 13 куполами, под центральным куполом двенадцатиоконный барабан, который заливал светом огромное пространство. Ступенчато пирамидальный облик храма выгодно отличает собор от однотипных византийских церквей. Собор Св. Софии. XI в.

Cлайд 5

Одной из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 986 -996 гг. в честь Пресвятой Богородицы. На сооружение храма ушла десятая часть княжеских доходов (отсюда и название). Церковь рухнула во время осады Батыя. Храм Успения Богородицы (Десятинная церковь). 986 – 989 гг. Киев.

Cлайд 6

купол барабан закомара абсида портал арочное окно Одноглавый четырехстолпный храм крестовокупольной системы

Cлайд 7

Cлайд 8

Апсида – полукруглый или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом. апсида

Cлайд 9

Закомара - полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания в русской архитектуре, повторяет очертания расположенного за ней свода. закомара

Cлайд 10

Арка (арочное окно) – криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами). арка

Cлайд 11

Церковь Спаса на Нередице. Новгород 1189 – 1199 г.г. XI – XII в. на Руси – период феодальной раздробленности. В это время образуются новые княжества со своими художественными школами. Выделяются два центра: Новгород и Владимиро – суздальское княжество. Новгородская церковь Спаса Нередицы отличается во внешнем облике земной простотой и кажется живой формой самой природы.

Cлайд 12

Cлайд 13

Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.) наиболее совершенное творение владимирских зодчих. В его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и закомар, но и очень рациональным использованием декора.

Cлайд 14

Храм называют поэмой, запечатленной в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Легкость удлиненных форм создает впечатление невесомости. Храм посвящен Покрову Богородицы. 1 октября – празднование Покрова. У славян это день благодарения земли за урожай. Церковь Покрова на Нерли В Боголюбове. XII в.

Cлайд 15

"Как мера и красота укажут..." Этой формулой руководствовались зодчие, возводя храм Покрова на Нерли. Оказалось, что размеры его относятся примерно как 2:3:5:8, т. е. совпадают с числами Фибоначчи, а высота храма и его длина составляют золотую пропорцию. Стены храма украшает традиционная белокаменная резьба, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Аркатурный пояс

Cлайд 16

На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Cлайд 17

Храм построен из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским в 1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами. Сохранилось предание о том, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава – в память о нём.

Введение История древнерусского искусства насчитывает почти тысячелетие. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока.


Прогрессивное значение в искусстве имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.


Язычество в искусстве Среди множества факторов, определявших своеобразные черты формирующейся раннеславянской культурной общности, следует выделить два основных. Первый из них - преобладание анимистических верований в многочисленных безличных добрых и злых духов, повсеместно окружающих человека, способных являться в разных образах («оборотни»), и культов «низшего порядка», связанных с богами- покровителями рода и племени, способствующими его благополучию, оберегающими его землю и скот, дающими им плодородие.


Второй фактор - широта и интенсивность культурных контактов, объясняющих то разнообразие мотивов и форм, что наблюдаются в наиболее совершенных памятниках ремесла собственно славянских мастеров, которые датируются VI-X веками. С ним же связано такое явление, как синкретизм, то есть сочетание в культовых обрядах и декоре ритуальных предметов элементов, характерных для разных религий. Синкретизм можно было бы назвать одним из наиболее приметных свойств славянской культуры на всем протяжении дохристианского периода ее истории.


Основной массив находок составляют изделия из черного и цветных металлов, керамические сосуды. Элементы художественности, точность передачи абстрактной объемной формы, мера преодоления грубости, инертности природного материала, тщательность обработки поверхности, характер и обилие орнаментации заметно усиливаются в предметах, имевших, как можно предположить, ритуальное назначение. Так, тонкие узоры, покрывавшие стенки глиняных сосудов, возможно, представляют собой символы плодородия, солнца, воды и огня. Основной массив находок составляют изделия из черного и цветных металлов, керамические сосуды. Элементы художественности, точность передачи абстрактной объемной формы, мера преодоления грубости, инертности природного материала, тщательность обработки поверхности, характер и обилие орнаментации заметно усиливаются в предметах, имевших, как можно предположить, ритуальное назначение. Так, тонкие узоры, покрывавшие стенки глиняных сосудов, возможно, представляют собой символы плодородия, солнца, воды и огня.


Судя по характеру украшений, находимых археологами на обширных территориях, Искусство восточных славян 15 заселенных славянскими племенами, в искусстве VIII-X веков дает о себе знать процесс выделения из массы изделий художественного ремесла произведений самого высокого качества, связанных с бытом родоплеменной знати. Судя по характеру украшений, находимых археологами на обширных территориях, Искусство восточных славян 15 заселенных славянскими племенами, в искусстве VIII-X веков дает о себе знать процесс выделения из массы изделий художественного ремесла произведений самого высокого качества, связанных с бытом родоплеменной знати.


Славянские боги наделяются наибольшей силой, властью и возможностями и соответственно рассматриваются как высшие сакральные ценности. От их воли зависит благополучие человека; в наиболее ответственных ситуациях он непосредственно обращается к богам с просьбами о помощи. Внук Ольги, князь Владимир, твердив около 980 года официальный общегосударственный культ Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Лишь двое из них - Перун и Мокошь - могут быть причислены к славянскому (точнее, балто- славянскому и финно- угорскому) пантеону, тогда как другие несли на себе явные приметы культов сармато- иранского происхождения. На холме в Киеве ставятся их изваяния.Славянские боги наделяются наибольшей силой, властью и возможностями и соответственно рассматриваются как высшие сакральные ценности. От их воли зависит благополучие человека; в наиболее ответственных ситуациях он непосредственно обращается к богам с просьбами о помощи. Внук Ольги, князь Владимир, твердив около 980 года официальный общегосударственный культ Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Лишь двое из них - Перун и Мокошь - могут быть причислены к славянскому (точнее, балто- славянскому и финно- угорскому) пантеону, тогда как другие несли на себе явные приметы культов сармато- иранского происхождения. На холме в Киеве ставятся их изваяния.


Активное вовлечение Руси в орбиту притяжения византийской художественной и духовной культуры началось задолго до 988 года - времени ее официального крещения. В искусстве, культивируемом при киевском княжеском дворе, наряду с традиционными орнаменталь но-эмблематическими композициями под влиянием византийских образцов получают все большее распространение «реалистические» изображения, в центре которых находятся человеческие фигуры. Они представляют сцены охоты, борьбы мифологических героев, цирковые игры. К произведениям такого рода относится костяной гребень X века (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) из Белой Вежи (Саркела) на Дону, хазарского города, захваченного князем Святославом в 965 году. Активное вовлечение Руси в орбиту притяжения византийской художественной и духовной культуры началось задолго до 988 года - времени ее официального крещения. В искусстве, культивируемом при киевском княжеском дворе, наряду с традиционными орнаменталь но-эмблематическими композициями под влиянием византийских образцов получают все большее распространение «реалистические» изображения, в центре которых находятся человеческие фигуры. Они представляют сцены охоты, борьбы мифологических героев, цирковые игры. К произведениям такого рода относится костяной гребень X века (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) из Белой Вежи (Саркела) на Дону, хазарского города, захваченного князем Святославом в 965 году.


Искусство Киевской Руси после принятия христианства Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. Эти особенности очень ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов и в гражданском и крепостном строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях - храмах. Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. Эти особенности очень ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов и в гражданском и крепостном строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях - храмах.


Христианские храмы появились на Руси еще в 10 в. Сначала они были деревянными. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена». В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 и последующих столетиях. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Христианские храмы появились на Руси еще в 10 в. Сначала они были деревянными. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена». В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 и последующих столетиях. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках.


Особенность зодчества Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви Десятинной наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Особенность зодчества Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви Десятинной наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное.


При сооружении самого значительного памятника того времени - Софийского собора в Киеве (11 в.) - древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Византийская система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде. При сооружении самого значительного памятника того времени - Софийского собора в Киеве (11 в.) - древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Византийская система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде.


В изобразительном искусстве Древней Руси своеобразие проявилось с не меньшей силой. Живописи как таковой в дохристианской Руси не существовало. Она пришла вместе с византийскими иконами и византийскими художниками. Но уже в вв. в древнерусской иконописи появились образы и связанные с ними сюжеты, характерные только для России, в частности, широкое распространение получил культ великомучеников Бориса и Глеба.


Основными видами живописи в Древней Руси были фреска и икона. Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Основными видами живописи в Древней Руси были фреска и икона. Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Фреска – это живописное изображение по сырой штукатурке. В основном ей пользовались для росписи интерьеров храмов и церквей. Фреска – это живописное изображение по сырой штукатурке. В основном ей пользовались для росписи интерьеров храмов и церквей.


Икона - изображение ликов Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного Писания. Этому изображению церковь приписывала священный характер, потому икона выполняла функцию религиозного культа – ей поклонялись, на нее молились. Икона - изображение ликов Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного Писания. Этому изображению церковь приписывала священный характер, потому икона выполняла функцию религиозного культа – ей поклонялись, на нее молились. «Николай Чудотворец»(начало 13 в.)


А писание икон – иконопись – была главным видом живописи того времени. Даже в Византии иконопись никогда не играла такой важной роли, как на Руси, где она стала одной из основных, общераспространенных форм изобразительного искусства, соперницей монументальной живописи. Именно иконы являются основным жанром древнерусской живописи. Иконопись, в отличие от светской живописи, осуществлялась по определенным канонам.


Наиболее примечательны иконы и росписи Софийского собора в Киеве (1037), церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199), иконы «Устюжское Благовещение» (конец 12 в.), «Спас Нерукотворный» (конец 12 в.), «Голова Архангела» (конец 12 в.), «Николай Чудотворец» (начало 13 в.).


Заключение В период становления феодальной Руси (особенно после Крещения Руси) очень сильное влияние Византии. Длительный период развития русской культуры определялся религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство и иконопись. Иконопись положила начало русской живописи. Хотя вначале русские иконописцы придерживались византийского стиля, очень скоро был выработан свой, русский стиль и Русь дала целый ряд знаменитых иконописцев, прославивших себя и русскую иконопись на весь мир. Конечно искусство Древней Руси следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии - в живописи даже были созданы образцы - «прориси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалось, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам, и вопреки им умела проявить себя богатая творческая личность русского художника.


Православие также положило начало русскому зодчеству - архитектуре. В языческой Руси не было храмов. Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси, сначала по византийским образцам, а потом - в своём, русском стиле. Опираясь на вековые традиции восточноевропейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка. Это строительство повлекло за собой развитие других искусств и художественных ремесел: ювелирного дела, производства эмали и пр. С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабевает.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иконопись Изобразительное искусство Древней Руси

Феофан Грек Сведения о жизни (ок. 1340 – 1410 гг.)

Троица Ветхозаветная. 1378 г. фреска в северо-западной угловой камере на хорах

Успение. Оборот иконы "Богоматерь Донская" 90-е годы XIV века. Москва, Государственная Третьяковская Галерея 1378 г. Столпник. Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. В честь Феофана Грека назван кратер на Меркурии В честь Феофана Грека выпущена памятная монета Банка России

Энергичная, стремительная манера письма Суровый, грозный аскетизм Колорит красно-желто-коричневый Резкие пробелы, «перистые» линии Техника светотени (для эффекта объемности изображения) Особенности техники Феофана Грека:

Андрей Рублёв Сведения о жизни (около 1340/1350 - 17 октября 1428, Москва; погребён в Спасо - Андрониковом монастыре)

Троица. 1425-1427 гг.

Спас в силах. 1408 г. Гос. Третьяковская галерея. Москва.

В творениях Рублева царят тишина, очарованность жизнью, отзывчивость души Преобладают нежные и легкие краски, придающие евангельским сценам исключительное очарование Главное внимание Рублев сосредоточил на человечности переживаний, внутренней гармонии, душевном благородстве и сердечной доброте Особенности техники Андрей Рублева:

Дионисий Сведения о жизни (ок. 1440 – 1503 гг.)

Ферапонтово. За покоем ТВЕРДЫНИ. Начало XVI в.

Богоматерь с младенцем Христом. Фрагмент фрески «О Тебе радуется» на северной стене собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502

Московская школа живописи Произведения отличаются утонченным пропорциями удлиненных фигур, стремление к грандиозности и изяществу нежные, светлые оттенки (ок. 40 оттенков) Особенности техники Дионисия:

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"

5 класс. Цель: Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи. Формировать навыки работы художественной росписи....

Повторитель – обобщающий урок Тема: Искусство Древней Руси. Иконопись.

Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся о культуре нашей 14- 16вв, развить зрительную память, умения мыслить, анализировать визуальный материал, делать выводы, воспитать любовь и уваже...

gastroguru © 2017